ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А20-2400/2016
11 декабря 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лукиным Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Западно – Каспийского территориального управления Росрыболовства
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.07.2017 по делу № А20-2400/2016 (под председательством судьи Шогенова Х.Н.)
по заявлению Западно-Каспийского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству
к публичному акционерному обществу «ФГК-РусГидро»
о возмещении вреда в натуре,
при участии в судебном заседании:
от Западно-Каспийского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству: представитель ФИО1 по доверенности от 10.11.2015, представитель ФИО2 по доверенности от 14.11.2016,
от публичного акционерного общества «ФГК-РусГидро»: представитель ФИО3 по доверенности от 27.01.2017, представитель ФИО4 по доверенности от 27.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Каспийское Территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «ФГК-РусГидро» (далее – ПАО «ФГК-РусГидро», общество) об обязании ПАО «ФГК-РусГидро» возместить вред в натуре причиненный рыбным запасам реки Черек при эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС за период с 2011 года по 2016 год посредством выпуска на территории Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна 5 121 000 экз. молоди рыб ( с учетом уточнения исковых требований).
Исковые требования основаны на части 1 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее Закон № 166-ФЗ), части 2 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» (далее – постановление № 380), пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 № 99 «Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов» (далее – постановление № 99) и мотивированы неисполнением ответчиком своих обязательств по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в части обязанности по осуществлению выпуска молоди рыб каспийского лосося и последующего их выпуска на территории Волжско – Каспийского рыбохозяйственного бассейна.
Решением суда от 24.07.2017 в удовлетворении исковых требований управления отказано. Суд пришел к выводу, что удовлетворение исковых требований невозможно, так как такое решение не будет обладать признаком исполнимости. Согласно учредительным документам ответчика в сферу его деятельности как хозяйствующего субъекта не входит искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, осуществление мероприятий по восстановлению биологических ресурсов и среды их обитания.
В апелляционной жалобе управление просило решение суда первой инстанции от 24.07.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Управление указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции и неправильное применение норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просило оставить принятый по делу судебный акт без изменения, поддерживая вывод суда первой инстанции о неисполнимости судебного акта. Ответчик полагает, что в рассматриваемом случае способом компенсации ущерба должно являться выплата денежных средств.
Определением от 14.11.2017 судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания вместе с соответствующим файлом размещена 18.11.2017 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон настаивали на письменных позициях, имеющихся в материалах дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, пришел к выводу, что апелляционная жалоба управления подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство и эксплуатация объектов энергетики осуществляются в соответствии с требованиями статей 34-39 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ГЭС является одним из видов гидротехнических сооружений, в которые входят такие сооружения, как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Часть 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ устанавливает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 37 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона № 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В силу приведенных нормативных положений осуществление обществом работ на каскаде Нижне - Черекских ГЭС подлежало согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Материалами дела установлено, что управление в лице Отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Кабардино-Балкарской Республике письмом от 19.04.2010 № 119 согласовало Публичному акционерному обществу «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» «Кабардино-Балкарской филиал» строительство и эксплуатацию Нижне-Черекских ГЭС, представившей сопроводительным письмом от 15.04.2010 № 01-21/405 на согласование расчет ущерба водным биологическим ресурсам бассейна реки Черек в виде отчета по теме: «Корректировка компенсационных затрат на восстановление водных биологических ресурсов в бассейне реки Черек при строительстве и эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС».
В указанном отчете проанализированы материалы ФГУП «КАСПНИРХ» по расчету натурального ущерба водным биологическим ресурсам бассейна реки Черек от строительства и эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС, а также материалы по корректировке величины натурального ущерба, проведенного ИПЭЭ РАН.
Для получении указанного согласования, в соответствии с Правилами согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 569, филиалом Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» «Кабардино-Балкарской филиал» были представлены документы об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических Ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов и сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее также - документация по расчету ущерба).
Указанная документация по расчету ущерба разработана и составлена ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» в виде отчета о научно-исследовательской работе по теме: «Корректировка компенсационных затрат на восстановление водных биологических ресурсов в бассейне реки Черек при строительстве и эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС», предусматривающая расчет ущерба (непредотвращаемых потерь) водным биологическим ресурсам непосредственно от строительства и эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС, а также расчет размера компенсационных затрат посредством воспроизводства эквивалентного по стоимости количества других видов биоресурсов.
Управление письмом от 19.04.2010 № 119 установило для общества следующие условия:
- создать условия миграции ручьевой форели в верховья реки Черек к местам нереста;
- оборудовать водозаборные сооружения ГЭС рыбозащитным устройством;
-обеспечить санитарные рыбохозяйственные попуска вод в реке Черек.
Согласно отчету о научно-исследовательской работе «Корректировка компенсационных затрат на восстановление водных биологических ресурсов в бассейне реки Черек при строительстве и эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС» для компенсации ущерба водным биоресурсам реки Черек от строительства и эксплуатации каскада Нижне-Черекских ГЭС необходимо ежегодно осуществлять мероприятия по воспроизводству водных биоресурсов.
