ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А19-301/08-59 - Ф02-3206/2008
09 июля 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Горячих Н.А.,
судей: Мироновой И.П., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федерального казначейства по Иркутской области – ФИО1 (доверенность № 13-15.1/15 от 06.03.2007), муниципального унитарного предприятия ремонтно-эксплуатационного управления «Центральный» Свердловского округа г. Иркутска – ФИО2 (доверенность от 27.10.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2008 года по делу № А19-301/08-59 (суд первой инстанции - Ибрагимова С.Ю.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие ремонтно-эксплуатационное управление «Центральный» Свердловского округа г.Иркутска (далее – МУП РЭУ «Центральный») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов РФ) о взыскании 1 009 357 рублей 44 копейки убытков, возникших в результате предоставления в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, главное управление социальной защиты населения Иркутской области, администрация г. Иркутска.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2008 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 26 марта 2008 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как указал заявитель кассационной жалобы, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются в порядке, установленном органами местного самоуправления, поскольку льготы, согласно договору от 29.03.2004 № 221-66-118/4, предоставляются гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде.
По мнению заявителя, истцом не указано в чем заключается противоправное поведение Министерства финансов РФ, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, а также не доказана вина в причинении убытков МУП РЭУ «Центральный».
Заявитель полагает наличие состава гражданского правонарушения недоказанным. Незаконность действий Министерства финансов РФ, повлекших причинение вреда истцу, по мнению заявителя, судом не установлена.
МУП РЭУ «Центральный» в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав на законность обжалуемого судебного акта.
Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, главное управление социальной защиты населения Иркутской области, администрация г. Иркутска о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Министерства финансов РФ и МУП РЭУ «Центральный» подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей заявителя и МУП РЭУ «Центральный», проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ суммы 1 009 357 рублей 44 копейки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за предоставленные в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 льготы гражданам, имеющим право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг.
Основанием иска указано ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по компенсации понесенных истцом расходов на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных платежей в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В обоснование исковых требований истец представил: договор № 221-66-118/4 от 29.03.2004 о возмещении выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска и МУП РЭУ «Центральный», списки граждан, которым предоставлялись льготные услуги, отчеты о возмещении расходов от предоставления льгот, акты сверок.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что выделенные в 2004 году из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, образовавшиеся у истца в результате исполнения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в связи с предоставлением льгот гражданам, имеющим право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг; что Российской Федерацией такие средства в федеральном бюджете не запланированы.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области.
Арбитражный суд Иркутской области на основании представленных в материалы дела доказательств установил, что задолженность Российской Федерации перед МУП РЭУ «Центральный» в связи с предоставлением льгот во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за период с 01.10.2004 по 31.12.2004 составляет 1 009 357 рублей 44 копейки.
При определении субъекта ответственности суд первой инстанции исходил из того, что заложенные и перечисленные на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» денежные средства муниципальное образование и субъект Российской Федерации распределили в полном объеме, денежных средств оказалось недостаточно для покрытия расходов истца, администрация г. Иркутска и Иркутская область не заложили на 2004 год в соответствующих бюджетах собственных средств для возмещения организациям денежных средств, Российская Федерация в 2004 году передала из федерального бюджета недостаточно денежных средств. Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Арбитражный суд Иркутской области с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» пришёл к правомерному выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации понесенных МУП РЭУ «Центральный» расходов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных правоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков, а также приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2008 года по делу № А19-301/08-59 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2008 года по делу № А19-301/08-59 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
Н.А. Горячих
И.П. Миронова
М.Д. Рюмкина