ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-11155/17 от 20.09.2018 АС Волго-Вятского округа

43/2018-18366(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А17-11155/2017  27 сентября 2018 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,

в отсутствие представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Центрального управления Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору 

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.03.2018,  принятое судьей Никифоровой Г.М., и 

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2018,

принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,  по делу № А17-11155/2017 

по заявлению открытого акционерного общества «Комсервис»  о признании незаконным и об отмене постановления Центрального 

управления Федеральной службы по экологическому, технологическому  и атомному надзору 

о привлечении к административной ответственности

и у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Комсервис» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) о  признании незаконным и об отмене постановления от 17.11.2017 

 № 11.2-Пс/239И-0911вн-2017 о привлечении к административной ответственности, преду- смотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 400 000 рублей; о призна-


нии незаконным представления от 17.11.2017 об устранении причин и условий, способ- ствовавших совершению административного правонарушения. 

Решением суда от 01.03.2018 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2018 решение суда оставлено без изменения. 

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами норм материаль- ного права, несоответствие выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить  судебные акты. По мнению Управления, суды сделали неверный вывод об исполнении  Обществом предписания и в связи с этим об отсутствии оснований для привлечения его к  административной ответственности. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и дополнении к ней. 

Общество не представило отзыв на кассационную жалобу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте  рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. 

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуаль- ного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объявлялся перерыв до 20.09.2018. 

Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом  Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса. 

Как следует из материалов дела, Общество эксплуатирует опасные производ- ственные объекты, в том числе систему теплоснабжения, расположенную по адресу: Ива- <...> (зарегистрирована в реестре  опасных производственных объектов, регистрационный номер А16-03857-0007) (далее –  ОПО). 

Управление в феврале 2017 года провело проверку соблюдения Обществом требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО. 

В ходе проверки Управление установило нарушение Обществом статьи 9 Феде- рального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), пунктов 4 и 9 Федеральных норм и  правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542  (далее – Правила № 542), пункта 78 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 (далее – Технический регламент). 

В нарушение указанных норм на ОПО автоматика безопасности котла № 1

ДКВР 6,5-13 (заводской номер 8364) при ее отключении или неисправности не блокирует  возможность подачи газа в ручном режиме. 

 По результатам проверки Обществу выдано предписание об устранении выявлен- ных нарушений от 22.02.2017 № 11.2-0150вн-П/033И-2017 в установленном законом порядке (пункт 16 предписания). 

Управление с 23 по 26.10.2017 на основании распоряжения от 06.10.2017

 № В-911-пр провело внеплановую выездную проверку Общества с целью контроля по ис- полнению им пункта 16 ранее выданного предписания, срок исполнения которого истек. 

В ходе проверки, результаты которой отражены в акте от 26.10.2017

 № 11.2-0911ВН-А/214И-2017, Управление установило факт невыполнения пункта 16 предписания. 


Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, от- ветственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, Управление 

составило протокол об административном правонарушении от 26.10.2017
 № 11.2-0911вн-Пр/239И-2017.

По результатам рассмотрения дела Управление вынесло постановление от  17.11.2017 № 11.2-Пс/239И-0911вн-2017 о признании Общества виновным в совершении  вмененного административного правонарушения и назначении ему наказания в виде  штрафа в размере 400 000 рублей. 

Одновременно Управление выдало Обществу представление от 17.11.2017 об  устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. 

Общество оспорило постановление и представление Управления в судебном порядке. 

Руководствуясь положениями КоАП РФ, суд первой инстанции удовлетворил заяв- ленные требования. Суд исходил из того, что Общество полностью исполнило предписание и устранило выявленные нарушения норм и требований промышленной безопасности,  поэтому неправомерно привлечено к административной ответственности. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и  оставил решение без изменения. 

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа при- шел к следующим выводам. 

В части 11 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за  невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный  надзор в области промышленной безопасности. 

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов установлены Законом № 116-ФЗ. 

В соответствии с требованиями статьи 9 указанного закона организации, эксплуа- тирующие опасный производственный объект, обязаны выполнять указания, распоряжения  и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями. 

В силу пункта 4 Правил № 542 эксплуатация, техническое перевооружение, ремонт, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осу- ществляться в соответствии с требованиями Закона № 116-ФЗ, Технического регламента. 

Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому пере- вооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения, кроме требований, предусмотренных Законом № 116-ФЗ, другими федеральными законами, принима- емыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, должны выполнять требования, предусмотренные в пункте 9 Правил № 542. 

