ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А19-17316/07-56 - Ф02-991/2008
20 марта 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Гуменюк Т.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Российские железные дороги в лице филиала «Восточно-Сибирская железная дорога» - ФИО1 (доверенность № 320/685 от 20.12.2006), от Иркутской таможни – ФИО2 (доверенность от 10.01.2008 № 1), ФИО3 (доверенность от 10.01.2008 № 6),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Восточно-Сибирская железная дорога» на решение от 14 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-17316/07-56 (суд первой инстанции: Загвоздин В.Д.),
установил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Восточно-Сибирская железная дорога» (далее - ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Иркутской таможни по делу об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 24.10.2007.
Решением суда от 14 января 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Обжалуя решение суда в связи с неправильным применением норм материального и норм процессуального права, ОАО «РЖД» оспаривает вывод суда о правомерности привлечения общества к административной ответственности, указывая на недоказанность в его действиях состава правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, а также указывает на отсутствие описания события совершённого правонарушения в оспариваемом постановлении, в связи с чем просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутская таможня отклоняет изложенные в ней доводы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в ходе осмотра должностными лицами Шелеховского таможенного поста Иркутской таможни постоянной зоны таможенного контроля (ПЗТК) станции Гончарово ВСЖД - филиала ОАО «РЖД», находящейся по адресу: г. Шелехов, станция Гончарово, стационарные пути № 8, № 10, созданной на основании приказа Иркутской таможни № 452 от 23.06.2006, было выявлено, что на момент проверки подъездные пути № 8, № 10 полностью заняты глинозёмными копрами с товаром российского происхождения, не находящимся под таможенным контролем. Согласно поданным товарно-сопроводительным документам в ПЗТК должны находиться вагоны № 65566036 ТТН № 49872509 (кокс пековый), № 21552906 ТТН № 443727 (арбузы свежие), № 24261000 ТТН № 2475 (детали памятников). Данные вагоны находятся на путях № 5, № 7 вне пределов зоны таможенного контроля. Других нарушений таможенного законодательства не выявлено.
Данные обстоятельства изложены в акте осмотра помещений и территорий № 10607080/07/16 от 30.07.2007.
О факте правонарушения, предусмотренного статьёй 16.10 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 01.09.2007.
В ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению должностными лицами Иркутской таможни установлено, что в действиях ОАО «РЖД» усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, в связи с чем возникла необходимость в истребовании и получении информации от станции Гончарово ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» о транспортных средствах, находящихся 30.07.2007 в постоянной зоне таможенного контроля станции Гончарово (стационарные пути № 8, № 10) с указанием номеров вагонов.
Определением о возвращении материалов дела об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 17.09.2007 материалы данного дела возвращены в отдел административных расследований для устранения недостатков в установленные законом сроки.
При повторном рассмотрении дела об административном правонарушении заместителем начальника Иркутской таможни по правоохранительной деятельности подполковником таможенной службы ФИО4 повторно вынесено определение о возвращении материалов дела об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 05.10.2007, согласно которому они возвращены в отдел административных расследований для составления протокола об административном правонарушении в связи с дополнительной квалификацией действий ОАО «РЖД» по статье 16.5 КоАП РФ.
О факте правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 08.10.2007.
Постановлением Иркутской таможни по делу об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 24.10.2007 ОАО «РЖД» привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «РЖД» требований о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, суд мотивировал его правомерностью привлечения общества к ответственности, так как факт правонарушения установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, а также сделал вывод о соблюдении таможенным органом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Проверив законность и обоснованность решения суда, принятого по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 08.10.2007 содержит описание события административного правонарушения, выраженного в размещении вагонов № 65566036, № 21552906, № 24261000 на станционных путях № 5, № 7 вне пределов зоны таможенного контроля.
В постановлении по делу об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 24.10.2007, которым ОАО «РЖД» привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, описание события административного правонарушения аналогично его изложению в протоколе об административном правонарушении.
Несоответствие описания события административного правонарушения, как оно изложено в указанных документах, объективной стороне правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, в диспозиции которой в качестве таковых действий определены перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы зоны таможенного контроля или в её пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, не позволяет сделать однозначный вывод о совершении ОАО «РЖД» какого-либо из перечисленных действий, в связи с чем решение суда, принятое по настоящему делу, подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить, образует ли размещение вагонов № 65566036, № 21552906, № 24261000 на станционных путях № 5, № 7, то есть вне пределов зоны таможенного контроля, объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, с учётом того описания события административного правонарушения, которое изложено таможенным органом в протоколе об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 08.10.2007 и постановлении по делу об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 24.10.2007.
Кроме того, суду необходимо проверить соблюдение таможенным органом порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
Имеющаяся в материалах дела об административном правонарушении № 10607000-435/2007 копия телеграммы, направленной по адресу: <...>, на имя президента ОАО «РЖД» ФИО5 с извещением о составлении протокола об административном правонарушении 08.10.07 в 15 часов, вручена уполномоченному на получение телеграмм ФИО6 08.10.07, то есть в момент составления протокола, что подтверждается соответствующей отметкой на оборотной стороне документа.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать данные обстоятельства, дать им правовую оценку, на основании которой сделать вывод о соблюдении или нарушении таможенным органом порядка привлечения к административной ответственности, а также гарантий прав юридического лица, привлекаемого к ответственности.
Исследование указанных обстоятельств и их правовая оценка позволят суду сделать выводы относительно наличия или отсутствия установленных частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-17316/07-56 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А. Гуменюк
Судьи
Л.Ю. Пущина
М.М. Шелёмина