ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-19594/2019
05 февраля 2020 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Мамско-Чуйского района на решение Арбитражного суда Республике Саха (Якутия) от 18 ноября 2019 года по делу № А19-19594/2019 по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Мамско-Чуйского района (ОГРН <***>, ИНН <***>; 666811, Иркутская область, Мамско-Чуйский район, рабочий <...>) к Контрольно-счетной палате муниципального образования Мамско-Чуйского района (ОГРН <***>, ИНН <***>; 666811, Иркутская область, Мамско-Чуйский район, рабочий <...> дом/10) о признании недействительным представления № 1 от 12.07.2019,
при участии в судебном заседании:
от Контрольно-счетной палаты муниципального образования Мамско-Чуйского района – ФИО1 – представителя по доверенности от 29.11.2019,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Мамско-Чуйского района – не явились, извещен,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Мамско-Чуйского района (далее также – заявитель, КУМИ МО Мамско-Чуйского района или Комитет) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования Мамско-Чуйского района (далее также – КСП МО Мамско-Чуйского района или Контрольно-счетная палата) о признании недействительным представления № 1 от 12.07.2019.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного и необоснованного.
Контрольно-счетная палата муниципального образования Мамско-Чуйского района представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты поддержал доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и возражения на отзыв, выслушав представителя Контрольно-счетной палаты, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,Контрольно-счетной палатой Мамско-Чуйского района с 13.05.2019 по 31.06.2019 проведена проверка в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования МамскоЧуйского района в части соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района, в том числе переданного имущества п. Согдиондон и п. ГораяЧуя, с. Усть-Чуя.
По итогам проведенной проверки составлен акт проверки № 3-а от 03.07.2019, на который Комитетом направлены пояснениями и замечаниями с приложением копий дополнительных соглашений к договорам аренды, копий исполнительных листов, копий решений Арбитражного суда Иркутской области, копий постановлений Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, копий постановлений Четвертого арбитражного апелляционного суда.
12.07.2019 Контрольно-счетной палатой вынесено представление № 1, в котором указано, что по результатам контрольного мероприятия установлено, что управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется Комитетом неэффективно:
– анализ нормативной правовой базы показал, что правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом нуждаются в приведении в соответствие с действующим законодательством;
– поступления в бюджет Мамско-Чуйского района за период 2017-2019 годы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности составляют 50%. Причиной низкого исполнения плана по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, является систематическая задолженность ООО «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (далее – ООО «МПКК»), ООО «Мамский аэропорт» за аренду муниципального имущества;
– в ходе проверки установлено, что в бюджете района на 2019 год предусмотрены доходы от сдачи имущества в сумме 938,5 тысяч рублей, что не соответствует представленному Комитетом реестру арендаторов на 2019 год – 1407,1 тысяч рублей, согласно пояснениям КУМИ первоначально не учтены результаты экспертизы оценки арендной платы в результате которой произошло повышение аренды на 10 %;
– несмотря на то, что ООО «МПКК» с момента заключения договоров аренды не исполняет условия договора и не перечисляет в бюджет района арендную плату, договоры были пролонгированы Комитетом (имущественный комплекс с 11.07.2016 – 31.05.2019, транспортные средства). При этом арендованное имущество (транспортные средства 7 единиц) изъято в нерабочем разукомплектованном состоянии, что свидетельствует о неэффективном использовании муниципального имущества района;
– в ходе проверки установлено, что электростанция дизельная АД-315С балансовой стоимостью 1542,2 тысяч рублей установлена в п. Мама (котельная «Школьная»), дизельный электроагрегат АД 315-С-Т400-1РГНМ балансовой стоимостью 2097,5 тысяч рублей установлен в п. Мама (котельная разведки) числится в п. Луговский. Вышеуказанное имущество подлежит передаче в безвозмездное пользование Мамского городского поселения, до настоящего времени договор с Мамским городским поселение не подписан.
Названным представлением Комитету предписано принять исчерпывающие меры, направленные на исключение фактов нарушений, информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах представить в Контрольно-счетную палату в срок до 12.08.2019.
Заявитель полагая, что представление Контрольно-счетной палаты от 12.07.2019 № 1 не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого представления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 № 449-О и от 04.12.2003 № 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц – незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее также – контрольно-счетные органы) установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ установлено, внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.
При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение.
Согласно частям 1 – 3 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые организации представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Статьей 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ установлено, что требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль (далее также – проверяемые органы и организации) (часть 1).
Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (часть 2).
