ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А16-795/2022 от 03.08.2023 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3299/2023

10 августа 2023 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2023 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Вертопраховой Е.В.

судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Прогресс»: представитель не явился;

от Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области: представитель не явился;

от Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области: представитель не явился;

от муниципального казенного учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение «Смидовичского муниципального района»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Прогресс»

на решение от 10.05.2023

по делу № А16-795/2022

Арбитражного суда Еврейской автономной области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Прогресс»

к Управлению Федерального казначейства по Еврейской автономной области

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области;муниципальное казенное учреждение «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение «Смидовичского муниципального района»

о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившееся в не приостановлении операций по счетам по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района»,

об обязании Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района» в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу,

о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившихся в исполнении распоряжений о совершении казначейского платежа администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» по исполнительным документам по делам: № А16- 3419/2020, № А16- 3612/2020, № А16-1843/2021, № А16-2504/2021 в нарушение порядка календарной очередности поступления исполнительных документов;

об обязании Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области производить исполнение распоряжений о совершении казначейского платежа муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района», администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» по исполнительным документам в порядке календарной очередности поступления исполнительных документов

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Прогресс» (далее - ООО «Прогресс», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области (далее - УФК по ЕАО, УФК, Управление) выразившееся в не приостановлении операций по счетам по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района» и об обязании УФК по ЕАО приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района» в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу; о признании незаконными действий УФК по ЕАО выразившихся в исполнении распоряжений о совершении казначейского платежа администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» по исполнительным документам по делам: № А16-3419/2020, № А16-3612/2020, № А16-1843/2021, № А16-2504/2021 в нарушение порядка календарной очередности поступления исполнительных документов и об обязании УФК по ЕАО производить исполнение распоряжений о совершении казначейского платежа муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района», администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» по исполнительным документам в порядке календарной очередности поступления исполнительных документов.

К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: администрация Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация), муниципальное казенное учреждение «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение «Смидовичского муниципального района» (далее - учреждение) – предшественник муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Железнодорожник».

Общество уточнило заявленные требования: просило признать незаконным бездействие УФК по ЕАО, выразившееся в не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах МКУ «КДЦ «Железнодорожник» и обязать УФК по ЕАО приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах МКУ «КДЦ «Железнодорожник» в течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признать незаконным УФК по ЕАО, выразившееся в исполнение распоряжений о совершении казначейского платежа администрации Смидовичского городского поселения по исполнительным документам по делам № А16-1843/2021, А16-2504/2021 в нарушение порядка календарной очередности поступления исполнительных документов и обязать УФК по ЕАО производить исполнение распоряжений о совершении казначейского платежа МКУ «КДЦ «Железнодорожник», администрации Смидовичского городского поселения по исполнительным документам в порядке календарной очередности поступления исполнительных документов.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

Общество уточнило заявленные требования: представило отказ от заявленного требования о признании незаконным бездействия УФК по ЕАО, выразившееся в не приостановлении операций по счетам по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казенного учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района» и об обязании Управления федерального казначейства по Еврейской автономной области приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района» в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу; просило признать незаконными действия УФК по ЕАО, выразившееся в исполнении распоряжений о совершении казначейского платежа администрации Смидовичского городского поселения по исполнительным документам по делам № А16-1843/2021, А16-2504/2021 в нарушение порядка календарной очередности поступления исполнительных документов и об обязании УФК по ЕАО производить исполнение распоряжений о совершении казначейского платежа муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Железнодорожник», администрации Смидовичского городского поселения по исполнительным документам в порядке календарной очередности поступления исполнительных документов.

На основании статьи 49 АПК РФ уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

Решением суда от 10.05.2023: принят отказ ООО «Прогресс» от заявленного требования о признании незаконным бездействия УФК по ЕАО, выразившееся в не приостановлении операций по счетам по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района» и об обязании Управления федерального казначейства по Еврейской автономной области приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района» в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу; производство по делу в названной части прекращено; в удовлетворении заявленного требования ООО «Прогресс» о признании незаконным действия УФК по ЕАО, выразившееся в исполнении распоряжений о совершении казначейского платежа администрации Смидовичского городского поселения по исполнительным документам по делам № А16-1843/2021, А16-2504/2021 в нарушение порядка календарной очередности поступления исполнительных документов и об обязании Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области производить исполнение распоряжений о совершении казначейского платежа муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Железнодорожник», администрации Смидовичского городского поселения по исполнительным документам в порядке календарной очередности поступления исполнительных документов отказано; ООО «Прогресс» из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3000 руб.

