ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-4082/20 от 01.04.2021 АС Ивановской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А17-4082/2020

07 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .   

Полный текст постановления изготовлен апреля 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Волковой С.С.,

судей Кононова П.И., Ившиной Г.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А. Г.,

при участии в судебном заседании представителя истца Момотюка В.В., действующего на основании доверенности от 30.12.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Сетевик»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.12.2020 по делу                     № А17-4082/2020

по иску заместителя прокурора Ивановской области в защиту интересов публично-правового образования Юрьевецкого муниципального района в лице администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области

к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, обществу с ограниченной ответственностью «Сетевик» (ОГРН 1193702023052, ИНН 3702229823)

о признании недействительным (ничтожным) договора безвозмездного пользования муниципального имущества, о применении последствий недействительности ничтожной сделки,

установил:

заместитель прокурора Ивановской области (далее – Прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд в защиту интересов публично-правового образования Юрьевецкого муниципального района в лице администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области с исковым заявлением к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее – Администрация, ответчик-1), обществу с ограниченной ответственностью «Сетевик» (далее – ООО «Сетевик», Общество, ответчик-2) о признании недействительным (ничтожным) договора безвозмездного пользования муниципального имущества от 20.12.2019, заключенного между Администрацией и ООО «Сетевик», о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата ООО «Сетевик» в адрес Администрации (по акту приема-передачи) муниципального имущества по следующему перечню: теплотрасса по контуру котельной № 8 (г. Юрьевец, пер. Красноугольный, ул. Советская, пер. Красной Звезды, ул. Ленина, пер. Луначарского) (итого 960,25 м), бесхозяйные тепловые сети (по перечню); теплотрасса по контуру котельной № 10 (г. Юрьевец, ул. Советская, ул. Ленина, ул. Подгорная, пер. Пролетарский, пер. Коммунистический) (итого 2584,3 м), бесхозяйные тепловые сети (по перечню).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 22.12.2020 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ответчик-2 указывает, что оспариваемый договор является возмездным в силу пунктов 2.4, 2.5 договора; оспариваемый договор правомерно заключен сторонами без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), так как ООО «Сетевик» на праве аренды принадлежат наружные тепловые сети с кадастровым номером 37:22:000000:465, протяженностью 985 м, расположенные по адресу: Ивановская обл., г. Юрьевец, ул. Ленина - ул. Советская, которые являются технологически связанными с сетями, переданными по оспариваемому договору, и участвуют в единой технологической системе теплоснабжения.

Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не усматривает правовых оснований для его отмены.

Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии к производству апелляционной жалобы от 02.03.2021 размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 03.03.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Ответчики явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 20.12.2019 Администрация (ссудодатель) и ООО «Сетевик» (ссудополучатель) заключили договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого ссудодатель предоставляет, а ссудополучатель получает во временное безвозмездное пользование муниципальное имущество, указанное в приложении № 1 к договору. Ссудополучатель обязуется вернуть это имущество в том состоянии, в котором он его получил с учетом нормального износа.

Имущество принадлежит ссудодателю на праве собственности (пункт 1.2 договора).

Срок действия договора определен в пункте 3.5: с момента подписания до подписания договора аренды или концессионного соглашения.

Передача осуществляется на основании акта приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора (пункт 2.1 договора).

В приложении № 1 определен перечень передаваемого в безвозмездное пользование имущества: теплотрасса по контуру котельной № 8 по адресу: г. Юрьевец, пер. Красноугольный, ул. Советская, пер. Красной Звезды, ул. Ленина, пер. Луначарского (итого 960,25 м) и бесхозяйные тепловые сети (по перечню); теплотрасса по контуру котельной № 10 по адресу: г. Юрьевец, ул. Советская, ул. Ленина, ул. Подгорная, пер. Пролетарский, пер. Коммунистический (итого 2584,3 м), бесхозяйные тепловые сети (по перечню).

Согласно  выпискам  из  Единого  государственного  реестра  недвижимости   от 22.05.2020            Юрьевецкому муниципальному району на праве собственности принадлежат сооружения: теплотрасса котельной № 8 (дата регистрации права: 29.06.2015) и теплотрасса котельной № 10 (дата регистрации права: 29.06.2015).

Имущество передано ссудодателем и принято ссудополучателем в безвозмездное пользование по акту приема-передачи от 01.01.2020.

Полагая, что договор является недействительной сделкой, Прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Оценив спорный договор с точки зрения его ничтожности по статье 168 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (пункт 2 статьи 166 ГК РФ).

На основании пункта 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В силу статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Как разъяснено в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. При этом само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

В абзаце 2 пункта 74 названного постановления Пленума указано, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ целями этого Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции перечислены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и (или) действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ регламентированы особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В силу части 2 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях состоит из Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Законом № 115-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений (часть 2 статьи 1).

Целями этого Закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ к объектам концессионного соглашения, среди прочего, относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата).

Перечень существенных условий концессионного соглашения установлен в части 1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ. К числу таких условий, среди прочего, отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (пункты 1 и 2).

В части 1 статьи 13 Закона № 115-ФЗ установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 37 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, определены в статье 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ).

Согласно части 1 названной статьи передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных   соглашениях,   за   исключением   предусмотренных   законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 2 статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ установлено, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В части 3 статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ определено, что в случае, если определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 6 статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими требованиями, установленными гражданским законодательством, должны предусматривать обязанности арендатора по поставкам потребителям товаров, оказанию услуг в сфере теплоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, конкурсной документацией, заявкой арендатора на участие в конкурсе, условиями, указанными в извещении, направленном единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с частью 2 статьи 28.5 настоящего Федерального закона.

