ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-3960/18 от 02.02.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А19-3960/2018

«08» февраля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен  08 февраля 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года по делу №А19-3960/2018  по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к акционерному обществу "Группа "Илим" (ОГРН <***>, ИНН <***>), об обязании заключить дополнительное соглашение к договору и о взыскании 6 224 113 рублей 95 копеек,

при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание):

от Министерства лесного комплекса Иркутской области: ФИО1 - представитель по доверенности от 07.12.2020, копия диплома о наличии высшего юридического образования;

от АО "Группа «Илим»: ФИО2 - представитель по доверенности от 28.06.2018, копия диплома о наличии высшего юридического образования; ФИО3 - представитель по доверенности от 15.01.2021, копия диплома о наличии высшего юридического образования,

установил:

Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Группа "Илим" (далее - АО «Группа Илим») о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору  аренды от 21.06.2018 № 91-409/2018 о внесении изменений в пункт 2.1. с изложением данного пункта в следующей редакции: «Арендная плата по настоящему Договору составляет: в 2018 году - 18 066 254,52 (восемнадцать миллионов шестьдесят шесть тысяч двести пятьдесят четыре рубля пятьдесят две копейки), в 2019 году - 19 814 601, 74 (девятнадцать миллионов восемьсот четырнадцать тысяч шестьсот один рубль пятьдесят две копейки)»; об обязании подписать расчет размера арендной платы, являющейся неотъемлемой частью дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка № 91-409/2018 от 21.06.2018 о внесении изменений в пункт 2.1. договора аренды лесного участка № 91-409/2018 от 21.06.2018; а также о взыскании 6 224 113 рублей 95 копеек – основного долга в виде доначисленной арендной платы по договору аренды лесного участка от 21.06.2018 № 91-409/2018 за период с 26.06.2018 по 31.12.2018.

Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

Решением суда от 10.06.2019 по делу № А19-3960/2019 исковые требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 решение суда первой инстанции от 10.06.2019 по делу № А19-3960/2019 оставлено без изменения - апелляционная жалоба без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.11.2019 решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по делу № А19-3960/2019 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.11.2020 исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года по делу №А19-3960/2018  отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Согласно доводам жалобы, судом первой инстанции неправильно применены положения пункта 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 190 от 23.02.2018. По мнению истца, понижающий коэффициент 0,5 к ставкам платы подлежит применению с момента введения в эксплуатацию всех лесоперерабатывающих мощностей, то есть только после ноября 2020 года (крайняя дата введения мощностей в эксплуатацию).

В материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 25.12.2020.

Представитель истца в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представители ответчика в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Иркутской области № 392-рп от 13 июля 2017 года утверждена заявка АО «Группа Илим» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, Приказом Минпромторга России № 2956 от 29 августа 2017 года инвестиционный проект АО «Группа Илим» «Модернизация производства АО «Группа Илим» в Иркутской области» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В соответствии с утвержденным приоритетным инвестиционным проектом графиком заключения договоров аренды лесных участков, предоставленных для реализации проекта на 2017-2018 годы, между Министерством и АО «Группа Илим» 21 июня 2018 года подписан договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 91-409/18, в соответствии с пунктом 2.1. которого арендная плата составляет 5 982 203 рубля 49 копеек в год.

Договор как сделка зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 27.06.2018 за номером государственной регистрации 38:23:010017:11-38/013/2018-2.

Полагая, что в связи с изменением пункта 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» АО «Группа Илим» обязано заключить дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы по договору № 91-409/18 с расчетами доначисленной арендной платы за 2018-2019 годы, а также оплатить возникшую задолженность в связи с ее перерасчетом за период с 27.06.2018 по 31.12.2018 в сумме 6224113 рублей 95 копеек, истец  обратился к ответчику с претензией № 02-91-11996/18 от 13.12.2018, в ответе № 10900-03-18/39 от 14.01.2019 на которую ответчик выразил несогласие с изменением размера ареной платы по спорному договору и от подписания дополнительного соглашения отказался.

Данные обстоятельства явились основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как правильно установлено судом первой инстанции, по своей правовой природе договор № 91-409/18 от 21.06.2018 является договором аренды участка лесного фонда,  правоотношения по которому регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).

Исследовав условия договора аренды № 91-409/18 от 21.06.2018, суд первой инстанции установил, что сторонами согласованы все существенные условия договора, предусмотренные статьей 607 ГК РФ, статьей 72 ЛК РФ, учитывая факт регистрации договора в установленном законом порядке, договор является заключенным, факт передачи участка лесного фонда сторонами не оспаривается.

