ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело №А20-4073/2019
05.08.2020
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.08.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии от жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики – ФИО1 по доверенности от 19.06.2019 №21-04-07/2643, в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Роксана», рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.03.2020 по делу № А20-4073/2019 (судья Тишкова Ф.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Роксана» (ОГРН <***> ИНН <***>) к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании незаконным действий (бездействий),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Роксана» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее – Министерство) о признании незаконными действия, выраженные в уведомлении об отказе в предоставлении государственной услуги за № 21-04-3-07/1962 от 06.05.2019, об обязании принять решение о предоставлении субсидий, заключить соглашение с Обществом о предоставлении субсидий по форме, утверждаемой Министерством.
Решением суда от 08.03.2020, заявленные требования Общества, удовлетворены. Судебный акт мотивирован несоответствием отказа Министерства в предоставлении субсидии положениям действующего законодательства. Отказ Министерства нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Общества в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В отзыве Общество возражает по существу доводов Министерства, просит оставить решение суда без изменения.
В составе суда на основании определения заместителя председателя суда от 29.07.2020 произведена замена судьи Семенова М.У. на судью Макарову Н.В., рассмотрение дела начато с самого начала.
Определением апелляционного суда от 24.07.2020 удовлетворено ходатайство Министерства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 29.03.2019 Общество обратилось в Министерство с заявлением (исх.№ №55) о предоставлении субсидии на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия почв и качества почв.
Письмом от 06.05.2019 (исх.№21-04-3-07/1962) Министерство уведомило Общество об отказе в предоставлении государственной услуги. Отказ мотивирован несоответствием документов требованиям Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказания несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.10.2016 № 216-ПП. Часть высеянных семян не соответствует ГОСТу Р 52325-2005.
Посчитав данный отказ незаконным, и нарушающим права на получение субсидий, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) предусмотрено, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон №264-ФЗ), устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.
В целях реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 № 216-ПП, утверждены Правила № 216-ПП, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий (далее – Правила №216-ПП).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, указал, что к заявлению от 29.03.2019, Обществом приложены все необходимые документы. Материалы дела не содержат сведений о несоответствии Общества критериям
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования Общества, судом первой инстанции не учтено следующее.
В абзаце 2 подпункта «а» пункта 2 Правил №216-ПП указано, что субсидии предоставляются по направлению: оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия почв и качества почв (далее - поддержка в области растениеводства). Поддержка в области растениеводства предоставляется при условии, что на посев при проведении агротехнологических работ использовались семена сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по Кабардино-Балкарской Республике, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005.
Требование о соблюдении указанных условий содержится также в подпункте «а» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязной поддержки в области растениеводства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Статья 21 Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» (далее – Закон №149-ФЗ) содержит запрет на использование для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Закона №149-ФЗ, семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества.
Проверкой документов, представленных Общество на право получения субсидии, установлено, что высеянные семена не соответствуют требованиям ГОСТ Р52325-2005.
В приложенных к заявлению Общества копий результатов анализа семян на горох рядовой №170 и озимый ячмень рядовой №1156/1157 не содержится сведений о соблюдении нормативных требований на сортовые и посевные качества семян. Не указано, что семена гороха и ячменя, которые подлежали анализу, отвечают установленным требованиям.
В приложенных к заявлению Общества копий результатов анализа семян №170 на горох рядовой приложена копия сертификата соответствия на семена гороха посевного сорта Батрак, категория «элита», на 10тонн 550кг, которые были отпущены Обществу 16.03.2015, акт апробации от 28.06.2016 №18 удостоверяющего, что проведена апробация гороха посевного сорта Бартак. Однако в результате анализа семян №170 связи с указанными документами не имеется. Не представляется возможным установить, что данный горох размножен из партий семян, сертифицированных в 2014г. В графе репродукция проставлен прочерк, а наименование сорта не указано. Таким образом, нарушено условие подпункта 4.1.1 ГОСТ Р52325-2005 о том, что на посев при проведении агротехнологических работ использовались семена сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
В приложенных к заявлению Общества копий результатов анализа семян №1156/1157 озимого ячменя рядового имеется копия сертификата соответствия на семена озимого ячменя сорта Хуторок, категория ЭС, на 60тонн 2016г. Вместе с тем результатами анализа семян №1156/1157 не установлено, что подлежащие анализу партии семян ячменя озимого размножены из партий, сертифицированных в 2016 году. В графе «репродукция» проставлен прочерк, Наименование сорта не указано.
