ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А20-5365/17 от 22.10.2018 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                 

26 октября 2018 года                                                                             Дело № А 20-5365/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2018 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Бейтуганова З.А., судей: Джамбулатова С.И., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Остриковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2018 по делу № А20-5365/2017 (судья Шокумов Ю.Ж.),

по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Каббалкмелиоводхоз» (ИНН <***>),

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН <***>),

к муниципальному казенному учреждению «Местная администрация городского поселения Нарткала Урванского муниципального района КБР» (ИНН <***>),

третьи лица: местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, Управление Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике,

о признании права собственности и права оперативного управления на недвижимое имущество,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление «Каббалкмелиоводхоз» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Местная администрация городского поселения Нарткала» (далее – администрация) о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГБУ «Управление «Каббалкмелиоводхоз» на объект недвижимого имущества - склад, общей площадью 318,2 кв.м., 1980 года постройки, с кадастровым номером 07:07:0500048:668, расположенный по адресу: КБР, <...>.

В качестве соистца в дело вступило Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР (далее – управление).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены местная администрация Урванского муниципального района КБР и Министерство земельных и имущественных отношений КБР.

В рамках дела № А20-5516/2017 Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики принято к рассмотрению рассматривается исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Каббалкмелиоводхоз», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР к муниципальному казенному учреждению «Местная администрация городского поселения Нарткала о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГБУ на объект недвижимого имущества - гараж, общей площадью 315 кв.м., 1982 года постройки, с кадастровым номером 07:07:0500048:666, расположенный по адресу: КБР, <...>.

В качестве третьих лиц привлечены: местная администрация Урванского муниципального района КБР и Министерство земельных и имущественных отношений КБР.

Определением от 22.05.2018 дела №№ А20-5365/2017 и А20-5516/2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А20-5365/2017.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2018 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спора между сторонами о принадлежности имущества не имеется. В свою очередь, исковые требования направлены на обход существующего порядка государственной регистрации права собственности. В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что управление правомерно обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта возникновения права собственности в силу закона. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции незаконно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 11.09.2018 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта  в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2018 по делу № А20-5365/2017 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республике», создано в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 02.07.1997 № 108 «О специально уполномоченном государственном органе в области мелиорации земель в Кабардино-Балкарской Республике» как Департамент по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению по Кабардино-Балкарской Республике (Департамент «Каббалкводхоз») путем преобразования государственного объединения по мелиорации и водному хозяйству «Каббалкводхоз», реорганизованного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 5 апреля 2002 года №354 «О федеральном государственном учреждении «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республике» путем присоединения к нему государственных учреждений: Кабардино-Балкарская гидрогеолого-мелиоративная партия, «Управление Урванской оросительно-обводнительной системы», «Управление Баксанской оросительно-обводнительной системы», «Управление Майской оросительнообводнительной системы», «Управление Терской оросительно-обводнительной системы», «Управление Прохладненской оросительно-обводнительной системы», «Управление Чегемской оросительно-обводнительной системы» в качестве филиалов ФГУ «Управление «Каббалкмелиоводхоз». ФГУ «Управление «Каббалкмелиоводхоз» является правопреемником реорганизованного Департамента по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению по Кабардино-Балкарской Республике и присоединенных к нему государственных учреждений, указанных выше.

Приказом Минсельхоза России от 17.05.2011 № 126 «О переименовании ФГУ в ФГБУ», Федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республике» было переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-БалкарскойРеспублике», сокращенно - ФГБУ «Управление «Каббалкмелиоводхоз».

На балансе Урванского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республике» (далее по тексту - учреждение) находились объекты недвижимого имущества: склад, общей площадью 318,2 кв.м., 1980 года постройки, с кадастровым номером 07:07:0500048:668 и гараж, общей площадью 315 кв.м., 1982 года постройки, с кадастровым номером 07:07:0500048:666, расположенные по адресу: КБР, <...>, (далее спорное имущество), являющийся собственностью Российской Федерации.

Указанное имущество передано учреждению в составе имущества Государственного учреждения «Управление Урванской оросительно-обводнительной системы».