В соответствие с условиями пункта 2.1. договора аренды № 91-409/18 от 21.06.2018  арендная плата определена истцом и ответчиком с применением понижающего коэффициента 0,5 при начислении арендной платы, размер названной платы составил 5 982 203 рубля 49 копеек в год.

Решением от 10.06.2019 по делу № А19-3960/2019, оставленным без изменения арбитражным судом апелляционной инстанции (постановление от 27.08.2019), в удовлетворении исковых требований Министерства отказано, поскольку суд пришел к выводу о том, что отношения сторон настоящего спора возникли на основании инвестиционного проекта АО «Группа Илим», включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов Приказом Минпромторга России № 2956 от 29 августа 2017 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 419 от 30 июля 2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 537 от 09.06.2014, следовательно,  применению к спорному договору № 91-409/18 от 21.06.2018, заключенному в рамках реализации данного проекта подлежит пункт 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» в действующий на момент утверждения проекта редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 537 от 09.06.2014, коэффициент 0,5 подлежит применению со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.

Отменяя решение от 10.06.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.08.2019, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 26.11.2019 указал следующее.

В силу разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 73 от 17.11.2011 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» к спорному договору аренды, заключенному между истцом и ответчиком 27.06.2018, при определении размера арендной платы подлежит применению Постановление от 22.05.2007 № 310 в редакции, действующей на момент заключения договора, то есть арендная плата подлежит исчислению в соответствии с редакцией Постановления Правительства Российской Федерации № 190 от 23.02.2018 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», начисление арендной платы должно производиться в полном объеме (с применением сложившегося в Иркутской области среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию подлежит применению понижающий коэффициент 0,5.

Включение Минпромторгом России разработанного обществом инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов позволило обществу заключить с Министерством договор аренды лесных участков без проведения торгов, тогда как по общему правилу такие договоры заключаются с использованием конкурентных процедур по результатам торгов (статья 73.1 ЛК РФ). Общество не лишено возможности использовать понижающий коэффициент 0,5 при исчислении арендной платы.

По мнению суда округа, внесенными Постановлением № 190 в Постановление № 310 изменениями не изменен порядок исчисления арендной платы, а изменен период применения понижающего коэффициента.

Поскольку при рассмотрении заявленных требований надлежит, что относится к установлению фактических обстоятельств по делу, а в силу полномочий, предусмотренных статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа лишен такой возможности, решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2019 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года по настоящему делу подлежат отмене с направлением дела в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции предписано учесть изложенную в постановлении суда округа правовую позицию, установить правильность расчетов арендной платы в соответствии с утвержденными Постановлением № 310 ставками, а также проверить расчет доначисленной арендной платы.

 В силу части 2.1 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения суда первой, постановления суда апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего такое дело.

При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции с учетом указаний суда кассационной инстанции и приведенных сторонами доводов, обоснованно исходил из следующего.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Из пункта 1 статьи 451 ГК РФ следует, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть  после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Из правового подхода, выраженного в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» следует, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.

Частью 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Из совокупного толкования данных норм материального права следует, что по общему правилу размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ и пункте 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», относится к категории регулируемых цен, следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставкой арендной платы, изменение которой в соответствующем периоде не является изменением арендной платы по договору и не требует внесения изменений в действующий договор аренды.

Согласно условиям пункта 2.2. договора аренды № 91-409/18 от 21.06.2018 размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 10 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для соответствующего года.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, договор аренды № 91-409/18 от 21.06.2018 заключен сторонами в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, включенного в соответствующий перечень Приказом Минпромторга России № 2956 от 29 августа 2017 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 190 от 23.02.2018 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» пункт 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» изложен в новой редакции, согласно которой при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение:

3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн. рублей;

5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. рублей, но не более 5 млрд. рублей;

7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд. рублей, но не более 20 млрд. рублей;

10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд. рублей.

Срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.

Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции положений  пункта 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 подлежат отклонению, поскольку суд первой инстанции, с учетом правовой квалификации и выводов суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 26.11.2019 (часть 2.1 статьи 289 АПК РФ), на основании правового подхода, выраженного в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» обоснованно посчитал, что в рассматриваемом случае к правоотношениям сторон, основанным на договоре аренды лесного участка от 21.06.2018 № 91-409/18, для целей расчета арендной платы за пользование лесным участком подлежат применению положения пункт 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190, следовательно, начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей.