Статьей 21.1. Устава муниципального образования Мамско-Чуйского района, утвержденного решением районной Думы Мамско-Чуйского района от 15 декабря 2000 года № 17, установлено, что Контрольно-счетная палата района является органом местного самоуправления, образуемым районной Думой в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольно-счетная палата района обладает правами юридического лица, имеет печать, официальный бланк со своим наименованием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате района, утверждаемым районной Думой (часть 1 и 2).
Полномочии и компетенции Контрольно-счетной палаты определены Положением о Контрольно-счетной палате муниципального образования Мамско-Чуйского района, утвержденным решением Думы района от 26.07.2012 № 102 в редакции решений Думы района от 28.04.2014 № 23, от 25.09.2017 № 119 (далее – Положение о Контрольно-счетной палате района).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочие по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, аналогичные правила содержаться в подпункте 5 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате района.
Пункт 2 статьи 4 Положении о Контрольно-счетной палате района к задачам Контрольно-счетной палаты в области использования и распоряжения муниципальным имуществом относит в частности – осуществление контроля за соблюдением порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и оценку эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с установленным порядком.
Статьей 34 Устава района установлено, что администрация района является органом местного самоуправления Мамско-Чуйского района, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. В состав администрации района входят мэр, первый заместитель, заместители мэра района, органы администрации, их должностные лица. Структура администрации района утверждается Думой района (части 1, 2, 3 статьи 34 Устава района).
В соответствии с пунктом 2.3. части 2 статьи 35 Устава района, администрация района разрабатывает и представляет мэру района проект бюджета района, проекты планов и программ развития района, отчеты об их исполнении, проекты иных муниципальных правовых актов района по вопросам местного значения, отнесенных к ведению района.
Согласно пунктам 2.9., 2.11., 2.15. части 2 статьи 30 Устава района мэр района обладает правом внесения в Думу района проектов решений, в том числе об изменениях и дополнениях в Устав Мамско-Чуйского района, подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Думой района, организует исполнение и контроль над ходом их исполнения, возглавляет администрацию района.
Пунктом 3.13. части 3 статьи 30 Устава района установлено, что мэр района как глава администрации района: разрабатывает и вносит на рассмотрение Думы района проекты нормативных правовых актов по вопросам компетенции Думы района.
Статья 24 Устава района относит к вопросам компетенции Думы района, в частности полномочия по: утверждению структуры администрации района по представлению мэра района; рассмотрению и утверждению бюджета района и отчета об его исполнении, осуществление контроля за исполнением бюджета района и осуществление других полномочий в соответствии с бюджетным законодательством; определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящегося в муниципальной собственности; принятию решения о передаче муниципального имущества в государственную собственность, из муниципальной собственности района в собственность иных муниципальных образований и иные полномочия, отнесенные федеральным, областным законодательством и настоящим Уставом к компетенции представительного органа местного самоуправления муниципального района.
Из содержания пункта 1 части 5 статьи 24 Устава района следует, что нормативные и иные правовые акты Думы района принимаются в форме решения.
Согласно подпункту 9 пункта 3.1. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Мамско-Чуйского района, утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района от 12.10.2012 № 108 (далее – Положение о Комитете) одной из основных задач, возложенных на комитет района является разработка проектов программ, порядков и положений, иных нормативных правовых актов муниципального образования Мамско-Чуйского района в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Мамско-Чуйского района, земельными участками.
Как следует из материалов проверки (программы проверки, акта проверки, представления), одним из вопросов контрольного мероприятия являлся анализ нормативной правовой базы, регламентирующий порядок использования муниципального имущества Мамско-Чуйского района в целях установления соответствия муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок учета, управления и распоряжения.
В ходе проверки выявлены несоответствия, противоречия и разночтения, содержащиеся в ряде муниципальных правовых актах, регламентирующих отношения в сфере учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом и нуждающееся в приведение их в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
В соответствии с подпунктом 8.1. пункта 8 вышеназванного Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района, утвержденного решением Думы района от 17.03.2015 № 58, муниципальное имущество подлежит учету в Реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района (далее – Реестр).
Целью создания и ведения Реестра является обеспечение надежной основы для организации единой системы учета и управления объектами муниципальной собственности (подпункт 8.2. пункта 8 Порядка).
Держателем Реестра является Комитет, на который возлагается ответственность за ведение Реестра, его полноту, правильность и сохранность информации (подпункт 8.3. пункта 8 Порядка).
Кроме того, в силу подпункта 1 пункта 4.2. Положения о Комитете в его обязанности входит вести учет муниципального имущества, сделок с ним и заключенных в отношении такого имущества договоров.
Решением Думы района от 13.12.2005 № 76 утверждено Положение «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района».
