ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-28277/18 от 08.04.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-28277/2018

«08» апреля 2019 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Никифорюк Е.О., рассмотрев апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г.ИРКУТСКА на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2019 года по делу №А19-28277/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г.ИРКУТСКА (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, адрес: г.Иркутск, ул.Декабрьских Событий, 88) к ДАЧНОМУ НЕКОММЕРЧЕСКОМУ ПАРТНЕРСТВУ «СОГЛАСИЕ» (ОГРН 1093850026687 ИНН 3811134177, место нахождения: 664050 ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ИРКУТСК ПРОСПЕКТ МАРШАЛА ЖУКОВА ДОМ 5/3) о взыскании 500руб.,

(суд первой инстанции – М.В. Луньков),

без вызова сторон в судебное заседание

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «СОГЛАСИЕ» (далее -учреждение, страхователь, ДНП «СОГЛАСИЕ») финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 500руб.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с резолютивной частью решения суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2019 г. по делу № А19-28277/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что в действиях учреждения имеется состав правонарушения, а пропущенный срок на обращение в суд подлежал восстановлению, так как срок пропущен в связи с обращением в суд за выдачей судебного приказа. Считает, что Управление обратилось в суд как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и с заявлением о взыскании штрафа, в пределах шестимесячного срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.

На апелляционную жалобу отзыв не поступал.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается без проведения судебного заседания.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «СОГЛАСИЕ» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.11.2009г., ОГРН 1093850026687.

По результатам проверочных мероприятий Пенсионным фондом установлен факт непредставления ДНП «СОГЛАСИЕ» в Управление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.

На основании акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.02.2018г. № 048S18180002387 Пенсионным фондом принято решение от 30.03.2018 г. № 048S19180004831 о привлечении ДНП «СОГЛАСИЕ» к ответственности, предусмотренной абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996г. № 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в сумме 500руб.

Требованием от 28.04.2018г. №048S01180009813 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, ДНП «СОГЛАСИЕ» было предложено уплатить финансовые санкции в срок до 22.05.2018г.

В связи с неисполнением страхователем требования от 28.04.2018г. №048S01180009813 Управление 06.11.2018г. обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафа в сумме 500руб.

Определением от 09.11.2018г. по делу №А19-26898/2018 УПФР Октябрьском районе г. Иркутска отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание с ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «СОГЛАСИЕ» штрафных санкций в сумме 500руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ, за декабрь 2016г. в связи с наличием спора о праве заявителя на принудительное взыскание финансовой санкции.

Неисполнение ДНП «СОГЛАСИЕ» в установленный срок требования от 28.04.2018г. №048S01180009813 и отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа в размере 500руб. явились основанием для обращения Пенсионного фонда в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены резолютивной части решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

В соответствии с ч. 2 ст. 213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В соответствии с ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. №27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ) ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «СОГЛАСИЕ» является страхователем.

В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996г. №27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Абзацем 3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с абзацами 1, 3 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, судам надлежит исходить из того, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) предусмотрено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ, акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пунктов 9, 10 настоящей статьи, положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.

При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки, пеней, штрафов следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления требования, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в п. 3 Определения от 08.02.2007г. № 381-ОП указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Изменение порядка исчисления срока на принудительное взыскание задолженности по штрафным санкциям в случае нарушения порядка привлечения лица совершившего правонарушение к ответственности, действующим законодательством не предусмотрено.

Из положений абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ следует, что днем совершения правонарушения в виде непредставления страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 данного Федерального закона, то есть днем, когда бездействие страхователя образует состав налогового правонарушения, является день, следующий за последним днем срока, установленного для представления таких документов (сведений). Этот же день является и днем выявления совершенного страхователем правонарушения.

Как правильно указывает суд первой инстанции, ДНП «СОГЛАСИЕ» не исполнило обязанность по представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета, не представило сведения формы СЗВ-М за декабрь 2016 года.

Индивидуальные сведения о застрахованных лицах за декабрь 2016 года должны были быть представлены страхователем в Пенсионный фонд не позднее 10.01.2017г., следовательно, правонарушение ответственность за которое предусмотрена абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ должно было быть выявлено Управлением 11.01.2017г., а акт об обнаружении правонарушения должен был быть составлен Управлением не позднее 24 января 2017 года.

С указанной даты следовало производить исчисление всех последующих процессуальных сроков, установленных в статье 101.4 Кодекса, в частности срока для вручения акта (либо направления посредством почтовой связи), представления ответчиком возражений, принятия решения и его направления ответчику, предъявление к исполнению решения посредством оформления и направления требования (4 - 6, 10 указанной статьи).

Решение о привлечении ДНП «СОГЛАСИЕ» к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования, в рассматриваемом случае должно было быть принято до 13.03.2017г. (с учетом праздничных и выходных дней), а требование об уплате финансовой санкции должно было быть направлено страхователю до 19.04.2017г.

Принимая во внимание, определенный абз. 15 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ срок получения требования, направленного по почте заказным письмом, по истечении шести дней с даты отправления заказного письма, требование со сроком исполнения в течение 10 календарных дней со дня его получения страхователь должен был получить 27.04.2017г. и исполнить до 10 мая 2017г.

Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, с заявлением о взыскании задолженности по указанному требованию в порядке статьи 46 Налогового кодекса РФ Пенсионный фонд мог обратиться в суд не позднее 10.11.2017г.

Совокупность сроков, определенных статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, и их окончание является одним из основных моментов для исчисления срока давности взыскания санкции, установленного статьей 115 названного Кодекса.

С учетом положений статей 101.4, 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что срок для обращения в суд за взысканием задолженности по финансовым санкциям за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года в размере 500 руб., истек в ноябре 2017 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что законом №27-ФЗ не установлено, что проверка должна проводиться в течение 3 месяцев, отклоняются апелляционным судом с учетом указанных выше норм и правовых позиций, при этом отмечает, что позиция фонда не может быть поддержана, поскольку такой подход приведет к нарушению принципа правовой определенности, так как позиция пенсионного фонда предполагает, что проверка может производиться неограниченное количество времени.

Согласно отметке канцелярии суда Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с ДНП «СОГЛАСИЕ» финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 500руб. 20.11.2018г.

При таких обстоятельствах действия заявителя по составлению акта № 048S18180002387 в связи с выявлением факта непредставления страхователем в Управление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года 07.02.2018г., принятию решения № 048S19180004831 о привлечении страхователя к ответственности 30.03.2018 г. и выставлению требования от 28.04.2018г. №048S01180009813 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, суд первой инстанции правильно расценил как направленные на создание искусственной возможности для обращения с заявлением в арбитражный суд.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что требование Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска о взыскании с ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «СОГЛАСИЕ» финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 500руб. удовлетворению не подлежит.

Апелляционный суд также учитывает следующее.

Указание в апелляционной жалобе на то, что фонд обратился в заявлением в пределах шестимесячного срока, а объективным препятствием стало обращение за выдачей судебного приказа, отклоняется, поскольку совокупный срок на проведение проверки, взыскание штрафной санкции и срок на обращение в суд истекли еще в ноябре 2017г.

При этом апелляционный суд полагает невозможным применение в настоящем случае позиции Верховного Суда РФ, сформированной при рассмотрении дел №№ А12-7582/2018, А12-7584/2018, о том, что по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, поскольку она касается ситуации, когда лицо обратилось за выдачей судебного приказа в установленные законом сроки, судебный приказ был выдан, а затем отменен. В рассматриваемом же деле судебный приказ не выдавался, и еще до обращения за его выдачей срок на обращение в суд истек.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2019 года по делу №А19-28277/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.О.Никифорюк