Не согласившись с принятым по делу решением суда, ООО «Прогресс» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.

Заявитель жалобы утверждает следующее: в соответствии с ч. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов; органы Федерального казначейства Российской Федерации руководствуются правилами, установленные статьей 855 ГК РФ в своей повседневной деятельности; действия администрации Смидовичского городского поселения по погашению обязательств в нарушение очередности, являются злоупотреблением правом и должны пресекаться органами федерального казначейства, в полномочия которых входит проверка распоряжений о перечислениях; поскольку в силу ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) УФК по ЕАО является органом, осуществляющим исполнение исполнительных документов, календарная очередность поступления исполнительных документов одной очереди ответчику известна; распоряжение о перечислении, направленное в нарушение очередности, установленной ст. 855 ГК РФ, нарушает требования нормативных правовых актов Российской Федерации; Приказом Казначейства России от 13.05.2020 № 20н утверждены Правила организации и функционирования системы казначейских платежей (далее - Правила), УФК по ЕАО получив распоряжения о перечислении от администрации Смидовичского городского поселения по делам А16-1843/2021, А16-2504/2021, было обязано проверить их на соблюдение очередности, установленной ст. 855 ГК РФ, и не принимать их к исполнению по правилам п. 5.8 Правил, в случае ее нарушения.

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, УФК по ЕАО отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда – без изменения, в том числе просит провести судебное заседание без участия представителя УФК по ЕАО.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.06.2021 по делу № А16-176/2021 с МКУ «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района», а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств – с Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, в пользу ООО «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» взыскано 1816136 руб. 42 коп. в том числе: 1760159 руб. 93 коп. – задолженность по договору от 30.10.2020 № 60-Т/2020 и контракту от 01.02.2021 № 08-Т/2021 за потребленную в ноябре 2020 года – апреле 2021 года тепловую энергию, 55976 руб. 49 коп. – пени, начисленные за период с 11.12.2020 по 13.05.2021 в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по указанным договорам); с МКУ «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района» а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств – с Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в пользу ООО «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» взысканы пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы основного долга в размере 1760159 руб. 93 коп. за каждый день просрочки начиная с 14.05.2021 по день фактической оплаты.

15.09.2021 ООО «Южное ЖКХ» выдан исполнительный лист ФС № 038136172.

В УФК по ЕАО исполнительный лист поступил 24.09.2021.

Определением от 25.02.2022 по делу № А16-176/2021 произведена замена взыскателя по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Еврейской автономной области 15.09.2021 по делу № А16-176/2021 (бланк серии ФС № 038136172) – ООО «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» – на ООО «Прогресс».

Также в УФК по ЕАО 01.12.2021 поступил исполнительный лист Арбитражного суда Еврейской автономной области, выданный по делу № А16-1843/2021, требования которого исполнены 15.12.2021.

15.12.2021 в УФК по ЕАО поступил исполнительный лист Арбитражного суда Еврейской автономной области, выданный по делу № А16-2504/2021, требования которого исполнены 23.12.2021.

ООО «Прогресс» посчитав, что УФК по ЕАО была нарушена календарная очередность исполнения распоряжений о совершении казначейского платежа по исполнительному документу по делу № А16-176/2021 (с учетом уточнения), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и в соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.06.2021 по делу № А16-176/2021 подлежит безусловному исполнению.

Принудительное исполнение судебного акта в соответствии с частью 2 статьи 318 АПК РФ производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 3 статьи 239 БК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2 статьи 242.5 БК РФ).

При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 БК РФ, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Должник для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должен представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (части 5, 7 статьи 242.5 БК РФ).

