ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-12517/20 от 24.06.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А19-12517/2020

01 июля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2021 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Кайдаш Н.И., Каминского В.Л. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Городецким Р.Г.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Иркутской области представителей:

от истца – ФИО1, исполняющей обязанности директора;

от ответчика 1 – ФИО2 по доверенности №02-57-13/21 от 12.01.2021;

от ответчика 2 – ФИО3 по доверенности от 08.02.2021,

рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Тельминское» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2021 года по делу №А19-12517/2020 по исковому заявлению закрытого акционерного общества «Тельминское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в сертификации, о взыскании 10 856 390 рублей убытков,

с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

установил:

закрытое акционерное общество «Тельминское» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Иркутской области с требованиями:

- о признании незаконным акта Региональной комиссии по сертификации семеноводческих хозяйств в Иркутской области №7 от 15.04.2020 об отказе ЗАО «Тельминское» в сертификации в качестве семеноводческого хозяйства;

- о признании поправок, внесенных в пункт 27 Постановления Правительства Иркутской области от 11 марта 2013 года № 78-пп (в редакции Постановления от 06 апреля 2020 года № 226-пп) незаконными, как нарушающие требования статьи 15 Закона о защите конкуренции и создающие благоприятную ситуацию для ограничения конкуренции и административные барьеры бизнесу;

- о взыскании за счет казны Министерства сельского хозяйства Иркутской области вреда, причиненного в результате незаконных действий Региональной комиссии под председательством и.о. Министра сельского хозяйства Иркутской области, в размере 10 856 390 рублей, в том числе: 5 367 140 рублей – убытки в виде реального ущерба, 5 489 250 рублей – убытки в виде упущенной выгоды.

Истец в процессе рассмотрения дела неоднократно уточнял исковые требования, заявил об отказе от исковых требований в части признания поправок, внесенных в пункт 27 Постановления Правительства Иркутской области от 11 марта 2013 года № 78-пп (в редакции Постановления от 06 апреля 2020 года № 226-пп) незаконными, как нарушающие требования статьи 15 Закона о защите конкуренции и создающие благоприятную ситуацию для ограничения конкуренции и административные барьеры бизнесу; признания незаконным акта Региональной комиссии по сертификации семеноводческих хозяйств в Иркутской области № 7 от 15.04.2020 года об отказе ЗАО «Тельминское» в сертификации в качестве семеноводческого хозяйства, и просил взыскать с Иркутской области в лице Министерства сельского хозяйства Иркутской области за счет казны Иркутской области убытки, причиненные незаконными действиями министра сельского хозяйства Иркутской области ФИО4 в размере 10 856 390 руб.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 01.02.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обжаловал решение суда в апелляционном порядке.

