ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
24 декабря 2018 года Дело № А20-5163/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Войташовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу Кабардино-Балкарского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ПАО «Каббалкэнерго») на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.10.2018 по делу № А20-5163/2017 (судья С.М. Пономарев)
по заявлению Кабардино-Балкарского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ПАО «Каббалкэнерго»), г.Нальчик ОГРН <***>
к инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г.Нальчику
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности
при участии в судебном заседании:
от Кабардино-Балкарского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ПАО «Каббалкэнерго») ФИО1 по доверенности от 01.01.2018 № 188,
от инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г. Нальчику ФИО2 по доверенности от 15.01.2018 № 02-08/00043, ФИО3 по доверенности от 26.12.2017 № 02-02/12319,
УСТАНОВИЛ:
АО «Каббалкэнерго» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России №2 по г.Нальчику КБР №08/18 от 04.08.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 05.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда от 05.10.2018.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция ФНС России №2 по г.Нальчику КБР просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка АО «Каббалкэнерго» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 05.05.2017 № 08/1137, по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля составлена справка от 27.07.2017 и вынесено решение от 04.08.2017 №08/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, НК РФ) в общей сумме 257378 руб. При этом Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 523304 руб., по налогу на прибыль организаций в общей сумме 15934946 руб. Обществу также предложено уплатить пени, исчисленные за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 88238 руб.
Не согласившись с решением Инспекции от 04.08.2017 № 08/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Заявитель в порядке, предусмотренном статьей 139.1 НК РФ, обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по КБР.
Управление ФНС России по Кабардино-Балкарской Республике по результатам рассмотрения жалобы вынесло решение от 13.11.2017, которым на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменило решение ИФНС России № 2 по г. Нальчику КБР от 04.08.2017 № 08/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- неуплаты или неполной уплаты сумм налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года в размере 23138 руб.;
- неуплаты или неполной уплаты сумм налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2014 года в размере 304003 руб.;
- неуплаты или неполной уплаты сумм налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2015 года в размере 196163 руб.; соответствующего штрафа – 39232 руб.; пеней – 3139 руб.;
- неуплаты или неполной уплаты сумм налога на прибыль организаций (бюджет РФ) за 2013 год в размере 188067 руб. (т. е. доначисленная сумма налога 1065410 руб. подлежит уменьшению на 188067 руб.);
- неуплаты или неполной уплаты штрафа по налогу на прибыль организаций (бюджет РФ) за 2013 год в размере 37613 руб. (т. е. сумма штрафа 40810 руб. подлежит уменьшению на 37613 руб.);
- неуплаты или неполной уплаты сумм налога на прибыль организаций (бюджет КБР) за 2013 год в размере 1692603 руб. (т. е. доначисленная сумма налога 9588686 руб. подлежит уменьшению на 1692603 руб.);
- неуплаты или неполной уплаты сумм налога на прибыль организаций (бюджет РФ) за 2014 год в размере 188067 руб. (т. е. доначисленная сумма налога 336965 руб. подлежит уменьшению на 188067 руб.);
- неуплаты или неполной уплаты штрафа по налогу на прибыль организаций (бюджет РФ) за 2014 год в размере 8871 руб. (т. е. сумма штрафа подлежит отмене);
- неуплаты или неполной уплаты сумм налога на прибыль организаций (бюджет КБР) за 2014 год в размере 1692603 руб. (т. е. доначисленная сумма налога 3032688 руб. подлежит уменьшению на 1692603 руб.);
- неуплаты или неполной уплаты штрафа по налогу на прибыль организаций (бюджет КБР) за 2014 год в размере 168465 руб. (т. е. сумма штрафа подлежит отмене);
- неуплаты или неполной уплаты сумм налога на прибыль организаций (бюджет РФ) за 2015 год в размере 188067 руб. (т. е. доначисленная сумма налога 191120 руб. подлежит уменьшению на 188067 руб.);
- неуплаты или неполной уплаты сумм налога на прибыль организаций (бюджет КБР) за 2015 год в размере 1692603 руб. (т. е. доначисленная сумма налога 1720077 руб. подлежит уменьшению на 1692603 руб.).
А также произвело перерасчет пеней по налогу на прибыль организаций в соответствии с данным решением.
