ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-12746/2022 от 14.09.2023 АС Ивановской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А17-12746/2022

21 сентября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2023 года .           

Полный текст постановления изготовлен сентября 2023 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чернигиной Т.В.,

судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.

при участии в судебном заседании представителя истца Лаврентьева А.Н., действующего на основании доверенности от 04.08.2023,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца – публичного акционерного общества «Т Плюс»филиал «Владимирский», ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.05.2023 по делу №А17-12746/2022

по иску публичного акционерного общества «Т Плюс» филиал «Владимирский» (ИНН 6315376946 ОГРН 1056315070350)

к закрытому акционерному обществу «Управляющее предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН 3702070170 ОГРН 1053701063030)

об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,

установил:

публичное акционерное общество «Т Плюс» филиал «Владимирский» (далее – Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к закрытому акционерному обществу «Управляющее предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Предприятие, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 01.12.2021.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 04.05.2023 суд урегулировал разногласия по договору, изложив:

« Пункты 4.1-4.4.:

4.1. Порядок определения цены договора.

4.1.1. Цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя определяется по соглашению сторон.

4.1.2. В соответствии с п.5 ст.23.4 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на дату окончания переходного периода составляет 1 066,31 руб. за 1 Гкал (НДС не облагается).

4.1.3. Цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на дату вступления в силу настоящего Договора определена исходя из планового объема передачи тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям Теплосетевой организации за календарный год, утвержденного Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области.

4.1.4. Стороны договорились, что цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя индексируется в те же сроки и в том же размере, что и предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании г.о. Иваново Ивановской области, для системы теплоснабжения которой соответствует Теплосетевая организация.

4.1.5. Кроме того, Стороны обязуются пересмотреть указанную цену на календарный год и зафиксировать изменения путем подписания дополнительного соглашения в следующих случаях:

1) существенного изменения объемов передачи тепловой энергии, теплоносителя по итогам предыдущего календарного года, более чем на 10% по сравнению с плановым объемом передачи тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям Теплосетевой организации за календарный год, указанный в пункте 4.1.3 Договора;

2) существенного изменения материальных характеристик активов Теплосетевой организации, более чем на 10% по сравнению с состоянием активов на момент заключения настоящего Договора.

4.1.6. Стороны определили, что на 2022 и 2023 год объем инвестиционной программы не устанавливается. При утверждении инвестиционной программы цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежит изменению в сторону увеличения, что оформляется дополнительным соглашением Сторон.

4.1.7. Стоимость услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя за месяц определяется как произведение согласованных Сторонами цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя и фактического переданного количества тепловой энергии, теплоносителя.

Пункт 4.8: Основанием для расчетов по настоящему Договору являются:

4.8.1. Акт оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя за фактически переданное количество тепловой энергии, теплоносителя с соответствующим расчетом, оформленный надлежащим образом Теплоснабжающей организацией. Расчет должен содержать следующие показатели:

1) Количество тепловой энергии:

- на нужды отопления,

- на нужды ГВС,

- потери в сетях потребителей,

- с утечками теплоносителя в системах теплоснабжения и тепловых сетях потребителей,

-корректировки начислений (с указанием причины корректировки);

2) Данные с разбивкой по объектам теплоснабжения:

-общая площадь объекта теплоснабжения,

-информация о количестве граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемых ими жилых помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, необорудованных общедомовыми коммерческими приборами учета тепловой энергии.

3) Способ определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, и жилых домах, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Теплоснабжающая организация обязана передать указанные акты с соответствующими расчетами Теплосетевой организации до 4-го числа месяца, следующего за расчетным. На основании указанных актов Теплосетевая организация обязана до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, предоставить в Теплоснабжающую организацию товаросопроводительные документы, оформленные надлежащим образом. В случае просрочки предоставления Теплоснабжающей организацией расчетных документов Теплосетевая организация задерживает оформление товаросопроводительных документов на соответствующий срок.

4.8.2. Акт о подключении (технологическом присоединении) объекта к системе теплоснабжения (при наличии), который оформляется Теплоснабжающей организацией.

4.8.3. Счета на авансовый платеж за работы по подключению отдельного объекта подключения (при наличии), который оформляется Теплосетевой организацией. Теплосетевая организация обязана выставить и передать Теплоснабжающей организации счет в дату подписания дополнительного соглашения о подключении отдельного объекта подключения.

Документы, указанные в п.4.8 настоящего договора, могут передаваться Сторонами друг другу любым доступным способом, позволяющим осуществить фиксацию передачи, в том числе посредством электронной почты.».

Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части, принять по делу новый судебный акт, урегулировав пункты 4.1-4.4 в редакции истца.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель указал, что согласие на заключение договора на иных условиях не является акцептом, а признается новой офертой. Из представленных в материалы дела документов следует, что в ответ на протокол разногласий от 24.10.2022, направленный ответчиком, истец в установленный законодателем срок направил протокол согласования разногласий от 24.11.2022, что по своей сути является новой офертой договора (п. 60, 61 Правил №808, ст. ч. 2, ст. 445 ГК РФ). Таким образом, суд обязан был рассмотреть заявленные истцом требования в редакции протокола согласования разногласий от 24.11.2022. Суд не учел, что истец обращался с требованием об урегулировании разногласий срочного договора, со сроком действия до 30.06.2023 без возможности пролонгации. Сторонами срок действия договора был урегулирован и не оспаривался. Суд посчитал вопрос о возможности пролонгации договора решенным, что противоречит волеизъявлению истца. Суд обязан был рассматривать заявленное требование по существу исходя из фактических правоотношений, то есть, учитывая срочность регулируемых правоотношений, в отсутствие условия о возможности пролонгации. На момент рассмотрения спора по существу цена на услуги по передаче тепловой энергии на 2022-2023 годы для Предприятия была уже установлена постановлениями Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, что исключало разногласия по вопросу цены и ее дальнейшей индексации при срочном действии договора. Ответчиком не оспаривались условия о сроке действия договора без права его пролонгации (п. 7.1, 7.3 договора).

Судом проигнорированы протоколы согласования разногласий; не указаны мотивы, по которым суд отверг доводы Общества; не дана оценка первоначальной редакции пунктов 4.1-4.4 договора истца. Даже если суд исходил из позиции, что изначальная редакция истца (до того, как стороны согласовали срочный характер договора, урегулировав разногласия по п. 7.1, 7.3 договора) содержала условие об индексации как таковое, то должны быть приведены обоснования, по которым суд принял пункты 4.1-4.4 договора в редакции Предприятия. В изначальной редакции Общества предусматривался иной порядок индексации, при этом размер индексации был ограничен темпом роста цены для конечного потребителя. Предельный уровень цены является верхней планкой цены, выше которой истец не вправе продавать тепловую энергию конечным потребителям, при этом фактическая цена для истца может расти темпами, отличными (меньшими), чем темп роста предельного уровня цены. Одностороннее увеличение (индексация) цены для ответчика в условиях, когда темп роста цены для истца ограничен, приведет к нарушению баланса интересов сторон договора.

Мотивировочная часть решения содержит обоснование принятого судом решения лишь в отношении требования истца об урегулировании пункта 4.8. договора. Мотивированное обоснование, оценка в части требований об урегулировании пунктов 4.1- 4.4 отсутствуют. Фактически судом не рассмотрен по существу спор по одному из заявленных требований. Выводы суда о том, что пункты 4.1.3-4.1.7 договора подлежат урегулированию в редакции, предложенной ответчиком, не соответствуют обстоятельствам дела, а именно не согласуются с условиями п. 7.1 договора в редакции протокола согласования разногласий от 24.11.2022 к протоколу урегулирования разногласий от 24.10.2022, и противоречат имеющимся в деле доказательствам, постановлениям Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26.08.2022 №32-т/3, от 16.12.2022 №63-т/1.Департамент, руководствуясь положениями п. 128 Основ ценообразования, рассмотрел заявление истца об индексации цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям ответчика, постановлением от 16.12.2022 №63-т/1 установил цену на услугу по передаче тепловой энергии для Предприятия в ценовой зоне теплоснабжения – городской округ Иваново, в размере 1066,31 руб./Гкал (НДС не облагается) на 2023 год. Изложенные обстоятельства исключали разногласия по вопросу цены и ее дальнейшей индексации при срочном действии договора. Кроме того, при не достижении сторонами соглашения по цене и порядку ее формирования, суду надлежало применить нормативное регулирование расчета цены и порядка ее формирования, предусмотренного п. 128 Основ ценообразования.

Ответчик в отзывах отклонил доводы заявителя, пояснил, что из п. 128 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, в силу действующего законодательства в расчете размера индексации стоимости услуг по передаче тепловой энергии действительно участвует показатель предельного уровня цен на тепловую энергию (мощность). Однако, зависимость от изменения предельного уровня цен на тепловую энергию (мощность) не является линейной, как утверждает истец; из таблицы расчета, представленной ответчиком, следует, что индексация стоимости услуг по передаче тепловой энергии для Предприятия составит не 153,3 %, а только 113,85%. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.

09.08.2023 от истца поступило ходатайство об отказе от исковых требований.