Заявитель жалобы выражает несогласие с решением суда об отказе ЗАО «Тельминское» в иске по тому основанию, что не доказана противоправность действий министерства, его вина и наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и фактом причинения убытков истцу, поскольку данные выводы суда противоречат положениям статей 16, 402 Гражданского кодекса Российской Федерации. Решая вопрос о полномочиях Министерства сельского хозяйства Иркутской области, в нарушение требований п. 1 ст. 168 АПК РФ, суд подменил предмет доказывания и установил обстоятельства, на которые не ссылалось ЗАО «Тельминское». Не согласен с выводами суда о том, что Министерство сельского хозяйства Иркутской области не может являться ответственным за убытки, причиненные хозяйству в процессе сертификации. Суд не признал тот факт, что задержка в выдаче сертификата соответствия ЗАО «Тельминское» произошла по вине региональной комиссии по сертификации, принявшей необоснованное решение о несоответствии ЗАО «Тельминское» требованиям Системы добровольной сертификации «Россельхозцентр» (СДС «Россельхозцентр»). В тексте решения отсутствуют выводы суда, которые свидетельствовали бы о необоснованности этого довода, приводимого ЗАО «Тельминское» в качестве оснований своих требований. Более того, в материалах дела имеется акт оценки соответствия физических и юридических лиц, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений высших категорий требованиям СДС «Россельхозцентр» от 05.08.2020, составленный апелляционной комиссией ФГБУ «Россельхозцентр», пришедшей к выводу о том, что ЗАО «Тельминское» соответствует требованиям СДС «Россельхозцентр». Указанный выше акт подтверждает довод ЗАО «Тельминское» о необоснованности акта №7 оценки соответствия физических и юридических лиц, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений высших категорий требованиям СДС «Россельхозцентр» от 15.04.2020, составленного региональной комиссией по сертификации. Вывод суда о том, что филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области должен нести ответственность за задержку в выдаче ЗАО «Тельминское» сертификата соответствия, так как оно осуществляет услуги по сертификации по договорам на возмездной основе, не основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела. Филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области и его работники не совершали действий по даче необоснованного заключения о несоответствии ЗАО «Тельминское» требованиям СДС «Россельхозцентр», и потому оно не может нести ответственность за убытки, возникшие у ЗАО «Тельминское» в результате задержки в выдаче сертификата соответствия. Вывод суда о том, что министр сельского хозяйства Иркутской области, действуя в качестве председателя региональной комиссии и выполняя действия по сертификации, предусмотренные Положением о порядке проведения сертификации, не обладал полномочиями министра сельского хозяйства Иркутской области, не вытекает из этого Положения и противоречит доказательствам, имеющимся в материалах дела. Вывод суда о том, что невозможно установить противоправность действий председателя комиссии, поскольку решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата принимается на основании актов оценки каждого участника региональной комиссии, противоречит как фактическим обстоятельствам дела, так и собственному выводу суда. ЗАО «Тельминнское» в процессе рассмотрения настоящего дела не ссылалось на то, что Министерство сельского хозяйства Иркутской области должно нести ответственность за действия своего министра, принявшего именно Решение №РСЦ 038 038 02 0007-20 от 15.04.2020. ЗАО «Тельминское» утверждало, что незаконные действия Министра сельского хозяйства Иркутской области ФИО4 как председателя региональной комиссии по сертификации привели к тому, что ЗАО «Тельминское» было признано не соответствующим требованиям на осуществление производства (выращивания), комплексной доработки, фасовки и реализации семян высших категорий, и, как следствие этого, ему было отказано в выдаче сертификата соответствия. Суд фактически подменил основания требований ЗАО «Тельминское» и, соответственно, предмет доказывания по делу. ЗАО «Тельминское» считает, что незаконные действия ФИО4 как председателя региональной комиссии по сертификации привели к тому, что региональная комиссия (ее члены) приняли решение о несоответствии ЗАО «Тельминское» требованиям СДС «Россельхозцентр».В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие причинение убытков ЗАО «Тельминское» задержкой в выдаче сертификата соответствия, которая произошла по вине министра сельского хозяйства Иркутской области, совершившего незаконные действия в процессе руководства региональной комиссией, в результате которых было принято незаконное заключение о несоответствии ЗАО «Тельминское» требованиям СДС «Россельхозцентр», и, как следствие этого, принято незаконное решение об отказе в выдаче сертификата соответствия.

Ответчик, соответчик представили отзывы на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители ответчиков поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения.

Третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующего в деле третьего лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.

Как следует из материалов дела 10.02.2020 ЗАО «Тельминское» обратилось в филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области с заявкой
№РСЦ038038010001-20 на проведение сертификации. Филиалом ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области принято решение №РСЦ038038020001-20 от 10.02.2020 о проведении сертификации ЗАО «Тельминское» на соответствие требованиям, установленных Положением о порядке проведения сертификации физических и юридических лиц, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений высших категорий в Системе добровольной сертификации «Россельхозцентр», региональной комиссии, утвержденной приказом филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области №19- ОД от 19 июля 2018 года.

Согласно выписке из протокола заседания региональной комиссии от 18.03.2020 в соответствии с приказом филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области от 04 февраля 2020 года №6-ОД «О проведении инспекционного контроля» региональной комиссией проведена проверка работы семеноводческих хозяйств Иркутской области, в период с 26 февраля 2020 года по 13 марта 2020 года обследовано действующеесеменоводческое хозяйство ЗАО «Тельминское», рассмотрена заявка ЗАО «Тельминское» - документы предоставлены в соответствии с требованиями Положения о порядке проведения сертификации физических и юридических лиц, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений высших категорий в Системе добровольной сертификации «Россельхозцентр». В период обследования материально-технической базы, условий хранения семян в ЗАО «Тельминское» выявлено, что партии семян оформлены не в соответствии с требованиями ГОСТов, партии семян высших категории (суперэлита, питомники размножения) не были показаны.