Как следует из пункта 1.1. Положения «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района» данное Положение разработано в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества».
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден «Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».
Названным Приказом устанавливаются правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, в нарушение подпункта 9 пункта 3.1. Положения о Комитете и положений статей 3, 24, 30, 35 Устава района соответствующих проектов муниципальных правовых актов Комитетом разработано не было (проекта о внесении изменений в «Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района», проекта о признании утратившим силу Положения «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района»).
Доказательств разработки н внесения проектов нормативных правовых актов муниципального образования Мамско-Чуйского района в сфере учета, управления и распоряжения муниципальным, нуждающихся в приведение в соответствие с действующим законодательством на рассмотрение Думы района – заявителем (Комитетом) ни в ходе проверки, ни по её окончанию (составление акта проверки и доведения его до объекта проверки) не представлено.
При этом, как установлено судом, Положение «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района» было отменено решением Думы района № 29 от 08.08.2019, то есть после выдачи представления.
Комитет от имени муниципального образования Мамско-Чуйского района осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества, передает во временное владение и пользование (аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и т.д.) объекты муниципальной казны (подпункты 1,17 пункта 3.2.1 Положения о Комитете).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3.1. Положения о Комитете к числу основных задач, возлагаемых на него, относится обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального образования Мамско-Чуйского района и увеличение доходов бюджета муниципального образования Мамско-Чуйского района.
В соответствии с подпунктом 3.3.2. пункта 3.3. «Порядка управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района» от 17.03.2015 № 58 Комитет осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет муниципального образования Мамско-Чуйского района средств от приватизации и использования имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района, принимает необходимые меры для обеспечения данных поступлений в отношении лиц, на которых возложена обязанность перечисления в бюджет муниципального образования Мамско-Чуйского района соответствующих плаз ежей, аналогичная норма содержится в подпункте 7 пункта 3.2.1. Положения о Комитете.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно акту проверки и преставлению, в ходе проверки выявлено низкое исполнение плана по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, а именно доходы от муниципального имущества переданного КУМИ района в аренду поступали в бюджет района в размере – 50 % от запланированного уровня таких поступлений в 2018 году.
Причины низкого исполнения плана по доходам от аренды муниципального имущества в проверяемом периоде обосновываются КУМИ МО Мамско-Чуйского района наличием систематической задолженности по арендной плате арендаторов: ООО «МПКК» и ООО «Мамский аэропорт».
То есть, получения запланированного (наилучшего) результата по поступлению доходов от передачи в аренду муниципального имущества в КУМИ района достичь не удалось.
Доводы заявителя о взыскании задолженности в судебном порядке, как правильно указал суд первой инстанции, могут свидетельствовать о принятии заявителем действий по устранению имеющихся нарушений, однако не свидетельствуют о надлежащем исполнении исполнения плана по доходам от аренды муниципального имущества.
Подпунктом 1 пункта 4.2. Положения о Комитете установлено, что он обязан вести учет муниципального имущества, сделок с ним и заключенных в отношении такого имущества договоров.
Из подпункта 23 пункта 3.2. Положения о Комитете следует, что он ведет, в том числе Реестр договоров безвозмездного пользования, учет договоров аренды объектов нежилого фонда.
В ходе проверки договоров аренды муниципального имущества, платежных поручений на перечисление арендных платежей и реестров арендаторов муниципального имущества, представленных КУМИ МО Мамско-Чуйского района, Контрольно-счетной палатой выявлено отклонение (разница) между суммой доходов от арендной платы, зафиксированной в реестрах арендаторов муниципального имущества на 2019 год в размере 1 407, 1 тысяч рублей и суммой доходов от аренды муниципального имущества – 938, 5 тысяч рублей, запланированной в решении Думы района от 02.04.2019 № 22 «О внесении изменений в решение Думы Мамско-Чуйского района от 27.12.2018 № 13 «О бюджете муниципального образования Мамско-Чуйского района на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годы», поскольку Комитетом не были учтены результаты экспертизы оценки арендной платы на 2019 год, что повлекло необоснованное увеличение уровня доходов от арендной платы на 10 %.
В силу подпункта 7 пункта 3.1. Положения о Комитете на него возложена задача по осуществлению администрирования поступлений в бюджет муниципального образования Мамско-Чуйского района в соответствии с правовыми актами муниципального образования Мамско-Чуйского района.
В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 24 Устава района Дума района рассматривает и утверждает бюджет района и отчет об его исполнении, осуществляет контроль за исполнением бюджета района и осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
Нормативный правовой акт о бюджете района на соответствующий год принимается Думой района в форме решения (пункт 1 части 5 статьи 24 Устава района).