Ответчик выразил несогласие с ходатайством истца об отказе от иска, указал, что работа по согласованию условий договора до настоящего времени ведется в рамках первоначально направленной истцом оферты, отказ оферента от условий, им же первоначально предложенных, по мнению Предприятия, недопустим.Если судом будет принята позиция Общества об отказе от иска, то ответчик лишится возможности проверить правильность расчета объемов оказанных им услуг по передаче тепловой энергии, поскольку Общество не намерено добровольно принимать на себя обязательство по предоставлению в адрес Предприятия документов, подтверждающих объем поставленной тепловой энергии. В силу указанного обстоятельства ответчик не имеет возможности проверить, действительно ли обязанность по оплате оказанных услуг исполнена со стороны истца в полном объеме.

В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом (пункт 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями (пункт 3 статьи 17 Закона о теплоснабжении).

С учетом названных норм права, позиции ответчика, а также принимая во внимание, что часть пунктов спорного договора, которые не обжалуются, была урегулирована судом в редакции ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для принятия отказа истца от иска и прекращения производства по делу.

Заявлением от 13.09.2023 истец представил уточнение просительной части апелляционной жалобы, просит решение отменить в части урегулирования пунктов 4.1.4, 4.1.6 договора, принять в данной части новое решение.

Урегулировать пункт 4.1.4 договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 01.12.2021 в предложенной в данном заявлении редакции; п. 4.1.6 из текста договора исключить.

В судебном заседании в порядке статьи 163Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 12.09.2023 до 14.09.2023.

После перерыва ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Постановлением Администрации города Иваново от 25.06.2021 №761 истцу с 01.07.2021 присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности ЕТО - 1 на тер. г. Иваново.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.11.2021 №3127-р муниципальное образование городской округ Иваново Ивановской области отнесено к ценовой зоне теплоснабжения.

Ответчик по данной зоне является теплосетевой организацией.

Истец с сопроводительным письмом от 31.01.2022 направил ответчику проект договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 01.12.2021 (далее - договор).

Ответчиком направлен протокол разногласий от 01.03.2022 к договору.

Не согласившись с условиями спорных пунктов в протоколе разногласий, истец подготовил и направил протокол согласования протокола разногласий от 01.03.2022.

Ответчиком направлен протокол урегулирования разногласий №1 от 11.05.2022, ответчиком направлен протокол урегулирования разногласий №1 (новая редакция) от 24.10.2022, истцом подготовлен и направлен протокол согласования к протоколу урегулирования (разногласий №1 от 24.11.2022).

Неурегулирование сторонами разногласий по пунктам 4.1-4.4, 4.8 договора послужило основанием для обращения истца в суд.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор энергоснабжения является публичным договором, то есть обязателен к заключению энергоснабжающей организацией в отношении каждого, кто к нему обратится; отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В силу положений пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Пунктом 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусмотрена обязанность теплоснабжающих организаций, в том числе единой теплоснабжающей организации, и теплосетевых организаций в системе теплоснабжения заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Частью 6 статьи 13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией. По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.       

Предметом апелляционного обжалования с учетом уточнения явилась принятая судом редакция пунктов 4.1.4, 4.1.6 договора.

Суд первой инстанции принял спорные пункты в редакции ответчика:

4.1.4. Стороны договорились, что цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя индексируется в те же сроки и в том же размере, что и предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании г.о. Иваново Ивановской области, для системы теплоснабжения, которой соответствует Теплосетевая организация.

4.1.6. Стороны определили, что на 2022 и 2023 год объем инвестиционной программы не устанавливается. При утверждении инвестиционной программы цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежит изменению в сторону увеличения, что оформляется дополнительным соглашением Сторон.

На основании пункта 34 статьи 2 Закона о теплоснабжении переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (далее - переходный период) - период, который начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, принятого в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 23.4 Закона о теплоснабжении установлено, что после окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения к ценам на товары, услуги в сфере теплоснабжения, не подлежащим регулированию, относятся, в том числе цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Основные принципы и методы определения цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и платы за подключение к системе теплоснабжения определены в Основах ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования).

Пунктом 5 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о теплоснабжении, настоящим документом, Правилами №1075 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используется, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат) (раздел II Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в ценовых зонах теплоснабжения положения разделов I - VII Основ ценообразования применяются с учетом особенностей раздела VIII.

Пунктом 120 раздела VIII Основ ценообразования предусмотрено, что после окончания переходного периода в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, положения разделов I - VII применяются в отношении регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, указанных в пункте 121, с учетом особенностей, предусмотренных положениями раздела.