Согласно выписке из протокола заседания региональной комиссии от 27.03.2020 ЗАО «Тельминское» замечания по условиям хранения устранены, партии семян оформлены в соответствии с требованиями ГОСТов, фотоматериалы предоставлены.

По вопросу представления документов, подтверждающих качество, количество приобретаемого исходного материала - сертификаты, акты апробации, протоколы испытаний, договоры купли-продажи, товарно-транспортные накладные, платежные поручения на приобретение исходного материала в ООО «Ключевая», ООО НПК Селекционно-семеноводческий центр «Байкал» с 2016-2019 г.г., реестра материально-технической базы, кадрового состава в ООО «Ключевая», ООО НПК Селекционно-семеноводческий центр «Байкал» директор ЗАО «Тельминское» ФИО5 направил на имя филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области письмо, в котором отмечено, что необходимую информацию нужно запрашивать непосредственно в ООО «Ключевая» и ООО НПК ССЦ «Байкал», ЗАО «Тельминское», как самостоятельное юридическое лицо, не имеющее дочерних предприятий, такой информацией не обладает. ФИО6, заместитель председателя региональной комиссии, предложил от имени региональной комиссии запросить вышеуказанные документы непосредственно у ООО «Ключевая» и ООО НПК ССЦ «Байкал». Комиссия поддержала данное предложение.

Согласно протоколу заседания региональной комиссии по оценке соответствия хозяйств, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений высших категорий требованиям Системы добровольной сертификации «Россельхозцентр» в составе: председателя региональной комиссии ФИО4, в присутствии ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9. ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 от 15.04.2020, по итогам подсчета средняя сумма составила 110 баллов.

Согласно сводному акту оценки соответствия физических и юридических лиц осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений высших категорий требованиям Системы добровольной сертификации «Россельхозцентр» комиссия пришла к выводу, что ЗАО «Тельминское» не соответствует требованиям на осуществление производства (выращивание), комплексной доработки, фасовки и реализации семян высших категорий (для соответствия необходимо набрать не менее 180 баллов).

В связи с чем, филиалом ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области по итогам проверки и акта №7 от 15 апреля 2020 года оценки соответствия физических и юридических лиц, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений высших категорий требованиям Системы добровольной сертификации «Россельхозцентр» принято решение об отказе ЗАО «Тельминское» в выдаче сертификата.

Не согласившись с указанным распоряжением, ЗАО «Тельминское» 16.02.2017 обратилось в ФГБУ «Россельхозцентр» с апелляционной жалобой на решение филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области об отказе в выдаче сертификата соответствия от 15.04.2020 №РСЦ038038020007-20.

В соответствии с приказом Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» от 07.08.2020 №824-ОД по решению апелляционной комиссии на обращение ЗАО «Тельминское» решение филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области об отказе в выдаче сертификата соответствия от 15.04.2020 №РСЦ038038020007-20 признано недействительным; ЗАО «Тельминское» признано соответствующим требованиям на осуществление производства (выращивание), комплексной доработки (подготовки), фасовки и реализации семян высшей категорий.

В связи с чем, филиалом ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области ЗАО «Тельминское» выдан сертификат соответствия №РСЦ038001Е91288-20 сроком действия с 11.08.2020 по 11.08.2025, согласно которому ЗАО «Тельминское» соответствует требованиям Положения о порядке проведения сертификации физических и юридических лиц, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений высших категорий от 24.04.2014.

По утверждению истца, поскольку срок действия предыдущего сертификата соответствия №РСЦ038038Е90018-15 ЗАО «Тельминское» от 24.04.2014 истек 18.03.2020, ЗАО «Тельминское» в период с 18.03.2020 по 11.08.2020 не могло предоставлять своим покупателям элитных семян сертификаты соответствия, которые необходимы для получения субсидий в соответствии с пунктом 27 постановления Правительства Иркутской области №78-пп от 11.03.2013 (в редакции постановления от 06.04.2020 №226- пп), в связи с чем покупатели ЗАО «Тельминское» отказались покупать элитные семена по договорным ценам либо требовали уменьшения стоимости товара.

Ссылаясь на причинение убытков ввиду невозможности осуществления продажи элитных семян, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Положения статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Истцом в рамках настоящего дела заявлены требования о взыскании с Иркутской области в лице Министерства сельского хозяйства Иркутской области за счет казны Иркутской области убытков, причиненных, по мнению истца, незаконными действиями министра сельского хозяйства Иркутской области ФИО4, который являлся председателем комиссии, утвержденной приказом филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области №19-ОД от 19.07.2018.