Согласно пункту 78 Технического регламента автоматика безопасности при ее от- ключении или неисправности должна блокировать возможность подачи природного газа  на газоиспользующее оборудование в ручном режиме. 

Суды установили, Общество не оспаривает, что эксплуатация ОПО осуществлялась  с нарушением требований пункта 78 Технического регламента. 

Таким образом, Управление правомерно выдало Обществу предписание от  22.02.2017 об устранении в установленном законодательством порядке выявленных нарушений в срок до 01.10.2017 (пункт 16). 


Суды пришли к выводу, что Общество исполнило пункт 16 предписания и вывело  котел из эксплуатации путем установки заглушки на газопроводе котла, что исключало  подачу газа на котел. В связи с выводом котла из эксплуатации Общество издало приказ от  26.09.2017 № 78 о запрете пуска котла, с которым ознакомлены операторы котельной. За- прет о пуске котла доведен до сведения операторов под роспись в сменном журнале 

котельной.
Однако суды не учли следующее.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные  приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее –  Правила № 115), устанавливают, в том числе, порядок вывода из эксплуатации тепловых  энергоустановок. 

В силу пункта 2.7.15 Правил № 115 консервация тепловых энергоустановок прово- дится как при режимных остановах (вывод в резерв на определенный и неопределенный  сроки, вывод в текущий и капитальный ремонт, аварийный останов), так и при остановах в  продолжительный резерв или ремонт (реконструкцию) на срок не менее шести месяцев. 

В каждой организации на основании действующих нормативно-технических доку- ментов разрабатываются и утверждаются техническое решение и технологическая схема  по проведению консервации конкретного оборудования тепловых энергоустановок, опре- деляющие способы консервации при различных видах остановов и продолжительности  простоя (пункт 2.7.16 Правил № 115). 

В соответствии с принятым техническим решением составляется и утверждается  инструкция по консервации оборудования с указаниями по подготовительным операциям,  технологией консервации и расконсервации, а также по мерам безопасности при проведе- нии консервации (пункт 2.7.17 Правил № 115). 

Согласно пункту 5.3.37 Правил № 115 по окончании отопительного сезона или при  останове водогрейные котлы и теплосети консервируются. Способы консервации выбира- ются специализированной наладочной организацией исходя из местных условий, на основе  рекомендаций действующих методических указаний по консервации теплоэнергетического  оборудования и вносятся в инструкцию по консервации, утверждаемую техническим руко- водителем организации. 

Из приведенных норм следует, что в случае, если котел подлежит останову на не- определенный период, он должен быть законсервирован, то есть должен быть проведен  комплекс предусмотренных технологических операций, по окончании которых котел не  будет являться техническим устройством, придающим признаки опасности опасному про- изводственному объекту. 

Таким образом, Общество, выбрав такой способ исполнения предписания, как вывод котла из эксплуатации, должно было осуществить вывод котла из эксплуатации с со- блюдением установленной процедуры. 

С учетом изложенного выводы судов о том, что действия Общества по выводу  котла из эксплуатации путем установления заглушки, свидетельствуют об устранении  нарушений, об исполнении предписания и об отсутствии объективной стороны вмененно- го правонарушения не соответствуют нормам законодательства в области промышленной  безопасности опасных производственных объектов. 

Общество по существу не отрицало, что не исполнило предписание в установленном законом порядке. 

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена  его вина. 


Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответствен- ность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению  (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). 

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ наличие события административного  правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятель- ствами, подлежащими обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении. 

Согласно части 6 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения; устанав- ливает, имелись ли законные основания для привлечения к ответственности, соблюден ли  установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности  привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имею- щие значение для дела. 

Поскольку суды не установили обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об  административном правонарушении, в частности, о соблюдении порядка привлечения к  ответственности, о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, о возможности признания правонарушения малозначительным, о возможности  снижения размера штрафа, не оценивали и не исследовали представленные в дело доказа- тельства. 

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение  в Арбитражный суд Ивановской области. 

При новом рассмотрении дела суду необходимо разрешить вопрос о законности  оспариваемого постановления с учетом всех представленных сторонами доказательств. 

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго- Вятского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.03.2018 и постановление Второго  арбитражного апелляционного суда от 10.05.2018 по делу № А17-11155/2017 отменить. 

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ивановской области. 

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную  силу со дня его принятия. 

Председательствующий  Н.Ю. Башева

Судьи  О.В. Александрова

Н.Ш. Радченкова