В связи с тем, что неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы постоянное, в том числе от обсыхания русла реки Черек, вследствие забора большей части расхода воды в деривацию, периодического смыва селевых наносов из верхнего бьефа водохранилищ, сброса отработанной гидроэлектростанциями воды в русло реки Черек, а также от попадания кормовых организмов в турбины ГЭС, что подтверждается также вышеуказанным отчетами ФГУП «ВНИРО» и ФГУП «КАСПНИРХ», рыбным запасам реки Черек причинялся ежегодный ущерб.
Согласно проведенным расчетам рыбным запасам реки Черек причиняемый ежегодный ущерб от гибели кормовых организмов, личинок и молоди рыб в турбинах Нижне-Черекских ГЭС и другими факторами составляет 24,3 т.
В качестве компенсационных мероприятий для возмещения ущерба, наносимого рыбным запасам каскадом Нижне-Черекских гидроэлектростанций, необходимо ежегодно выпускать в водные объекты района соответствующее ущербу количеству молоди рыб.
Установлено, что для компенсации постоянного ущерба (24,3 т.) от эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС необходимо воспроизвести 9,9 т. каспийского лосося. Чтобы компенсировать 9,9 т. каспийского лосося, в водные объекты района должно выпускаться 853 500 экз. молоди каспийского лосося ежегодно в течение всего периода эксплуатации ГЭС.
Письмом от 29.06.2016 № 31-12/1324 ФГБНУ «Всероссийский научно- исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» по запросу Западно- Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 09.06.2016 № 1021, а также письмом от 09.06.2016 № 02/87 дагестанского филиала федерального государственного унитарного предприятия «Каспийский научно- исследовательский институт рыбного хозяйства» также по запросу управления от 09.06.2016 № 1022 представлены разъяснения по произведенным расчетам, формулам и использованным коэффициентам отраженных в отчете по теме: «Корректировка компенсационных затрат на восстановление водных биологических ресурсов в бассейне реки Черек при строительстве и эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС» и дополнении к нему».
Управления письмами от 02.09.2014 № 804 и от 15.01.2016 № 51 предлагало обществу в добровольном порядке компенсировать ущерб водным биоресурсам путем воспроизводства водных биоресурсов.
Ссылаясь на то, что ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам и среде их обитания, по настоящее время не возмещен, управление обратилось с иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из неисполнимости принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, находит указанный вывод суда ошибочным исходя из следующего.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 Положения № 380, осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (пункт 7 Положения № 380).
Следовательно ответчик, не имеющий в силу своей уставной деятельности возможности осуществить искусственное воспроизводство биоресурсов в силу прямого нормативного указания вправе привлечь на договорной основе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих право осуществлять указанную деятельность.
Следует отметить, что общество имеет опят по привлечению третьих лиц к осуществлению искусственного воспроизводства водных биоресурсов для целей возмещения ущерба (договор от 23.12.2013 с ОАО «Акваресурс» и от 18.08.2014 с ФГБУ «Запкасрыбвод»).
Довод ответчика о невозможности производства молоди рыбы в заявленном объеме, отклоняется. Для компенсация постоянного ущерба водным биологическим ресурсам реки Черек необходимо ежегодно в течение всего периода эксплуатации объекта (ГЭС) осуществлять искусственное воспроизводство каспийского лосося в количестве 853 533 экз. Бездействие ответчика в течение 5 лет привели к столь значительному количестве молоди рыбы. При дальнейшем бездействии это количестве ежегодно будет возрастать.
Размер причиненного экологического ущерба отраженный в отчете по теме: «Корректировка компенсационных затрат на восстановление водных биологических ресурсов в бассейне реки Черек при строительстве и эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС» составленный в 2010 г. ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ФГУП «ВНИРО») (2010 г.), подготовлен по Временной методике оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР 18.12.1989 и Госкомприроды СССР 20.10.1989, которая является действующей.
Постановлением № 99 утверждены Правила организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, которые определяют порядок организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов. Искусственное воспроизводство водных биоресурсов включает, в том числе выращивание водных биоресурсов с их последующим выпуском в водные объекты рыбохозяйственного значения (пункт 2).
Согласно письму ФГБНУ «ВНИРО» от 17.11.2016 № 33-12/2283 проведение компенсационных мероприятий возможно на территории всего рыбохозяйственного бассейна, а именно Волжско – Каспийского рыбохозяйсвтенного бассейна.
Поскольку согласно актам выпуска водных биологических ресурсов ответчик свои обязательства исполнил частично, выпустив в спорный период 853 500 экз. молоди рыбы, исковые требования управления подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, апелляционный суд считает, что решение от 24.07.2017 подлежит отмене, как принятые с нарушением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.07.2017 по делу № А20-2400/2016 отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить частично.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Западно-Каспийского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству удовлетворить частично.
Обязать публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» возместить вред в натуре причиненный водным биоресурсам реки Черек от эксплуатации Нижне - Черекских ГЭС в период с 2011 по 2016 годы принятием мер по сохранению водных биоресурсов реки Черек путем осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов посредством искусственного воспроизводства 4 267 500 экз. молоди рыб каспийского лосося и последующего их выпуска на территории Волжско – Каспийского рыбохозяйственного бассейна.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Западно-Каспийского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий
Ю.Б. Луговая
Судьи
И.Н. Егорченко
Г.В. Казакова