Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5357/2019
23 сентября 2019 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиновенко О.А.
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Еврейской автономной области": представители не явились;
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Еврейской автономной области – ФИО1 представитель по доверенности от 09.01.2019г № 840/25-20;
от Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Еврейской автономной области
на решение от 16.07.2019
по делу № А16-521/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Нехамкиной А.А.
по иску Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Еврейской автономной области" (ОГРН <***>, ИНН <***>
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>; Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 207 519 рублей 45 коп.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Еврейской автономной области" (далее – истец, Военный комиссариат) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее – Управление Росгвардии по ЕАО) о взыскании 207 519 рублей 45 копеек ущерба, связанного с переплатой пенсии ФИО2 за период с 17.04.2018г по24.10.2018.
Определением суда от 20.05.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – ФИО3).
Решением суда от 16.07.2019г с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в пользу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Еврейской автономной области" 207 519 рублей 45 копеек ущерба. В удовлетворении исковых требований к управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Еврейской автономной области о взыскании 207 519 рублей 45 копеек ущерба отказано.
Не согласившись с решением суда, в Шестой арбитражный апелляционный суд обратилось Управление Росгвардии по ЕАО с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указало на неприменение судом норм материального права – Закона РФ от 12.02.1993г № 4468-1, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004г № 6-П. Судом, по мнению заявителя не учтено, что ФИО2 не восстанавливался в месте службы, судом не учтено его недобросовестное поведение в виде получения неосновательного обогащения. С учетом приведенных норм и права указало на отсутствие оснований для одновременного получения лицами, проходившими военную службу, пенсии за выслугу лет и денежного довольствия, выплачиваемого военнослужащему в связи с признанием увольнения незаконным и восстановления его на службе.
Определением суда от 21.08.2019г апелляционная жалоба принята к производству судом, дело назначено к судебному разбирательству на 17.09.2019г на 12 часов 20 минут.
В судебном заседании представитель Управления Росгвардии по ЕАО поддержал доводы апелляционной жалобы.
Военный комиссариат в отзыве просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы Управления Росгвардии по ЕАО в отсутствие своего представителя.
Представители ФИО3 в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, отзыва не представили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, пояснения ответчика, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, ФИО2 проходил службу в Управлении Росгвардии по ЕАО в должности главного специалиста группы материально-технического обеспечения с 26.12.216г по 16.04.2018г.
16.04.2018г приказом начальника отдела Росгварии по ЕАО от 13.04.2018 № 41 л/с майор полиции ФИО2 уволен со службы войск национальной гвардии РФ по пункту 7 части 2 статьи 82 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 342-ФЗ)., с 17.04.2018г ФИО2 состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате, является получателем военной пенсии за выслугу лет.
Приказ об увольнении № 41 л/с от 16.04.2018г был обжалован ФИО2 в суд.
Названный приказ признан незаконным судебной коллегией по гражданским делам суда Еврейской автономной области, изменены дата и формулировка основания увольнения ФИО2 на увольнение по пункту 11 части 2 статьи 82 Закона № 342 в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, с 24.10.2018.
Согласно выпискам из приказа Управления Росгвардии по ЕАО от 28.11.2018 № 653, № 100 л/с, приказ начальника Отдела Росгвардии по ЕАО от 13.04.2018 № 41 л/с отменен, ФИО2 с 24.10.2018 уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Закона № 342-ФЗ.
Из справки-расчета от 07.02.2019 следует, что за период с 17.04.2018 по 24.10.2018 ФИО2 выплачено 207 519 рублей 46 копеек пенсии.
14.12.2018 Военный комиссариат направил ФИО2 письмо за № 754 с предложением возвратить переплату пенсии в размере 207 519 рублей 45 копеек.
30.01.2019 Военный комиссариат обратился в Управлению Росгвардии по ЕАО с требованием возместить ущерб в размере 207 519 рублей 45 копеек.
В ответ на данное письмо Управление Росгвардии по ЕАО указало, что не несет ответственность за недобросовестные действия ФИО2
Ссылаясь на то, что в результате незаконных действий должностных лиц Управления Росгвардии по ЕАО в период с 17.04.2018 по 24.10.2018 произошла переплата пенсии ФИО2 в размере 207 519 рублей 45 копеек, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктами 1, 2 статьи 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из содержания главы 59 ГК РФ следует, что общими условиями деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами, вину причинителя вреда, размер причиненного вреда. Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности условий деликтной ответственности.
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах) определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Правовое регулирование пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон № 4468-1).
Согласно пункту "а" статьи 11 Закона № 4468-1, пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего закона, а также их семей, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
При этом, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации утв.Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082).
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 24.10.2018 по делу № 33-684/2018 признан незаконным приказ Управления Росгвардии по ЕАО от 13.04.2018 № 41 л/с об увольнении ФИО2 со службы в органах внутренних дел по пункту 7 части 2 статьи 82 Закона № 342-ФЗ. Дата и формулировка основания увольнения ФИО2 изменены на увольнение по пункту 11 части 2 статьи 82 Закона № 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, с 24.10.2018.
Таким образом, указанным определением установлена вина Управления Росгвардии по ЕАО в незаконном увольнении ФИО2 с 16.04.2018. Факт выплаты ФИО2 за период с 17.04.2018 по 24.10.2018 пенсии в общей сумме 207 519 рублей 45 копеек подтверждается представленной в материалы дела выпиской из лицевого счета ФИО2 за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 из пенсионного дела № ЕО/2601.
В силу статьи 6 Закона № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
При таких обстоятельствах, поскольку в период 17.04.2018 по 24.10.2018 ФИО2 не служил в органах Росгвардии, выплаченная ему в спорный период пенсия в общей сумме 207 519 рублей 45 копеек является убытками истца.
При этом ввиду издания Управлением Росгвардией по ЕАО приказа об увольнении ФИО2 с 16.04.2018, впоследствии признанного незаконным, изменена дата увольнения ФИО2 на 24.10.2018г, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между возникновением переплаты в сумме 207 519, 45 рублей и незаконными действиями ответчика.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о доказанности истцом состава гражданского правонарушения, являющийся основанием для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков в соответствии со статьями 15, 1064, 1069 ГК РФ.
При этом, возмещение убытков судом возложено на Российскую Федерацию в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, как главного распорядителя средств федерального бюджета для органов национальной гвардии Российской Федерации.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с подпунктами 90, 91 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации", осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета; подготавливает предложения по формированию федерального бюджета; обеспечивает контроль за целевым использованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание войск национальной гвардии, и контроль утвержденных лимитов бюджетных обязательств; ведет бюджетный учет, формирует и представляет бюджетную, а также иную отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В иске к Управлению Росгвардии по ЕАО судом правомерно отказано.
Доводы ответчика о необходимости взыскания ущерба с ФИО2 подлежат отклонению судом, поскольку материалами дела факт предоставления ФИО2 недостоверных сведений либо несвоевременное их предоставление в пенсионные органы, повлекшие перерасход средств на выплату пенсий не подтвержден.
Доводы жалобы в части, касающейся применения иных норм права, подлежат отклонению судом, поскольку к существу спора по настоящему делу они не относятся. В данном случае обстоятельством спора является факт прекращения трудовых отношений, а не приостановление получения пенсий в связи с поступлением на службу.
Таким образом, судом первой инстанции при принятии судебного акта установлены все обстоятельства по делу, применены верные нормы материального права, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределению не подлежат ввиду освобождения заявителя от уплаты в федеральный бюджет государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 16.07.2019г по делу А16-521/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Ж.А. Усенко
Судьи
М.О. Волкова
И.В. Иноземцев