В остальной части оставило решение от 04.08.2017 № 08/18 без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Считая оспариваемое решение в редакции решения Управления необоснованным, Заявитель обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу России.
Решением Федеральная налоговая службы России от 07.03.2018 жалоба АО «Каббалкэнерго» оставлена без удовлетворения.
Общество в соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением о признании недействительным решения от 04.08.2017 № 08/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество в жалобе ссылается на то, что Инспекцией не оценены доводы АО «Каббалкэнерго», изложенные устно при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки, а также в возражениях. Налоговый орган необоснованно указал в оспариваемом решении о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки в отсутствие Общества. Вместе с тем представитель АО «Каббалкэнерго» по доверенности ФИО1 лично присутствовал при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки, состоявшихся 22.06.2017 и 04.08.2017, что подтверждается соответствующими протоколами. По мнению Заявителя, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Инспекцией положений пункта 14 статьи 101 Кодекса и являются основанием для отмены оспариваемого решения.
В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Как следует из материалов дела, рассмотрение материалов выездной налоговой проверки состоялось 22.06.2017 (с учетом возражений АО «Каббалкэнерго» от 05.06.2017) и 04.08.2017 (с учетом дополнений к возражениям АО «Каббалкэнерго» от 03.08.2017) в присутствии представителя Общества.
Налоговый орган в п.1.6. решения указал, что рассмотрение состоялось в отсутствие лица, в отношении которого проведена проверка (его представителя). Между тем, уполномоченный представитель Общества ФИО1 (действовавший на основании доверенности №125 от 01.01.2017) непосредственно участвовал в рассмотрении состоявшимся 22.06.2017 и 04.08.2017.
Представитель инспекции пояснил, что в ходе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, состоявшегося 22.06.2017, были выслушаны доводы Общества, изложенные в письменных возражениях от 05.06.2017, а также довод Общества о том, что при вынесении Акта Инспекцией не учтены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал – 9 месяцев 2013 года, что подтверждается соответствующими протоколами.
Из материалов дела следует, что в оспариваемом решении ошибочно указано на то, что рассмотрение материалов выездной налоговой проверки состоялось в отсутствие извещенного надлежащим образом Общества. Однако данный факт не свидетельствует о непредставлении Обществу возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (в том числе с учетом материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля) лично и (или) через своего представителя и представить объяснения, в связи с чем довод АО «Каббалкэнерго» о нарушении Инспекцией существенных условий и процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, влекущих признание решения Инспекции недействительным является необоснованным.
Обществом не оспорены выводы налогового органа о том, что им неправомерно создан резерв по сомнительным долгам по контрагенту ОАО «Ингушэнерго» за оспариваемый период. Вместе с тем Общество несогласно с выводом Инспекции о занижении обществом в 2013 - 2014 годах налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в связи с завышением внереализационных расходов в виде суммы резерва по сомнительным долгам по контрагенту ОАО «Ингушэнерго», а также с размером определенных Инспекцией налоговых обязательств АО «Каббалкэнерго» по налогу на прибыль организаций за 2015 год, поскольку, по мнению Общества, Инспекцией не учтены суммы излишне восстановленного Обществом в указанном периоде резерва по сомнительным долгам в размере 47 241 563,53 рублей.
Общество ссылается на то, что в Акте Инспекцией не было установлено неправомерное завышение внереализационных расходов за 2013 год на сумму 41 776 660 рублей, за 2014 год – на сумму 51 239 107 рублей. По мнению Общества, отражение в Решении налогового правонарушения, которое не указано в Акте, свидетельствует о необоснованности данного Решения.
Общество считает необоснованным расчет налоговых обязательств АО «Каббалкэнерго» по налогу на прибыль организаций за 2013 год без учета суммы восстановленного резерва по сомнительному долгу по контрагенту ОАО «Ингушэнерго».
Согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса признается для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 266 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Таким образом, возможность формирования резерва по сомнительным долгам по задолженности по договорам займа положениями Кодекса не предусмотрена.
Согласно пункту 3 статьи 266 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков.
Порядок определения суммы резерва по сомнительным долгам установлен пунктом 4 статьи 266 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 266 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со статьей 266 Кодекса, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
Согласно пункту 7 статьи 250 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) в целях главы 25 Кодекса внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Кодекса. Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьями 266, 267, 267.2, 292, 294, 294.1, 300, 324 и 324.1 Кодекса.