После окончания переходного периода к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения согласно пункту 121 Основ ценообразования относятся:

а) предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность);

б) тарифы на теплоноситель в виде воды;

в) тарифы на горячую воду, поставляемую ЕТО потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

г) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае, если стороны договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения не достигли соглашения о размере платы за подключение (технологическое присоединение);

д) цены (тарифы) на производимые и реализуемые товары, оказываемые услуги в сфере теплоснабжения, установленные на основании долгосрочных параметров регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), включенных в концессионное соглашение.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 №3127-р, муниципальное образование городской округ Иваново (далее - город Иваново) отнесено к ценовой зоне теплоснабжения на 2022 год.

Переходный период в ценовой зоне теплоснабжения – городской округ Иваново завершился 01.06.2022.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.05.2022 №16-т/1 с 01.06.2022 впервые введены предельные уровни цен на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения – муниципальном образовании городской округ Иваново Ивановской области (в отношении ЕТО-1) на 2022 год.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26.08.2022 №32-т/3 утверждена индексированная величина тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые Предприятием в ценовой зоне теплоснабжения – городской округ Иваново, на 2022 год.

На дату окончания переходного периода в ценовой зоне теплоснабжения муниципальное образование городской округ Иваново действовал тариф на услуги по передаче тепловой энергии 1066,31 руб./Гкал (НДС не облагается), утвержденный в Приложении №1 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.06.2020 №27-т/5 (в ред. 17.12.2021 №57-т/8).

В соответствии с частью 5 статьи 23.4 Закона о теплоснабжении в случае возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единая теплоснабжающая организация и теплосетевая организация осуществляют расчеты за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по цене, равной тарифу на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для соответствующей теплосетевой организации и действующему на дату окончания переходного периода, с учетом его индексации.

Из изложенного следует, что цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит согласованию между единой теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией в заключаемом между ними договоре оказания услуг по передаче тепловой энергии (часть 8 статьи 23.8 Федерального закона № 190-ФЗ), а в случае если у них имеются разногласия в отношении цены, законодателем предусмотрен порядок расчетов.

Согласно пункту 128 Основ ценообразования цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в случае возникновения разногласий между единой теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, принимается равной тарифу на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленному органом регулирования для соответствующей теплосетевой организации и действующему на дату окончания переходного периода, с учетом его индексации.

Индексация указанного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя осуществляется органом регулирования в соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов) за период с 1 января года, следующего за годом окончания периода, на который был установлен тариф, до 1 января года, в котором возникли разногласия, в соответствии с изменением предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), установленного для системы теплоснабжения, на территории которой теплосетевая организация оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единой теплоснабжающей организации, за каждый прошедший календарный год.

Тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленный органом регулирования для r-й теплосетевой организации, действующий на дату окончания переходного периода, с учетом его индексации на i-й календарный год, в котором возникли указанные разногласия (), определяется по формуле:

где:

 - тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленный органом регулирования для r-й теплосетевой организации и действующий на дату окончания переходного периода;

 - предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), установленный на второе полугодие i-1-го календарного года для системы теплоснабжения, на территории которой r-я теплосетевая организация оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единой теплоснабжающей организации;

 - предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), установленный на второе полугодие года, начинающегося с 1 января года, следующего за годом окончания периода, на который был установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (), для системы теплоснабжения, на территории которой r-я теплосетевая организация оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единой теплоснабжающей организации.

Таким образом, индексация цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя должна определяться в соответствии с указанной методикой пункта 128 Основ ценообразования.

Ответчик в своей позиции также подтверждает обоснованность применения пункта 128 Основных положений и необходимость соответствия ему спорных пунктов договора.

Из фактических обстоятельств дела и позиций сторон следует, что договор является срочным и распространяет свое действие на отношения сторон с 01.06.2022 по 30.06.2023 без возможности дальнейшей пролонгации.

Первоначальная оферта договора, направленная ПАО «Т Плюс» в адрес ЗАО «УП ЖКХ», предполагала долгосрочное действие договора, в зависимости от наличия в нем условий о согласовании, утверждении и исполнении мероприятий инвестиционной программы.

При этом редакция пункта 7.3. первоначальной оферты договора Общества полностью корреспондировала положениям пункта 65 Правил № 808.

Протоколом урегулирования разногласий №1 от 24.10.2022 Предприятие предложило ограничить срок действия договора до 30.06.2023 (п. 7.1); в дальнейшем данный договор не пролонгировать (новая редакция п. 7.3.)