Судом первой инстанции не приняты во внимание изложенные выше доводы Министерства.
Не учтено, что посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для собственных нужд производителей семян, подлежат регистрации. Порядок проведения апробации посевов сельскохозяйственных растений, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля, а также регистрации посевов сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством (статья 26 Закона №149-ФЗ).
При таких обстоятельствах, у Министерства имелись основания для отказа Обществу в предоставлении субсидий на оказание несвязной поддержки в области растениеводства в связи с несоблюдением Обществом условий предоставления субсидий, установленных Правилами №216-ПП.
Не приняв доводы Министерства, суд первой инстанции указал, что сертификат является единственным документом, подтверждающим сортовые и посевные качества семян.
В рассматриваемом деле, представленный Обществом сертификат не является единственным и достаточным документом, подтверждающим посевные и сортовые качества семян. Сертификат соответствия выдается в системе добровольной сертификации на основании акта апробации, регистрации и протокола испытаний или ранее выданного сертификата, и не является обязательным документом, в отличие от акта апробации, регистрации и протокола испытаний на посевные качества. Сертификат является итоговым документом, после проведения всего спектра необходимых исследований в целях установления соответствия семян установленным требованиям стандартов.
Согласно действующему Государственному стандарту СССР «Семена сельскохозяйственных культур. Документы о качестве» ГОСТ 12046-85, документы о посевных качествах семян сельскохозяйственных культур выдают государственные семенные инспекции на основании результатов лабораторного анализа средних проб. В зависимости от результатов анализа семян выдаются документы о качестве: удостоверение о кондиционности семян или результат анализа семян.
Подлежит отклонению довод Общества о том, что семена, приобретенные в 2014-2017 годах, не были высеяны и хранились на складе, при правильном хранении семена были пригодны к использованию в течение 10 лет без изменения сортовых и посевных качеств. Обществом не учетно, что из содержания приложенных к заявлению на получение субсидий документов, следует, что сортовые качества семян изменились и перестали отвечать требованиям ГОСТ.
Также подлежит отклонению довод Общества о возможности удовлетворения заявления на получение субсидии на площади, к которым у Министерства не возникло каких-либо вопросов.
Предоставление субсидии в заявленном размере урегулировано нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Процедура предоставления субсидии носит заявительный характер. Заявитель самостоятельно определяет собственные затраты, требующие по его мнению возмещения. Претендент на получение субсидии обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, с приложением пакета документов, определенного нормативным правовым актом. Юридическое лицо на добровольной основе принимает решение о подаче в заявления на получение субсидии, тем самым соглашаясь с условиями его предоставления. Поскольку представленные Обществом документы по своему содержанию не соответствовали, установленным требованиям, отказ в предоставлении субсидии является правомерным. У Министерства отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления Общества на получение субсидии в части соответствующей установленным требованиям. Апелляционным судом принимается довод Министерства о том, что действующим законодательством не предусмотрен порядок и предоставление субсидии частями или в какой-либо части от той суммы, которая затребована заявителем (Обществом). Обществом при обращении в Министерство, а также при рассмотрении настоящего дела в арбитражном суде не указан конкретный размер частей субсидии (в рублях), получение которых соответствует, по мнению Общества, требованиям законодательства. Вместе с тем, Общество, получив отказ Министерства, имело возможность повторно обратиться с заявлением на получение субсидии в той части, в которой заявление с приложенными документами соответствовали установленным требованиям, однако с таким заявлением в адрес Министерства не обратилось.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований Общества, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу – удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.03.2020 по делу № А20-4073/2019 отменить. Отказать в удовлетворении требований Агрофирма «Роксана» общество с ограниченной ответственностью (ОГРН <***> ИНН <***>, с. Прималкинское).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.А. Цигельников
Судьи Л.В. Афанасьева
Н.В. Макарова