ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А16-922/2017 от 16.05.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1997/2018

21 мая 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2018 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Швец Е.А.

судей Козловой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.

при участии в заседании:

от Управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области: Семиделихина Е.Ф., представитель по доверенности от 12.09.2017 № 2074/17;

от Управления федерального казначейства по Еврейской автономной области: не явились;

от третьего лица: главы крестьнского (фермерского) хозяйства Пискун Оксаны Юрьевны: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области

на решение от 20.03.2018

по делу № А16-922/2017

Арбитражного суда Еврейской автономной области

принятое судьей Серовой О.Н.

по заявлению Управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области

к Управлению федерального казначейства по Еврейской автономной области

о признании недействительным представления

третье лицо: глава крестьнского (фермерского) хозяйства Пискун Оксана Юрьевна

УСТАНОВИЛ:

Управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Еврейской автономной области (далее – УФК по ЕАО, Казначейство, заинтересованное лицо) о признании недействительным представления от 27.04.2017 № 78-12-09/22-544.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечен глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пискун Оксана Юрьевна (далее – третье лицо, глава КФХ Пискун О.Ю.)

Решением от 20.03.2018 суд заявленные требования удовлетворил.

Не согласившись с решением суда, УФК по ЕАО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, полагает ошибочным вывод суда о несоответствии представления Казначейства Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Представитель Управления в представленном отзыве, в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

УФК по ЕАО, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции.

Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав явившегося представителя лица, участвующего в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что в Управлении на основании приказа руководителя УФК по ЕАО от 03.02.2017 № 23од, проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках программы "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".

Период проведения проверки установлен с 06.02.2017 по 17.02.2017 (10 рабочих дней); проверяемый период – 2016 год (пункт 2 приказа).

По результатам проведенной проверки УФК по ЕАО 10.03.2017 составлен акт выездной проверки № ИКМ-2017-ПВ.012.1001-7800.004, в котором, в том числе установлено, что Управление в нарушение пункта 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), абзаца 3 пункта 3 статьи 132 БК РФ, абзаца 2 пункта 5, пункта 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431 (далее – Правила предоставления и распределения субсидий), абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 13 Порядка предоставления в 2016 - 2020 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утв. Постановлением правительства ЕАО от 07.07.2016 № 193-пп (далее – Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО), произведена переплата средств федерального и областного бюджетов, выделенных в виде субсидии, в общей сумме 8237,44 рубля (федеральный бюджет – 7600 рублей, областной бюджет – 637,44 рубля), выразившейся в оплате по ставке за 1 га посевной площади, занятой овощами открытого грунта, а именно, КФХ Пискун О.Ю. в расчет субсидии включена площадь 40 га, тогда как отчет о производстве и реализации овощей открытого грунта за 2016 год, представленный КФХ Пискун О.Ю. 01.12.2016, подтверждает использование посевной площади 38 га, отчет о производстве и реализации овощей открытого грунта за 2016 год КФХ Пискун О.Ю., пояснительная записка экономиста отдела развития приоритетных отраслей сельского хозяйства Управления прилагаются (Приложения № 3, 4).

По результатам рассмотрения контрольной комиссией УФК по ЕАО материалов выездной проверки, Управлению выдано предписание от 27.04.2017 № 78-12-09/22-545, которым заявителю предписано принять меры по устранению нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения по возврату в доход бюджета средств субсидии из федерального бюджета на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках программы "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" излишне выплаченной в 2016 году на общую сумму 7 600 рублей в срок до 01.06.2017.

Также УФК по ЕАО 27.04.2017 было вынесено представление № 78-12-09/22-544, которым заявителю было указано на необходимость в течении 30 дней принять меры для устранения нарушений.

Посчитав действия казначейства, выразившиеся в направлении запроса от 14.02.2017 и требовании документов незаконными, а вынесенные предписание и представление несоответствующими действующему законодательству, Управление обратилось с заявлениями в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 09.08.2017 по делу № А16-923/2017, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017, требования Управления в части оспаривания предписания удовлетворены, в остальной части требований в удовлетворении отказано.

В настоящем деле рассматривалось заявление о признании незаконным представления.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу части 3.1 указанной статьи в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно абзацам третьему и четвертому пункта 8 статьи 78 БК РФ предоставление субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия.

Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий от 27.12.2012 № 1431, постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.10.2015 № 462-пп "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия в Еврейской автономной области" на 2016 - 2020 годы" правительство Еврейской автономной области утвердило Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО (действовал до 12.07.2017), который определял условия и механизм предоставления в 2016 - 2020 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии на оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета по ставкам на 1 гектар посевной площади, занятой семенным картофелем и овощами открытого грунта; размер ставки на 1 гектар посевной площади - 318,72 рубля (пункт 2 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО)

Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям области на основании соглашения, заключенного Управлением о предоставлении субсидии.