Имущество Государственного учреждения «Управление Урванской оросительнообводнительной системы», было закреплено за ним на основании Распоряжения Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики от 12.01.1998 № 9 и Договора о порядке использования закрепленного за государственным учреждением «Управление Урванской оросительно-обводнительной системы» от 12 января 1998 г. (далее - Договор).

Общая стоимость закрепленного имущества, по состоянию на 01.01.1998 составляла – 121 768,4 тыс. руб. В перечень основных средств, прилагаемый к Договору, имущество вошло под наименованием - Материально-технический склад, стоимостью 234 926 тыс. руб. и производственный лабораторный корпус стоимостью 851 105 тыс. руб.

Передача имущества была обусловлена приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2002 №220, когда Государственное учреждение «Управление Урванской оросительно-обводнительной системы» совместно с другими учреждениями системы мелиорации Кабардино-Балкарской Республики, было присоединено в состав, реорганизованного Департамента по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Кабардино-Балкарской Республики, в Федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республике».

В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991  № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 2, независимо от того, начьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно п. 10 раздела 2 приложения 2 к Постановлению верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с решением Совета Министров РСФСР от 05.02.1991 №4583-30 полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, относящимся к федеральной собственности, были делегированы Российскому государственному концерну по водохозяйственному строительству «Росводстрой», что подтверждается письмом председателя Правления Российского государственного концерна по водохозяйственному строительству «Росводстрой» ФИО1 от 12.02.1991 № 1-2-38/9 «О делегировании прав собственности» на имя Министерства мелиорации и водного хозяйства КБ ССР, прилагаемым к иску.

В соответствии с письмом Министерства мелиорации и водного хозяйства КБАССР от 30.09.1991 №359 на имя руководителя «Управление Урванской оросительно-обводнительной системы» (УУООС), было предписано, что в соответствии с Указом 31 августа 1991 г. №113 Президент РСФСР: «... впредь до разграничения государственной собственности считать государственное имущество организаций и предприятий строительного комплекса РСФСР находящимся в составе федеральной собственности РСФСР».

В соответствии с п. 3.2 устава ФГБУ «Управление «Каббалкмелиоводхоз», утвержденного Министерством сельского хозяйства РФ от 22.11.2013  № 76-у (далее - устава), основными видами деятельности ФГБУ «Управление «Каббалкмелиоводхоз» являются - осуществление мероприятий по реализации федеральных целевых программ в сфере мелиорации земель; эксплуатация государственных мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и другого государственного имущества, переданного Учреждению в оперативное управление.

Согласно п. 4.1 устава учреждения, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация.

Согласно п. 4.5 устава, земельные участки необходимые для выполнения учреждением своих задач, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Имущество и земельный участок под ним, с момента передачи, и настоящее время используются учреждением и числятся в реестре федерального имущества под номерамиВ12070001893 и В11070006373, что подтверждается Выпиской из реестра федерального имущества. Спорное имущество расположено на земельном участке, общей площадью 9725 кв.м. с кадастровым номером 07:07:0500048:286. Права бессрочного пользования на земельный участок, зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается копиями Свидетельства о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и Свидетельства о праве собственности Российской Федерации от 28.07.2015 и от 13.012.2011 соответственно.

Имущество поставлено на кадастровый учет объектов капитального строительства, что подтверждает наличие объекта градостроительной деятельности, который располагается в определенных границах, имеет свое определенное назначение и определенные технические характеристики, что подтверждается кадастровым паспортом, прилагаемым к иску.

Доказательств притязаний третьих лиц на спорный объект недвижимости не имеется. Сведения о зарегистрированных правах в ЕГРП на имущество отсутствуют, что подтверждается прилагаемой к иску Выпиской из ЕГРН.

Учреждением предприняты действия по государственной регистрации прав, однако регистрация оказалась невозможной по объективным причинам, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации права собственности РФ от 01.12.2015.

При создании Управления Урванской оросительно-обводнительной системы, в 1981 году, на бухгалтерский учет были приняты объект недвижимого имущества под названием «Материально-Технический склад», балансовой стоимостью 234 926 000 неденоминированных рублей под инвентарным номером №100004 и «Навес» балансовой стоимостью 223 390 000 неденоминированных рублей. При переходе на автоматизированную систему бухгалтерского учета, ведении программы «1С: бухгалтерия» и в связи с переходом на новый план счетов с 1 января 2006 года объектам был присвоен новый инвентарный номер №1101020009 и №1101010011. В ходе изготовления нового технического плана здания, на основании технического паспорта от 26 марта 1983 года и нового технического плана от 2015 года, название объектов было изменено на «Склад» и «Гараж» соответственно.