Статьей 313 Кодекса установлено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Пунктом 1 статьи 81 Кодекса установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Как следует из материалов дела, Инспекция выставила требование от 07.03.2017 № 08-11/1787-2 о представлении документов (информации), в том числе договоров, актов сверок (и иные документы) с кредиторами, которые поименованы в инвентаризационных описях и актах инвентаризации.
По результатам представленных АО «Каббалкэнерго» в ходе выездной налоговой проверки документов Инспекцией составлен Акт, согласно которому установлен факт неполной уплаты Обществом налога на прибыль организаций в результате занижения налоговой базы, ввиду завышения суммы резерва по сомнительным долгам за 2013 год в размере 8 309 832 рублей, за 2014 год – в размере 5 465 000 рублей.
Общество не согласилось с Актом, представило возражения.
В связи с представлением Обществом возражений Инспекция вынесла решение от 27.06.2017 № 08/18-Д о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе проведения которых выставила требование от 27.06.2017 № 08-11/1787-2 о представлении документов (информации), в том числе расшифровки сумм резерва по сомнительным долгам по данным бухгалтерского и налогового учета.
27.07.2017 Инспекция составила справку о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.
Обществом в ходе выездной налоговой проверки представлены документы, послужившие основанием для формирования резерва по сомнительным долгам, в том числе договор займа с ОАО «Ингушэнерго» и заявки к договору, акты инвентаризации предоставленных ОАО «Ингушэнерго» займов.
04.08.2017 материалы выездной налоговой проверки с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, возражения АО «Каббалкэнерго» и дополнения к ним были рассмотрены в присутствии представителя Общества, по результатам которого Инспекцией вынесено Решение.
По данным проверки за 2013г., с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, выручка от продажи товаров (работ, услуг) составляет 2979433141 руб., расходы, уменьшающие сумму доходов - 2889054773 руб, внереализационные доходы составляют 116770503 руб., внереализационные расходы составляют 95162362 рубля. Прибыль по основной деятельности составляет 111986509 рублей. Доходы от выбытия ценных бумаг (векселей) составляют 1049901113 руб., расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением векселей) – 983788993 рубля. Прибыль по операциям с ценными бумагами составляет 66112120 рублей. Налоговая база для исчисления налога составляет 178098629 руб., сумма исчисленного налога на прибыль всего 35619726 руб.
В результате, налоговая база для исчисления налога на прибыль за 2013г. занижена на 53745433руб., неуплата суммы налога составляет 10749087руб.
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, с учетом письменных возражений налогоплательщика б/н от 05.06.2017, а также дополнительно представленных документов налоговым органом установлено, что обществом внереализационные расходы неправомерно завышены по причине завышения суммы созданного резерва по сомнительным долгам по контрагенту – ОАО «Ингушэнерго» на 41776660 руб., в нарушение п.1, п.2 ст. 266 НК РФ, а также по причине завышения суммы безнадежной дебиторской задолженности (нереальная к взысканию и с истекшим сроком исковой давности), подлежащей списанию на 2565422 руб., в нарушение п.2 ст. 265 НК РФ, п.2 ст.266 НК РФ. В составе внереализационных доходов неправомерно не учтены суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 0,033%, согласно договору займа денежных средств б/н от 01.03.2010г. предоставленному ОАО «Ингушэнерго», за каждый день просрочки платежа в размере 9403351 руб., в нарушение п.6 ст. 250 НК РФ.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 91.02. за 2013г. внереализационные расходы составляют: по данным бухгалтерского учета – 1 360 394 613 руб., по данным налогового учета - 1 123 293 437 руб., в том числе резерв по сомнительным долгам составляет: по данным бухгалтерского учета 113 921 591 руб., по данным налогового учета - 113 921 591 руб., что также подтверждается карточкой счета 91.02 за 2013г., которая соответственно является регистром налогового учета организации.
Согласно данным учета АО «Каббалкэнерго» (карточки счета 63.02 «Резерв по сомнительным долгам») установлено, что остаток (сальдо) резерва на начало проверяемого периода - 01.01.2013г. по контрагенту–дебитору ОАО «Ингушэнерго» составляет 33466831 руб., что соответствует остатку (сальдо) на 31.12.2012, т.е. учтенному в соответствии со ст. 266 НК РФ во внереализационных расходах предыдущего налогового периода.