Данные условия о сроке договора, предложенные ответчиком, были приняты и согласованы заказчиком услуг по передаче тепловой энергии истцом, что подтверждается протоколом согласования разногласий от 24.11.2022 (пункты 7.1, 7.3 приняты в редакции Предприятия).

Руководствуясь этим, стороны не включили в договор условия об инвестиционных и ремонтных мероприятиях.

При этом ссылка ответчика в отзыве от 24.08.2023 на письмо от 03.05.2023, адресованное Обществу, о продлении срока действия Договора и пункт 65 Правил № 808,противоречит принципу добросовестности (эстоппель) и правилу venire contra factum proprium (никто не может противоречить собственному предыдущему поведению). В соответствии с данными положениями изменение стороной своей позиции в ущерб контрагенту, который ранее разумно и добросовестно полагался на обратное поведение такой стороны, лишает права на возражение.

Принятый судом в пункте 4.1.4. Договора принцип индексации (в зависимости от предельного уровня цен), противоречит действующему законодательству, не согласован сторонами, но позволяет ответчику проиндексировать услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в период действия спорного договора, так как ПУЦ в этот период изменялся дважды и совокупный рост ПУЦ составляет более 50 % за период действия срочного договора.

Таким образом, индексация цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя должна определяться в соответствии с методикой, предусмотренной пунктом 128 Основ ценообразования, что подтверждают и истец, и ответчик, поэтому суд апелляционной инстанции принимает пункт 4.1.4 в редакции, предложенной истцом в заявлении об уточнении апелляционной жалобы от 13.09.2023.

Из материалов дела следует, что объем инвестиционной программы не устанавливался для ответчика на период действия срочного договора.

По пояснениям истца, стороны согласовали исключение условий об обязании Предприятия разработать и исполнить мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой в рамках спорного договора до 30.06.2023, так как планировали заключить новый договор со сроком действия на пять лет.

Цена услуг по передаче, установленная Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, соответствует последнему действующему тарифу, до перехода в ценовые зоны теплоснабжения в г. Иваново.

 Следовательно, необходимая валовая выручка (НВВ) Предприятия учитывала расходы на строительство (реконструкцию, модернизацию) объектов теплоснабжения.

В цене 1066,31 руб./Гкал уже содержится компенсация затрат на выполнение инвестиционных и ремонтных мероприятий, что ответчиком не оспаривается.

Однако утвержденная судом редакция пункта 4.1.6 Договора позволяет ответчику увеличивать цену в связи с реализацией инвестиционной программы, если таковая будет утверждена, без учета ранее заложенной компенсации в цене 1066,31 руб./Гкал, что нарушает баланс интересов сторон и формирует экономически необоснованную цену.

При таких обстоятельствах пункт 4.1.6. включению в срочный договор оказания услуг по передаче не подлежит.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела и взаимоотношений сторон, а также их позиций по спору, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы истца и в целях соблюдения баланса интересов сторон считает правильным принять пункт 4.1.4 Договора в предложенной истцом редакции и исключить пункт 4.1.6 из Договора.

На основании изложенного обжалуемое решение подлежит отмене в части с принятием нового судебного акта.

Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, возлагаются на стороны соответственно результатам судебного рассмотрения дела.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

в удовлетворении заявления публичного акционерного общества «Т Плюс» филиал «Владимирский» об отказе от иска отказать.

Апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» филиал «Владимирский» удовлетворить.

 Решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.05.2023 по делу №А17-12746/2022 отменить в части урегулирования пунктов 4.1.4, 4.1.6 договора, принять в данной части новое решение.

Урегулировать пункт 4.1.4 договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 01.12.2021 в следующей редакции:

«4.1.4. Начиная с 01.07.2022 г. и далее с начала календарного года (к) цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (Цк), определенная в п. 4.1.2., индексируется в соответствии с формулой расчета, предусмотренной п. 128 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075:

где:

 - тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленный органом регулирования для теплосетевой организации и действующий на дату окончания переходного периода (где «б» = 2022 год);

 - предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), установленный на второе полугодие к-1-го календарного года для системы теплоснабжения, на территории которой теплосетевая организация оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единой теплоснабжающей организации;

- предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), установленный на второе полугодие года, начинающегося с 1 января года, следующего за годом окончания периода, на который был установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (), для системы теплоснабжения, на территории которой теплосетевая организация оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единой теплоснабжающей организации».

Пункт 4.1.6. из текста договора исключить.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Управляющее предприятие жилищно-коммунального хозяйства» в пользупубличного акционерного общества «Т Плюс» филиал «Владимирский» 3 000 руб. расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий                                                                         Т.В. Чернигина

Судьи                                                                                                                     Д.Ю. Бармин

И.Ю. Барьяхтар