В соответствии с перечнем основных средств и балансом Управления Урванской оросительно-обводнительной системы на 1 октября 1997 года, являющегося приложением к Договору о порядке использования закрепленного за государственным учреждением «Управление Урванской оросительно-обводнительной системы» от 12 января 1998 г., учреждение обладало основными средствами в разделе 010 на общую сумму 212 768 367руб., в том числе - Материально-технический склад на сумму 234926 руб. и «Навес на 324 кв.м.» на сумму 223 390 руб.

Факт владения и несения расходов на содержание имущества подтверждается документами, а именно: книгой «журнал-главная книга» 1997-1998 гг., в соответствии с которой в составе основных средств (на счете 010 за октябрь 1998 года).

Кроме того, в соответствии с Техническим отчетом Урванского управления оросительно-обводнительных систем за 1981 год, в Расшифровке движения основных фондов по УООС за 1981 год, значатся Материально-технический склад и навес 324 кв.м.

Полагая, что имеющиеся у Учреждения документы не отвечают буквальным требования, предъявляемым Управлением Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике для проведения государственной регистрации в ЕГРП права собственности Российской Федерации и оперативного управления,  истцы обратились в суд  с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, предусмотренным законом.

Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.

Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу.

Согласно разъяснению, данному в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 4, 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) в Едином государственном реестре прав государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела между Российской Федерацией и городским поселением Нарткала Урванского муниципального района КБР нет никакого спора о принадлежности имущества.

Указанные в заявлении объекты указаны в реестре федерального имущества как собственность Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, предъявляя иск о признании права собственности, истцы не подтвердили наличие спора о праве между ними и ответчиком.

Отсутствие предмета спора исключает возможность удовлетворения иска.

В рассматриваемой ситуации ответчик не имеет притязаний в отношении спорного имущества, право собственности истца на объекты недвижимости не оспаривает и на них не претендует.

Обратившись с иском о признании права, истцы не представили доказательств нарушения или оспаривания ответчиком принадлежащего права собственности, которое подлежит судебной защите на основании статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку материальная заинтересованность администрации не установлена, то она не является надлежащими ответчиками по данному делу.

Законом № 122-ФЗ установлен заявительный порядок регистрации права собственности на недвижимое имущество. Признание права собственности в судебном порядке не должно подменять собой установленный законом порядок регистрации права собственности.

Доказательства соблюдения установленного законодательством Российской Федерации заявительного порядка регистрации права собственности на недвижимое имущество истцами не представлены. Сообщение об отказе в государственной регистрации права от 01.12.2015 №07/003/100/2015-292, таким доказательством не является, поскольку данный отказ в судебном порядке не обжаловался.

При наличии документов, подтверждающих создание имущества в установленном законом порядке и приобретение прав на него, истцы вправе обратиться за регистрацией права собственности на объекты недвижимости, а отказ государственного регистратора зарегистрировать такое право обжаловать в суд по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, администрация не нарушила своими действиями или бездействием права и законные интересы истцов. Фактическое отсутствие спора о праве и обращение истцов с иском в суд носит мнимый характер, направленный на обход существующего административного порядка государственной регистрации права собственности.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истцов отсутствует совокупность правовых оснований для признания права собственности на заявленные объекты недвижимости, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Довод апеллянта о том, что управление правомерно обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта возникновения права собственности в силу закона, судом апелляционной инстанции отклоняется.

Так в силу части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.

Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, обращение в суд с иском в целях уклонения от проведения всех мероприятий, предусмотренных административной процедурой, и подмена функции уполномоченных органов, определенных действующим законодательством, не допускаются.

В свою очередь, применительно к спорному случаю требование истцов о признании права собственности на спорные объекты, направлено на обход существующих административных процедур государственной регистрация прав, установленных действующим законодательством.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт освобожден от ее уплаты на основании статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2018 по делу № А20-5365/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

З.А. Бейтуганов

Судьи

С.И. Джамбулатов

Е.В. Жуков