Как следует из материалов дела, Концепция приоритетного инвестиционного проекта содержит сведения о наименовании и планах ввода в эксплуатацию объектов лесоперерабатывающих мощностей на площадках, расположенных в г. Братске и Усть-Илимске (л.д. 45-47), реализация приоритетного инвестиционного проекта на промышленной площадке г. Усть-Илимска площадке предполагает: модернизацию выпарных аппаратов (дата ввода в эксплуатацию: июнь 2019 года), замену промывных фильтров на 1 и 2 потоках на другие промывные устройства (дата ввода в эксплуатацию: март 2018 года), строительство ДПЦ (дата ввода в эксплуатацию: июль 2018 года).

Согласно пояснениям ответчика, на производственной площадке в г. Усть-Илимске в период с августа 2017 по апрель 2018 в эксплуатацию введены следующие лесоперерабатывающие мощности: модернизация выпарных аппаратов, замена промывных фильтров на 1 и 2 потоках на другие промывные устройства, строительство ДПЦ, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию от 26.04.2018, 28.08.2017, 28.10.2017, 31.07.2018, соответственно (л.д. 69-72 т. 3), а также актами выездной проверки АО «Группа Илим», реализующего приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов «Модернизация производства АО «Группа Илим» в Иркутской области».

Сведения о вводе указанных лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию представлены истцу в отчете от 20.07.2018 № 040420/042 в соответствии с ежеквартальным порядком предоставления отчетности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

С целью обеспечения сырьем комбината в г. Усть-Илимске в соответствии с таблицей 7.6 Концепции приоритетного инвестиционного проекта установлен срок заключения договоров аренды лесных участков, в том числе: лесного участка, расположенного в Катанском лесничестве, в отношении которого заключен договор № 91-409/18 от 21.06.2018.

С учетом изложенного, суд первой инстанции установил, что на дату заключения договора аренды лесного участка от 21.06.2018 № 91-409/2018 в целях обеспечения сырьем лесоперерабатывающего комплекса, расположенного в г. Усть-Илимске, большая часть соответствующих лесоперерабатывающих мощностей в г. Усть-Илимске введены в эксплуатацию в полном объеме.

Поскольку реализация приоритетного инвестиционного проекта «Модернизация производства АО «Группа Илим» в Иркутской области» предполагает поэтапный ввод в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, расположенных на площадках г. Усть-Илимска и г. Братска, а для обеспечения сырьевой базы для каждого комбината предполагается поэтапное заключение отдельных договоров аренды в отношении конкретно определённых лесных участков, при этом положения пункта 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» в редакции Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 не содержат каких-либо уточнений какие лесоперерабатывающие мощность подлежат вводу для целей определения периода начала применения понижающего коэффициента 0,5 к расчету арендной платы для инвестора, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что с даты ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, предусмотренных Концепцией для комбината в г. Усть-Илимске, по договору № 91-409/18 от 21.06.2018, заключенному в целях обеспечения данного комбината сырьем, размер арендной платы подлежит определению с применением коэффициента 0,5, поскольку на момент заключения данного договора производственные мощности, запроектированные в Концепции, введены в эксплуатацию.

В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истцом не опровергнуты доводы ответчика о вводе лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, и не приведено правового обоснования доводов о необходимости применения коэффициента 0,5 к расчету арендной платы с момента ввода в эксплуатацию всех предусмотренной концепцией  производственных мощностей, поскольку положения Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 таких требований не содержат.

При ином подходе к определению периода начала применения льготного коэффициента к расчету арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенных в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусматривающих поэтапную реализацию, а также поэтапный ввод производственных мощностей в эксплуатацию и различные сроки заключения договоров аренды, сроки применения льготы, установленные пунктом 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 по отдельным договорам будут необоснованно и неправомерно сокращены, в отсутствие соответствующих требований в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент заключения спорного договора, значительная часть лесоперерабатывающих мощностей введена в эксплуатацию, что подтверждается представленными в материалы дела актами ввода в эксплуатацию и актами выездной проверки, следовательно, расчет арендной платы по данному договору надлежит производить с применением коэффициента 0,5 в порядке, установленном пунктом 1(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 № 190, а при наличии доказательств внесения арендной платы за спорный период (не оспаривается истцом), рассчитанной с применением данного коэффициента, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года по делу №А19-3960/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Н.В. Ломако

Судьи                                                                                                           Е.О.Никифорюк

                                                                                                          Е.В. Желтоухов