Согласно данной справке Инспекцией установлен факт неполной уплаты Обществом налога на прибыль организаций в результате занижения налоговой базы ввиду завышения суммы резерва по сомнительным долгам (по контрагенту ОАО «Ингушэнерго») за 2013 год в размере 41 776 660 рублей, за 2014 год – в размере 5 465 000 рублей. При этом изменение размера налогового обязательства, установленного в Акте, произведено на основании представленных Заявителем дополнительных документов.
По данным проверки за 2014, с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, выручка от продажи товаров (работ, услуг) составляет 3713769600 руб., расходы, уменьшающие сумму доходов - 3601830468 рублей внереализационные доходы составляют 151248837 руб., внереализационные расходы составляют 199683641 руб. Прибыль по основной деятельности составляет 63504328 рублей. Доходы от выбытия ценных бумаг (векселей) составляют 685043082 руб., расходы связанные с приобретением и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением векселей) - 639347298 рублей. Прибыль по операциям с ценными бумагами составляет 45695784 рубля. Налоговая база для исчисления налога составляет 114665044 руб., сумма исчисленного налога на прибыль всего 22933009 руб.
В результате, установлено, что налоговая база для исчисления налога на прибыль занижена на 16976918 руб., неуплата суммы налога составляет 3395324 руб.
Внереализационные расходы неправомерно завышены по причине завышения суммы неправомерно созданного резерва по сомнительным долгам по контрагенту – ОАО «Ингушэнерго» на 51329107 руб, а также по причине завышения суммы безнадежной дебиторской задолженности (нереальная к взысканию и с истекшим сроком исковой давности), подлежащей списанию на 2108335 руб.
В составе внереализационных доходов неправомерно не учтены суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 0,033% за каждый день просрочки платежа в сумме 9403351 руб. по контрагенту – ОАО «Ингушэнерго», в нарушение п. 6 ст. 250 НК РФ.
Внереализационные доходы завышены по причине завышения суммы восстановленного резерва по сомнительным долгам на 45864175 руб. по контрагенту – ОАО «Ингушэнерго», в нарушение п.2 ст.265, п. 2 ст. 266 НК РФ.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 91.02. за 2014г. внереализационные расходы составляют: по данным бухгалтерского учета – 1 130 976 722 руб., по данным налогового учета – 887 003 448 руб., в том числе резерв по сомнительным долгам составляет: по данным бухгалтерского учета 224 764 686 руб., по данным налогового учета -224 764 686 руб., что подтверждается карточкой счета 91.02 за 2014г.
Согласно Решению Инспекцией установлен факт неполной уплаты Обществом налога на прибыль организаций в результате занижения налоговой базы ввиду завышения суммы резерва по сомнительным долгам (по контрагенту ОАО «Ингушэнерго») за 2013 год в размере 41 776 660 рублей, за 2014 год – в размере 5 465 000 рублей.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отклонен как необоснованный довод Общества о том, что по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией установлено новое налоговое правонарушение, не указанное в Акте.
То обстоятельство, что в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля с учетом представленных Заявителем документов установлена неуплата налога на прибыль организаций в большем размере, чем было отражено в Акте, не может служить основанием для признания неправомерным доначисление спорных сумм налога на прибыль организаций в размере, установленном в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
В связи с чем, доводы Общества об указании Инспекцией в Решении налогового правонарушения, не указанного в Акте, являются несостоятельными.
Согласно представленному АО «Каббалкэнерго» в ходе проверки положению об учетной политике для целей налогообложения на 2015 год в соответствии со статьей 266 Кодекса резерв по сомнительным долгам не создается. Обществом в составе внереализационных доходов за 2015 год учтена сумма восстановленного резерва по сомнительным долгам по контрагенту ОАО «Ингушэнерго» в размере 47 241 563,53 рублей. При этом в 2015 году резерв по сомнительным долгам АО «Каббалкэнерго» сформирован не был.
Учитывая положения пункта 1 статьи 266 Кодекса, суд признает обоснованным вывод Инспекции о неправомерности формирования Заявителем резерва по сомнительным долгам (по контрагенту ОАО «Ингушэнерго») по задолженности по договорам займа, а также о занижении АО «Каббалкэнерго» налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2013-2014 годы на сумму спорного резерва.
