ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-11495/19 от 23.09.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-11495/2019

«23» сентября 2019 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на резолютивную часть решения Арбитражного суда Иркутской области от 03 июля 2019 года по делу №А19-11495/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664046, <...>) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>) о признании незаконным решения от 27.03.2019 № 048S19190004675, о признании незаконным в части решения от 27.03.2019 № 048S19190004676,

(суд первой инстанции – Н.Г. Позднякова),

без вызова сторон в судебное заседание

установил:

Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» (далее – заявитель, страхователь, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее – заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконным решения от 27.03.2019 № 048S19190004675, о признании незаконным в части решения от 27.03.2019 № 048S19190004676.

Резолютивной частью решения Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска, как не соответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»:

- от 27.03.2019 № 048S19190004675 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - признано незаконными в полном объеме,

от 27.03.2019 № 048S19190004676 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - признано незаконным в части привлечения Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб.

Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.07.2019 г. по делу № А19-11495/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что представление страхователем по истечении срока, предусмотренного статьей 11 Федерального закона от 01.04 1996 № 27-ФЗ. сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на застрахованных лиц, в отношении которых в установленные сроки ранее не были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная", свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Дополнительное представление сведений на работников, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц, а дополнительным представлением сведений. Поскольку эти сведения представляются впервые и за пределами установленного законом срока, привлечение страхователя к ответственности является правомерным.

На апелляционную жалобу поступил отзыв истца, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить его решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассматривается без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска в отношении Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон №27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.

По результатам проверки фондом составлены акты о выявленных правонарушениях в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18 февраля 2019 года №048S18190002679, согласно которому сведения об одном застрахованном лице за ноябрь 2018 года представлены учреждением в УПФР 11 февраля 2019 года, и №048S18190002684, согласно которому сведения о застрахованных лицах за декабрь 2018 года представлены учреждением в УПФР 04 февраля 2019 года (на одно лицо), 11 февраля 2019 года (на двух лиц).

Учреждением были поданы возражения на акты, согласно которым в отношении ФИО1 документы, в том числе, судебный акт – решение Свердловского районного суда г.Иркутска по делу №2-4964/2018 об установлении факта постоянного проживания на территории г.Иркутска, для произведения выплат вознаграждения приемным семьям поступили учреждению только в 24.01.2019 года, до этого времени никакие выплаты учреждением не производились, поэтому сведения и не подавались.

На основании актов 27 марта 2019 года фондом вынесены решения .№048S19190004675, №048S19190004676 о привлечении страхователя (учреждение) к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с привлечением учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователям в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей и 1500 рублей соответственно.

Не согласившись с решениями, заявитель оспорил их в судебном порядке.

Резолютивной частью решения Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены резолютивной части решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.

В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 г. N 83 п.

На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н.

В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Представление корректирующих сведений предусмотрено и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н, действующей с 19.02.2017 г.

Так, согласно пункту 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Вопреки мнению фонда, пункт 39 Инструкции N 766н не запрещает представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.

В соответствии с приложением к Постановлению Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 г. N 83п в поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено обязательное проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":

- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;

- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N 766н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является приемным родителем, осуществляющим свои обязанности по договорам о приемной семье №304 от 14 ноября 2018 года, №305 от 14 ноября 2018 года на возмездной основе.

Поскольку ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в Республике Тыва, <...>, ей необходимо было устанавливать факт проживания на территории г.Иркутска в судебном порядке.

Решением Свердловского районного суда от 11 декабря 2018 года, вступившего в законную силу 18 января 2019 года, заявление ФИО1 об установлении факта проживания на территории г.Иркутска с 14 ноября 2018 года удовлетворено.

Соответственно, правовые основания для начисления и выплаты вознаграждения приемному родителю ФИО1 у учреждения возникли только после 18 января 2019 года.

24 января 2019 году в адрес учреждения поступило заявление и документы ФИО1 , в т.ч. договоры о приемной семье №304 от 14 ноября 2018 года, №305 от 14 ноября 2018 года и копия решения Свердловского суда от 11 декабря 2018 года.

24 января 2019 года учреждением приняты решения №31, №32 о назначении выплаты вознаграждения ФИО1 за воспитание приемных детей ФИО2, ФИО2 с 14 ноября 2018 года.

04 февраля, 11 февраля 2019 года сведения о ФИО1 за период ноябрь - декабрь 2018 года были представлены в УПФР путем направления форм СЗВ-М (дополняющих) по отчетным периодам (месяцам).

До 24 января 2019 года никакие выплаты приемному родителю учреждением не производились, и соответственно, сведения в УПФР не предоставлялись.

Следовательно, в действиях учреждения состав правонарушения, который ему вменяется пенсионным фондом, отсутствует, так как после начала производства выплат сведения поданы в установленные сроки (до 15.02.2019г.).

Таким образом, основания для привлечения учреждения к ответственности по указанным эпизодам у фонда не имелось, оспариваемые в указанной части решения пенсионного фонда являются необоснованными и незаконными, нарушают права и законные интересы учреждения, поэтому подлежат признанию недействительными.

Кроме того, подлежит учету и следующее.

Как установлено судом апелляционной инстанции, заявителем сведения на 1480 застрахованных лица за ноябрь 2018 года согласно протоколу проверки формы СЗВ-М с типом формы "исх" (первичная) представлены в Управление 11.12.2018 г., то есть, в пределах установленного законом срока.

Заявителем сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) в отношении 1 застрахованного лица за ноябрь 2018 года в орган Пенсионного фонда представлены 11.02.2019 г.

Заявителем сведения на 1478 застрахованных лица за декабрь 2018 года согласно протоколу проверки формы СЗВ-М с типом формы "исх" (первичная) ответчиком представлены в Управление 11.01.2019 г., то есть, в пределах установленного законом срока.

Заявителем сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) в отношении представлены 04.02.2019г. и 11.02.2019 г.

Апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае страхователем до момента обнаружения Управлением Пенсионного фонда несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения решений от 27 марта 2019 года N 048S19190004675, N 048S19190004676 были переданы необходимые корректирующие сведения в соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н, поэтому у пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, поэтому привлечение страхователя к ответственности не правомерно, соответственно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права и без учета обстоятельств дела.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения резолютивной части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Резолютивную часть решения Арбитражного суда Иркутской области от 03 июля 2019 года по делу №А19-11495/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.О.Никифорюк