В соглашении в том числе, предусматриваются:

- целевое назначение предоставления субсидии сельскохозяйственному товаропроизводителю области;

-сведения об объемах субсидии, предоставляемой сельскохозяйственному товаропроизводителю области;

- условия и порядок предоставления субсидии сельскохозяйственному товаропроизводителю области;

-порядок возврата субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителем области в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, а также возврата неиспользованных остатков субсидии.

Во исполнение названных положений, между Управлением и главой КФХ Пискун О.Ю. заключено соглашение о предоставлении субсидии в 2016 году из федерального и областного бюджета на оказание несвязной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта от 15.11.2016 № 51 (далее - Соглашение).

Согласно пункту 2.1 Соглашения условия и порядок предоставления субсидии считается выполненным, а субсидия использованной по целевому назначению, если сельхозпроизводителем выполнены требования, установленные разделом 2 Соглашения.

В соответствии с пунктом 5 Соглашения субсидия предоставляется на основании документов, указанных в пункте 5 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО.

Пунктом 5 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО установлено, субсидия предоставляется на основании следующих документов:

1) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;

2) отчета о посевных площадях, занятых семенным картофелем, и (или) овощами открытого грунта, и (или) маточниками, и (или) семенниками овощных культур открытого грунта, за предыдущий год по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;

3) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

4) правоудостоверяющего документа на земельный участок:

- права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- выданного до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и имеющего равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителя агропромышленного комплекса за предыдущий год по формам, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

6) документов, подтверждающих производство в предыдущем году семенного картофеля, и (или) овощей открытого грунта, и (или) семян овощных культур открытого грунта и их реализацию или использование семенного картофеля и (или) семян овощных культур открытого грунта для посадки (посева) на собственных и (или) арендованных землях;

7) документов, подтверждающих соответствие партий семян семенного картофеля и (или) семян овощных культур открытого грунта в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Из указанных положений Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО, продублированных в Соглашении, усматривается, что субсидия выплачивается исходя из посевных площадей, занятых картофелем и овощами открытого грунта, финансового-экономическом состоянии товаропроизводителя, документов, подтверждающих производство картофеля и овощей открытого грунта, в году предшествующем выплате субсидии.

Поскольку субсидия выплачивалась в 2016 году, то указанные выше отчеты и документы за 2015 год.

Как верно указал суд первой инстанции, субсидия выплачивается в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта, понесенных в году предшествующем выплате субсидии.

Порядок не содержит условия о необходимости получателя субсидии сохранить посевные площади года, предшествующего выплате субсидии, в году когда данная субсидия выплачивается.

Посевные площади года, когда выплачивается субсидия, будут учитываться для расчета субсидии, для ее выплаты в следующем году (посевные площади 2016 года будут учитываться для выплаты субсидии в 2017 году).

Обязанность получателя субсидии возвратить в бюджет часть субсидии в случае, если фактическая посевная площадь окажется меньше, чем за год, предшествующей выплате субсидии, условиями предоставления данного вида субсидии, установленным Порядком предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО и Соглашением, не предусмотрена.

Как следует из материалов дела, глава КФХ Пискун О.Ю. 01.09.2016 подала в Управление заявление о предоставлении субсидии в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта, приложив к нему необходимые документы, указанные в пункте 5 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО, в том числе: отчет о посевных площадях, занятых семенным картофелем, и (или) овощами открытого грунта, и (или) маточниками, и (или) семенниками овощных культур открытого грунта за 2015 год; учет доходов и расходов по всем видам товаров за 2015 год; товарные накладные за 2015 год.

Исходя из посевных площадей 2015 года (40 га) Управлением был произведен расчет субсидии, подлежащей выплате главе КФХ Пискун О.Ю. в 2016 году.

По платежным поручениям от 23.12.2016 № 632159 и от 28.12.2016 № 646082 субсидия была выплачена главе КФХ Пискун О.Ю.

Согласно пункту 13 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО, нарушение которого в том числе вменяется Управлению, последний и органы государственного финансового контроля осуществляют проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Если в результате проверки выявлено несоблюдение сельскохозяйственным товаропроизводителем области условий, целей и порядка предоставления субсидии, полученную сумму субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель области обязан добровольно вернуть в течение 30 календарных дней с момента выявления несоблюдения сельскохозяйственным товаропроизводителем области условий и порядка предоставления субсидии в областной бюджет с указанием кодов бюджетной классификации и по реквизитам, указанным в платежных поручениях на поступление этих средств.

Между тем, главой КФХ Пискун О.Ю. нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии допущено не было и соответственно, Управлением не допущено указанных в оспариваемом представлении положений БК РФ, Правил предоставления и распределения субсидий, Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как установлено судом, решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 09.08.2017 по делу № А16-923/2017, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017, предписание УФК по ЕАО признано недействительным, как не соответствующее Бюджетному кодексу РФ и отраслевому законодательству в области предоставления субсидии.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Управлением требование.

Ошибочная ссылка суда первой инстанции на статью 79 БК РФ не повлекла принятия неправильного решения.

Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 20.03.2018 по делу № А16-922/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.А. Швец

Судьи

Т.Д. Козлова

Е.И. Сапрыкина