В отношении довода Общества о необоснованности расчета Инспекцией налоговых обязательств АО «Каббалкэнерго» по налогу на прибыль организаций за 2013 год без учета суммы восстановленного резерва по сомнительному долгу по контрагенту ОАО «Ингушэнерго» налоговый орган обоснованно указал, что в соответствии с положениями пункта 5 статьи 266 Кодекса в случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Из представленных Управлением материалов следует, что, поскольку резерв по сомнительным долгам по контрагенту ОАО «Ингушэнерго» в 2013 году формированию не подлежал (то есть был равен 0), сумма остатка резерва предыдущего налогового периода составила 33 466 831 рубль, то Заявителем правомерно учтена вышеуказанная сумма при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2013 год.
Судом установлено, что Инспекцией не допущено нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и, как следствие, не нарушены права и интересы налогоплательщика. Если бы налоговый орган не рассмотрел представленные документы и не учел бы их результаты при вынесении решения о привлечении к ответственности, то это привело бы к освобождению налогоплательщика от уплаты налога при фактическом выявлении сокрытого объекта налогообложения, что недопустимо в силу ст. 3 НК РФ.
Общество в жалобе указывает на то, что Инспекцией неправомерно не учтены при вынесении оспариваемого Решения представленные им 02.02.2017 и 05.02.2017 уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал – 9 месяцев 2013 года. По мнению АО «Каббалкэнерго», данный факт повлек необоснованное доначисление налога на прибыль организаций за 2013 год в размере 3 998 030 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Кодекса налоговой базой по налогу на прибыль организаций для целей главы 25 Кодекса признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению.
Согласно пункту 1 статьи 285 Кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (пункт 2 статьи 285 Кодекса).
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
В силу пункта 1 статьи 286 Кодекса налог на прибыль организаций определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 Кодекса.
Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 статьи 286 Кодекса, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено данной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном данной статьей (пункт 2 статьи 286 Кодекса).
Как следует из материалов, представленных Управлением, Обществом 02.02.2017 и 05.02.2017 представлены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2013 года.
Кроме того, 02.02.2017 и 05.02.2017 АО «Каббалкэнерго» представило также уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2013 год (корректировки №№ 2 и 3 соответственно), которые отражены Инспекцией в карточке «Расчеты с бюджетом» и сведения из которых учтены Инспекцией при вынесении Решения.
Инспекция пришла к выводу о занижении Обществом налоговой базы по налогу на прибыль организаций, проанализировав в ходе выездной налоговой проверки сведения об исчисленной Заявителем по итогам налогового периода (то есть сведения за 2013 год) налоговой базе по налогу на прибыль организаций. В Решении не содержится ссылок на неверное исчисление АО «Каббалкэнерго» сумм авансовых платежей по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев 2013 года.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отклонен довод Общества о том, что Инспекция необоснованно доначислила налог на прибыль организаций за 2013 год в размере 3 998 030 рублей ввиду того, что не учла при вынесении оспариваемого Решения представленные вышеуказанные уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций.
В отношении довода Общества о неправомерном определении Инспекцией налоговых обязательств АО «Каббалкэнерго» по налогу на прибыль организаций за 2015 год без учета восстановленного Заявителем резерва по сомнительным долгам за указанный налоговый период по контрагенту ОАО «Ингушэнерго» в размере 47 241 563,53 рублей налоговый орган обоснованно указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Кодекса АО «Каббалкэнерго» вправе представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций.
Общество в жалобе выражает несогласие с выводом Инспекции о неправомерном учете в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумм дебиторской задолженности (нереальной к взысканию и с истекшим сроком исковой давности) за 2013 год в размере 2 090 469 рублей. Заявитель считает, что Инспекцией необоснованно указано, что по контрагентам, перечисленным в Решении, задолженность списана за счет резерва, созданного в 2013 году, тем самым учтена в составе внереализационных расходов 2013 года.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Кодекса в целях главы 25 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В силу пункта 2 статьи 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.
Данное положение Кодекса не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность.
Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 272 Кодекса датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 Кодекса дата начисления в соответствии с требованиями главы 25 Кодекса - для расходов в виде сумм отчислений в резервы, признаваемые расходом в соответствии с данной главой.