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, объективно проверяемых доказательств, обосновывающих реалистичность (расчета доходов) – увеличения уровня поступлений (доходов) от аренды муниципального имущества в бюджет района на 2019 год от запланированного в вышеуказанном решении Думы района о бюджете района на 2019 год, Комитетом не представлено ни входе проверки, ни после составления акта проверки и доведения его до сведения руководителя Комитета.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
достоверности бюджет.
Неисполнение плана по доходам (не внесение в него изменений), существенное отклонение (разница) между суммой доходов от арендной платы, зафиксированной в реестрах арендаторов, противоречит принципам сбалансированности и достоверности бюджета, эффективности использования бюджетных средств.
Факт того отклонение (разница) между суммой доходов от арендной платы, зафиксированной в реестрах арендаторов муниципального имущества на 2019 год в размере 1 407, 1 тысяч рублей и суммой доходов от аренды муниципального имущества – 938, 5 тысяч рублей, запланированной в решении Думы района от 02.04.2019 № 22 «О внесении изменений в решение Думы Мамско-Чуйского района от 27.12.2018 № 13 «О бюджете муниципального образования Мамско-Чуйского района на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годы», заявителем не оспаривается, документально не опровергнут и признан в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, является правомерным вывод суда первой инстанции, что требование Контрольно-счетной палаты района отраженное в представлении в указанной части направлено на соблюдение в муниципальном образовании Мамско - Чуйский район достоверного, обоснованного (реалистичного) администрирования поступлений доходов от аренды муниципального имущества в бюджет района в соответствии с правовыми актами муниципального образования Мамско-Чуйского района (в соответствии с решением Думы района о бюджете района на 2019 год).
«Положение о порядке предоставления в аренду, безвозмездное пользование объектов муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района», утвержденное решением Думы района от 30.03.2017 № 112 (далее – Положение от 30.03.2017 № 112), определяет порядок передачи в аренду, безвозмездное пользование объектов муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района (пункт 1.2).
Согласно пункту 1.4. Положения от 30.03.2017 № 112 администрация Мамско-Чуйского района в лице Комитета выступает Арендодателем или Ссудодателем в отношении объектов муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района, подлежащим передаче в аренду или безвозмездное пользование.
В силу пункта 1.10. Положения от 30.03.2017 № 112 основным документом, регламентирующим отношения по аренде, безвозмездному пользованию конкретного объекта муниципального имущества, является договор аренды, безвозмездного пользования.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно акту проверки в ходе контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой района исследовался ряд договоров аренды муниципального имущества (заключенных между Комитето и ООО «МПКК»), в том числе: договор аренды (имущественный комплекс) от 11.07.2016 № 01; договор аренды от 23.07.2017 № 02; договор аренды от 11.12.2017 № 04-2017; договор аренды 16.09.2015 № б/н, а также производился осмотр объектов аренды, о чем комиссией из числа работников Комитета и администрации района составлены акты осмотра транспортных от 05.06.2019 №№ 1, 2, 3, 4 и акт осмотра технических средств от 29.06.2019, составленный комиссией, состоящей из депутата районной Думы, председателя Контрольно-счетной палаты района, представителя (ведущего специалиста по имущественным, земельным и правовым отношениям) Комитета (листы 7, 8, 9 акта проверки).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела (акта проверки, вышеназванных актов осмотра), муниципальное имущество (имущество казны района), переданное ООО «МПКК» в аренду, в результате его эксплуатации последним оказалось в состоянии непригодном для эксплуатации и требует вложения дополнительных бюджетных средств для осуществления ремонтно-восстановительных работ. Данные факты подтверждаются также представленными фотографиями (л.д. 51-58 т .2).
Пункт 4.6. Положения от 30.03.2017 № 112 предусматривает возможность досрочного расторжения договора аренды в одностороннем порядке по требованию Арендодателя в случаях, когда Арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или использует имущество не по целевому назначению; в случае передачи Арендатором имущества в субаренду или пользование третьим лицам, либо передачи право аренды в качестве предмета залога или вклада без письменного разрешения Арендодателя; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Указанные выше договоры аренды муниципального имущества содержали условия установленные пунктом 4.6. Положения от 30.03.2017 № 112, предусматривающие возможность досрочного расторжения договора аренды в одностороннем порядке по требованию арендодателя (Комитета).
При рассмотрении дел о взыскании убытков и задолженности по арендной плате по договорам аренды муниципального имущества судебными актами (дело № А19- 27187/2017) установлено нарушение арендатором – ООО «МПКК» принятых договорных обязательств, в результате чего муниципальному имуществу (объектам аренды) причинен значительный материальный ущерб и образовалась задолженность (более двух раз подряд) по арендной плате перед арендодателем – Комитетом.