По мнению истца, именно Министерство сельского хозяйства Иркутской области обязано отвечать за причинение вреда региональной комиссией, поскольку председателем данной региональной комиссии являлся Министр министерства сельского хозяйства Иркутской области, действующий как должностное лицо при исполнении своих обязанностей.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, оказание услуг в сфере растениеводства в Российской Федерации осуществляется, в том числе Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский сельскохозяйственный центр», которое создано во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 года №566-р и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2007 года № 288.

Пунктом 3.3 Устава ФГБУ «Россельхозцентр», утвержденного приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 мая 2012 года № 19-у, определены виды, приносящие доход деятельности Учреждения, осуществляемые по договорам на возмездной основе с отечественными н зарубежными физическими и юридическими лицами, в том числе осуществление работ по добровольному подтверждению соответствия продукции растениеводства и животноводства, почв, грунтов, удобрений, помещений, техники, процессов лесоуправления, лесопользования, работ, услуг, физических и юридических лиц, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений национальным и международным требованиям технических регламентов, стандартов, условиям договоров в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) с выдачей документов.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона №184-ФЗ ФГБУ «Россельхозцентр» разработаны Правила функционирования системы добровольной сертификации «Россельхозцентр», Положение о порядке проведения сертификации физических и юридических лиц, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (продуктов), фасовку и реализацию семян растений высших категорий, утвержденное приказом ФГБУ «Россельхозцентр» от 24 апреля 2014 года №68- ОД (далее - Положение).

Пунктом 5.5 Правил определено, что функции органа по сертификации в Системе выполняет ФГБУ «Россельхозцентр».

Согласно письму Департамента растениеводства, химизации и защиты растений (Депрастениеводства) от 29 января 2014 года №19/279 в целях повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественного семеноводства, обеспечения адресности государственной поддержки отрасли, Минсельхоз России совместно с Национальным Союзом селекционеров и семеноводств формирует реестр семеноводческих хозяйств Российской Федерации.

Работа проводится в рамках Системы добровольной сертификации «Россельхозцентр».

Для проведения работы в Системе добровольной сертификации «Россельхозцентр» создаются центральная и региональная комиссия.

Центральная комиссия формируется на базе Центрального органа по сертификации - ФГБУ «Россельхозцентр» - по предложению Минсельхоза России. Региональная комиссия формируется на базе уполномоченных органов сертификации филиалов ФГБУ «Россельхозцентр» - по предложению органа управления агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации.

В состав комиссий могут быть включены представители региональных органов управления агропромышленного комплекса, ФГБУ «Россельхозцентр», «Госсорткомиссия», Национального Союза селекционеров семеноводов, НИУ, ВУЗов, отдельные авторитетные лица в области селекции и семеноводства.

Согласно вышеуказанным актам, на проведение сертификации, формирование региональной комиссии, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче сертификатов уполномочены филиалы ФГБУ «Россельхозцентр», в Иркутской области - филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области.

Приказом филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области от 19 июля 2018 года №19-ОД создана комиссия по сертификации и формированию реестра семеноводческих хозяйств Иркутской области, в составе 11 человек с назначением председателем ФИО4

То обстоятельство, что Министер сельского хозяйства принимал участие в составе комиссии по сертификации и формированию реестра семеноводческих хозяйств Иркутской области, созданной ФГБУ «Россельхозцентр» по Иркутской области на основании Приказа от 19 июля 2018 года №19-ОД, решение которой впоследствии отменено апелляционной комиссией ФГБУ «Россельхозцентр», не может служить основанием для возложения на министерство негативных последствий в виде взыскания убытков, поскольку министр осуществлял участие в комиссии не как должностное лицо министерства, а Министерство не может нести ответственности за решения принятые комиссией, созданной иным самостоятельным юридическим лицом.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности противоправности поведения Министерства, в том числе и Министра, как его руководителя, а соответственно вины ответчика, а также причинно-следственной связи между действиями ответчика и фактом причинения убытков обществу.

С учетом доводов апелляционной жалобы и фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2021 года по делу №А19-12517/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий: А.Е. Мацибора

Судьи Н.И. Кайдаш

В.Л. Каминский