Как следует из материалов, представленных Управлением, Общество в налоговом учете отразило в 2013 году суммы списанной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию либо с истекшим сроком исковой давности, в размере 2 565 422,36 рублей.
В ходе выездной налоговой проверки АО «Каббалкэнерго» представило регистр налогового учета внереализационных расходов, регистр налогового учета внереализационных доходов, обороты счета 63.02, акт о списании дебиторской задолженности контрагентов по расчетам с покупателями и заказчиками, акт о списании дебиторской задолженности контрагентов по расчетам с разными дебиторами и кредиторами в связи с истечением срока исковой давности, приказ от 30.12.2013 № 157 о списании дебиторской задолженности.
По результатам анализа вышеуказанных документов Инспекцией установлено, что в налоговом учете в 2013 году Обществом включены суммы списанной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию либо с истекшим сроком исковой давности, подлежавшей учету в более ранних налоговых периодах (2006 – 2012 годах), в размере 2 090 469 рублей.
Суд пришел к верному выводу, что довод Общества о правомерности списания спорной задолженности в 2013 году за счет резерва, созданного в 2012 году, поскольку в 2012 году не истек срок исковой давности по дебиторской задолженности по взаимоотношениям с контрагентами, документально не подтвержден и необоснован.
С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно признал обоснованным вывод Инспекции о неправомерном учете АО «Каббалкэнерго» в составе налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумм дебиторской задолженности (нереальной к взысканию и с истекшим сроком исковой давности) за 2013 год в размере 2 090 469 рублей, доначисление соответствующих сумм налога, пени, штрафа.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией в Решения указано следующее: в Акте отражено, что в 2014 году в составе внереализационных доходов Обществом не учтены суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 218 541 рубля.
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией в Решении отражено, что налоговая база по данному эпизоду занижена Обществом на 9 403 351 рубль.
Управлением по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества Решение в части доначисления налога на прибыль организаций в размере 1 880 670 рублей (9 403 351 рубль * 20 процентов) отменено.
Обществом не представлены доказательства необоснованности выводов инспекции по данному эпизоду.
В результате проведенной проверки, с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля, установлено, что неуплата налога на прибыль за проверяемый период (2013-2015гг) на соответствующие даты срока уплаты составляет 15934946 руб., в т.ч.:
- за 2013г. в сумме 10654096 руб., в т.ч. 1065410 руб.- в бюджет РФ, 9588686 руб. - в бюджет КБР (срок уплаты: 28.03.2014г.);
- за 2014г. в сумме 3369653 руб., в т.ч. 336965 руб.- в бюджет РФ, 3032688 руб.- в бюджет КБР (срок уплаты : 28.03.2015г.);
- за 2015г. в сумме 1911197 руб. в т.ч. 191120 руб.- в бюджет РФ, 1720077 руб. в бюджет КБР (срок уплаты: 28.03.2016г.).
На дату вынесения решения о привлечении к ответственности АО «Каббалкэнерго» сумма пени составляет 49 598.27 рублей.
Дата начала (возникновения) недоимки 01.07.2014, а дата окончания - 27.04.2015. При этом, дата начала недоимки и сумма недоимки при начислении пени производилась с учетом состояния расчетов с бюджетом (недоимка, переплата) согласно данным КРСБ налогоплательщика по указанному налогу.
В резолютивной части решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 04 августа 2017г. №08/18 отражена недоимка по налогу по итогам налоговых периодов 2013-2015гг. Фактически, сумма пени соответствует следующим отчетным и налоговым периодам:
1261,94 руб. - за период с 01.07.2014г. по 28.07.2014г.
68,47 руб. - за период с 29.07.2014г. по 27.08.2014г.
48267,86 руб. - за период 30.03.2015г. по 27.04.2015г.
В судебном заседании установлено, что вся начисленная сумма пени в резолютивной части решения отражена за 2015г. Вместе с тем, в расчетах пени прилагаемых к оспариваемому решению она рассчитана за период с 01.07.2014 по 27.04.2015. Пеня за 2015год не начислялась. В связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствиии оснований для отмены решения в части доначисления пени, так как данное нарушение не является существенным.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.10.2018 по делу № А20-5163/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи Л.В. Афанасьева
С.А. Параскевова