В силу части 33 статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 настоящей статьи, является ничтожным.

Из системного анализа положений изложенных норм следует, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется либо по договорам аренды таких систем и (или) объектов, либо по концессионным соглашениям. Круг отношений, регламентируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставлением объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода таких объектов в эксплуатацию. Если дата ввода в эксплуатацию указанных объектов не может быть определена или превышает пять лет, то права владения и (или) пользования передаются исключительно по концессионным соглашениям. В ситуации, когда дата ввода в эксплуатацию таких объектов составляет менее пяти лет, передача прав в отношении указанных объектов осуществляется по договорам аренды, заключаемым по результатам конкурсов. Иные способы передачи прав применительно к объектам теплоснабжения отраслевым законодательством не предусмотрены.

При этом установленное в части 3 статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ исключение со ссылкой на предоставление рассматриваемых прав в соответствии с антимонопольным законодательством не может быть истолковано как расширяющее названный перечень способов передачи прав. По смыслу частей 1 и 2 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ нормы антимонопольного законодательства подлежат применению в совокупности с положениями Закона № 190-ФЗ, устанавливающими специальный порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, а именно: передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, только по договорам их аренды или по концессионным соглашениям.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере теплоснабжения и концессионных соглашений, соблюдение которых является обязательным для органов местного самоуправления, установлен особый порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности.

Предметом настоящего спора является требование Прокурора о признании недействительным (ничтожным) договора безвозмездного пользования от 20.12.2019, заключенного Администрацией с ООО «Сетевик».

В приложении № 1 определен перечень передаваемого в безвозмездное пользование имущества: теплотрасса по контуру котельной № 8 по адресу: г. Юрьевец, пер. Красноугольный, ул. Советская, пер. Красной Звезды, ул. Ленина, пер. Луначарского (итого 960,25 м) и бесхозяйные тепловые сети (по перечню); теплотрасса по контуру котельной № 10 по адресу: г. Юрьевец, ул. Советская, ул. Ленина, ул. Подгорная, пер. Пролетарский, пер. Коммунистический (итого 2584,3 м), бесхозяйные тепловые сети (по перечню).

Содержание спорного договора не соответствует ни концессионному соглашению, существенные условия которого императивно установлены в статье 10 Закона № 115-ФЗ, ни договору аренды, содержание и порядок заключения которого определены в статьях 28.2 и 28.3 Закона № 190-ФЗ. Обязательные в силу закона условия в договоре отсутствуют. Вопреки установленному правовому регулированию, рассматриваемый договор не содержит конкретного срока пользования (содержащееся в договоре условие носит неопределенный характер), тогда как для концессионных и арендных правоотношений действует срочный характер пользования. Не предусматривает договор и обязанности пользователя по капитальному ремонту. В пунктах 2.4, 2.8 договора оговорен лишь текущий ремонт, а осуществление переустройства, реконструкции возможно с письменного согласия ссудодателя.

Кроме того, в нарушение пункта 6.2 части 1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ,  пункта 2 части 2 статьи 28.2 Закона № 190-ФЗ спорный договор является безвозмездным.

Вопреки мнению Общества, из содержания пунктов 2.4, 2.5 договора не следует его возмездность.

По убеждению апелляционного суда, рассматриваемый договор нарушает публичные интересы, а также права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Содержащиеся в спорном договоре условия противоречат существу законодательного регулирования соответствующих правоотношений.

Настаивая на правомерности заключения договора, ответчик-2 приводит норму пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ.

Действительно, в пункте 8 части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ оговорена возможность заключения договора безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества при соблюдении установленных в нем условий. Однако ответчики основывают свою позицию о возможности применения этой нормы без учета положений части 2 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, согласно которым указанный в части 1 названной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Как отмечалось выше, Закон № 115-ФЗ относит к объектам концессионного соглашения объекты теплоснабжения. В отношении таких объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, особенности передачи прав владения и (или) пользования установлены статьей 41.1 Закона № 190-ФЗ, где исключительным образом оговорены способы и условия передачи указанных прав.

Оспариваемая сделка противоречит существу действующего на момент ее заключения законодательного регулирования обязательств по предоставлению прав пользования в отношении находящихся в публичной собственности объектов теплоснабжения, в связи с чем на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ является ничтожной. При заключении договора безвозмездного пользования нарушен установленный законом порядок передачи прав пользования находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения.

Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Общим правовым последствием недействительной сделки является двусторонняя реституция, то есть возврат сторон сделки в первоначальное положение, существовавшее до ее заключения.

В связи с признанием спорного договора недействительным (ничтожным) применению подлежат последствия недействительности сделки в виде возложения на Общество обязанности возвратить спорное имущество Администрации, что соответствует положениям пункта 2 статьи 167 АПК РФ.

Указание Общества на то, что признание договора ничтожным повлечет неблагоприятные последствия для жителей г. Юрьевец, не может быть принято судом во внимание, поскольку Администрацией в целях реализации возложенных на нее полномочий, а также положений Закона № 190-ФЗ могут быть проведены необходимые процедуры в соответствии с требованиями законодательства.

Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения принятого им судебного акта.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.12.2020 по делу № А17-4082/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сетевик» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

С.С. Волкова

Судьи

П.И. Кононов

Г.Г. Ившина