Вместе с тем, как следует из материалов дела аренды от 11.07.2016 № 01, договор аренды от 11.12.2017 № 0-2017, договор аренды 16.09.2015 № б/н расторгнуты Комитетом только 31.05.2019, а представленные дополнительное соглашение от 10.11.2018 к договору аренды муниципального имущества от 11.12.2017 № 04-2017 и дополнительное соглашение от 10.07.2018 к договору аренды муниципального имущества от 11.07.2016 № 01, как правильно указал суд первой инстанции, свидетельствуют лишь продлении срока действия названных договоров, внесения иных изменений (дополнений) в условия данных договоров из указанных дополнительных соглашений не усматривается.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, электростанция дизельная АД-315С балансовой стоимостью – 1542,2 тысяч рублей и дизельный электроагрегат АД 315С-Г400-1РГНМ балансовой стоимостью – 20997, 5 тысяч рублей (находящиеся в п. Мама) относится к имуществу казны муниципального образования Мамско-Чуйского района. Данное имущество подлежит передаче в безвозмездное пользование Мамскому Муниципальному образованию в лице администрации Мамского городского поселения для муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляют муниципальную казну соответствующею городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
При этом Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по обеспечению муниципального контроля за состоянием и использованием имущества, составляющего казну муниципального образования Мамско-Чуйского района либо принадлежащего муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям, а также по осуществлению в установленном порядке учета муниципального имущества, ведение Реестра муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района и выдачу выписок из указанного реестра (подпункт 12 пункта 3.1., подпункт 24 пункта 3.2.1 Положения о Комитете).
Особенности порядка заключения договоров в отношении муниципального имущества, в том числе аренды и безвозмездного пользования, предусмотрены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Пункт 2 части 1 статья 17.1. ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает в частности заключение договоров безвозмездного пользования, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров – органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (статья 695).
Согласно пункту 1.4. Положения от 30.03.2017 № 112 администрация Мамско-Чуйского района в лице КУМИ района выступает Ссудодателем в отношении объектов муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района, подлежащим передаче в безвозмездное пользование.
В силу пункта 1.10. Положения от 30.03.2017 № 112 основным документом, регламентирующим отношения по аренде, безвозмездному пользованию конкретного объекта муниципального имущества, является договор аренды, безвозмездного пользования.
Договор безвозмездного пользования объектами муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района заключается на основании постановления администрации Мамско-Чуйского района (пункт 7.1 Положения от 30.03.2017 № 112).
Частями 3 и 4 статьи 31 Устава района установлено, что мэр района в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Думы района, издает постановления и распоряжения администрации района, обязательные для исполнения на территории района. Постановления администрации района издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными и областными законами.
Администрацией Мамско-Чуйского района издано постановление № 57 датированное 11 июня 2019 года «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование Мамскому городскому поселению» (далее – Постановление администрации района № 57 от 11.06.2019).
Постановление администрации района № 57 от 11.06.2019 предусматривает: передачу в безвозмездное пользование Мамскому городскому поселению муниципального имущества согласно приложению: дизельная электростанция АД-315С, балансовой стоимостью – 1 542 250, 0 рублей (р.п. Мама, котельная № 1 «Школьная») и дизельная электростанция АД 315С-Т400-1РГНМ зав. № 1620, балансовой стоимостью – 2 097 457, 62 рублей (р.п. Мама, котельная № 5 «Детский сад», котельная № 6 «Разведка»).
Исходя из смысла Положения о Комитете и Положения от 30.03.2017 № 112, как правильно указал суд первой инстанции, Комитет осуществляет полномочия по распоряжению и контролю за всем муниципальным имуществом, и, следовательно, несет ответственность за надлежащее, эффективное и рациональное его использование, включая надлежащее оформление управленческих документов и соответствующих договоров.
Вместе с тем, в нарушение вышеназванных норм права и Постановления администрации района № 57 от 11.06.2019, регулирующих порядок закрепления и использования имущества казны муниципального образования Мамско-Чуйского района, соответствующий договор безвозмездного пользования вышеуказанным имуществом со стороны Комитета (ссудодатель) не заключен.
В данной части доводы Комитета сводится к тому, что фактически договор между ним и Администрацией Мамского городского поселения был заключен.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые представление № 1 от 12.07.2019 соответствует требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования Министерства сельского хозяйства Иркутской области удовлетворению не подлежат.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2019 года по делу № А19-19594/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Желтоухов Е.В.
Басаев Д.В.