При нарушении должником данного требования, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), а при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в вышеуказанный орган, последний приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

При этом Федеральным казначейством на основании статьей 166.1 БК РФ, приказом от 14.05.2020 № 21н утвержден Порядок казначейского обслуживания (далее - Порядок № 21н), в котором определен процесс совершения прямыми участниками системы казначейских платежей, которые представляют в территориальные органы Федерального казначейства распоряжения о совершении казначейских платежей, составленные в соответствии с правилами организации и функционирования системы казначейских платежей, утвержденные приказом Федерального казначейства от 13 мая 2020 г. № 20н, реквизиты (формы) которых установлены в приложениях № 1 - 4 (15- 26) к Порядку № 21 н.

В соответствии с пунктом 3 статьи 242.5. БК РФ для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Порядком № 21н определены виды распоряжений о совершении казначейских платежей при казначейском обслуживании прямыми участниками системы казначейских платежей.

Также при исполнении должником исполнительного документа за счет средств местного бюджета в орган Федерального казначейства представляется распоряжение о совершении казначейского платежа в виде заявки на кассовый расход, по форме согласно приложению № 15 к Порядку № 21н. Федеральным казначейством разработаны рекомендации по заполнению распоряжений о совершении казначейских платежей, предусмотренных приложениями №15- 20, 22, 24 - 26 к Порядку № 21н.

Обществом указывает, что УФК по ЕАО нарушена календарная очередность по исполнению распоряжений о совершении казначейского платежа по исполнительным документам исполнительные листы по делам №№ А16-1843/201, 2504/2021, поступившим позже исполнительного листа по делу № А16-176/2021.

Между тем, доводы общества представленными в материалы дела доказательствами не подтверждены.

Так, 24.09.2021 УФК по ЕАО зарегистрировано заявление от ООО «Южное ЖКХ» от 23.09.2021 о направлении исполнительного листа серии ФС № 038136172 с приложенными к нему судебными документами по делу № А16-176/2021.

УФК по ЕАО в адрес МКУ КДЦ «Махаон» 24.09.2021 было сформировано уведомление о поступлении исполнительного документа № УПЛ-21-99340103- 8, которое получено учреждением 05.10.2021.

Поскольку МКУ КДЦ «Махаон» не исполнило требования исполнительного листа серии ФС № 038136172, УФК по ЕАО 27.12.2021 сформировано в адрес администрации уведомление о поступлении исполнительного документа № УПЛ-21-99340101-52 и направлено в адрес администрации, которое получено последней 28.12.2021.

Также в связи с нарушением администрацией требований статьи 242.5 БК РФ УФК по ЕАО уведомлением о приостановлении операций по расходованию средств от 20.01.2022 № УБЛ-21-99340101-70 приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов).

Следовательно, УФК по ЕАО порядок организации исполнения судебного решения, установленный БК РФ соблюден.

При этом ООО «Прогресс» не учтено, что по исполнительным листам, выданным по делам Арбитражного суда Еврейской автономной области №№ А16-1843/2021, А16-2504/2021, предъявленным в УФК по ЕАО 01.12.2021, 15.12.2021 и исполненным 15.12.2021 и 23.12.2021 администрация являлась непосредственным должником.

Кроме того по делу № А16-176/2021 администрация являлась субсидиарным ответчиком и должником по исполнительному документу. Указанное обстоятельство напрямую свидетельствует о последовательности действий УФК по ЕАО.

Доводы ООО «Прогресс» о применении УФК по ЕАО положений статьи 855 ГК РФ судом правомерно отклонены, поскольку осуществляемые органами федерального казначейства функции по списанию денежных средств бюджетополучателей во исполнение актов судебных органов нельзя рассматривать как принудительное исполнение актов судебных органов, между тем органы федерального казначейства не являются органами принудительного исполнения.

Как верно установлено судом, законодательством Российской Федерации не урегулирована очередность оплаты исполнительных документов и решений налогового органа, одновременно находящихся на исполнении в финансовом органе субъекта Российской Федерации, должником по которым является один и тот же получатель бюджетных средств, лицевой счет которого открыт в финансовом органе.

Кроме того УФК по ЕАО не является кредитной организацией и не осуществляет открытие банковских счетов, в связи с чем очередность по исполнительным документам, установленная статьей 855 ГК РФ, на управление не распространяется.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.

Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Излишне уплаченная 28.06.2023 заявителем жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10 мая 2023 года по делу № А16-795/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения № 28 от 28.06.2023. Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

И.А. Мильчина

Е.И. Сапрыкина