ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А20-6255/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2020
Полный текст постановления изготовлен 19.02.2020
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей Белова Д.А. и Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы ФИО1 Хасанбиевича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.12.2019 по делу № А20-6255/2018, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 ФИО1 Хасанбиевича (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) г. Нальчик о признании недействительным ненормативного акта заинтересованное лицо: Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Нальчик, при участии в судебном заседании представителя Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики – ФИО3 (доверенность от 19.03.19),в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) с заявлением:
о признании недействительным отказа министерства в предоставлении предпринимателю недоплаченной части субсидий, направленных на возмещение затрат, понесенных им в 2016 г. в целях осуществления раскорчевки садов, изложенный в письме от 04.12.2018 №21-04-2-07/4616;
о признании за предпринимателем права на получение недоплаченной части субсидии, на возмещение затрат, понесенных им в 2016 г. в целях осуществления раскорчевки садов;
об обязании министерства включить предпринимателя в реестр получателей для возмещения недоплаченной части затрат, произведенных им в целях осуществления раскорчевки садов (уточненные требования).
Решением суда от 11.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском предпринимателем срока на подачу заявления.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение министерством норм бюджетного законодательства при распределении субсидий в 2016 году. Апеллянт указывает, что министерством не были предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии объективных причин для выделения предпринимателю денежных средств из бюджета в объеме меньшем, чем полагалось.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 14.06.2016 предприниматель обратился в министерство с заявлением о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.04.2015 № 67-ПП «Об утверждении правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике» (далее – Правила № 67-ПП), что подтверждается отметкой о принятии входящей корреспонденции, а также журналом регистрации входящей корреспонденции и министерством не оспаривается. К заявлению предпринимателем приложены документы в соответствии с Правилами № 67-ПП.
Между предпринимателем (заказчик) и главой ФИО5 Мухамедовичем (исполнитель) заключены договоры оказания услуг 15.01.2016 № 1 и от 01.02.2016 № 2, согласно которым исполнитель обязался оплатить оказанные услуги по раскорчевке земельных участков с кадастровыми номерами 07:04:4900000:295 и 07:04:4900000:294, находящиеся в аренде у предпринимателя.
12.04.2016 года между предпринимателем и главой ФИО5 Мухамедовичем были заключены дополнительные соглашения № 1 и № 2 к договорам оказания услуг 15.01.2016 № 1 и от 01.02.2016 № 2, согласно которым стороны определили, что счет по оплате за оказанные услуги заказчику выставляется предпринимателю.
По выполнении указанных услуг составлены акты № 1 от 12.04.2016 и № 2 от 22.04.2016 на выполнение работ-услуг, которые подписаны сторонами без претензий.
Предпринимателю выставлен счет № 2 от 12.04.2016 на сумму 594 477,15, а также счет № 5 от 25.04.2016 на сумму 698 107,15 руб. В соответствии с представленными в материалы дела квитанциями указанные счета предпринимателем оплачены (том 1, л.д. 28-33, 40-46).
Согласно реестрам получателей субсидий № 105ф от 27.06.2016 и № 111р от 27.06.2016 предпринимателю перечислены субсидии за счет федерального бюджета в размере 623 891 руб. и за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в размере 32 928 руб., исходя из наличия оставшихся бюджетных ассигнований по данному направлению.
31.10.2018 предприниматель обратился в министерство с заявлением о возмещении понесенных расходов на раскорчевку садов, в соответствии с выполненными работами по договору № 1 от 15.01.2016 в сумме 594 477,15 руб.
В письме от 04.12.2018 №21-04-2-07/4616 министерство разъяснило предпринимателю невозможность удовлетворения заявления со ссылками на невозможность погашения кредиторской задолженности 2015-2016 годов и проработкой вопросов по внесению изменений в действующее законодательство в части предоставления субсидий.
Полагая, что уведомление об отказе, изложенный в письме от 04.12.2018 № 21- 04-2-07/4616 в предоставлении недоплаченной части субсидии не соответствует действующему законодательству и нарушает его права в области предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом (часть 1 статьи 117 АПК РФ).
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления (часть 2 статьи 117 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным Федеральным законом либо арбитражным судом (часть 1 статьи 115 АПК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Из материалов дела установлено, что 14.06.2016 предприниматель обратился в министерство с заявлением о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей.
27.06.2016 предпринимателю перечислены субсидии за счет федерального бюджета в размере 623 891 руб. и за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в размере 32 928 руб., исходя из наличия оставшихся бюджетных ассигнований по данному направлению.
31.10.2018 предприниматель, обратился в министерство с заявлением о предоставлении недоплаченной части субсидий в сумме 594 477,15 руб.
В письме от 04.12.2012 № 21-04-2-07/4616 министерство сообщило, что Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1295 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства» утратило силу. Министерство указало, что внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 № 1347 «О внесении изменений в приложение № 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» изменения в Правила позволяют возмещать часть затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, понесенных сельскохозяйственными производителями, в текущем году, а также в отчетном финансовом году. Однако это не дает возможность погасить кредиторскую задолженность 2015-2016 годов.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что при обращении в суд с заявлением о признании недействительным отказа от 04.12.2018 № 21-04-2-07/4616 предприниматель фактически обжаловал бездействие министерства по обращению от 14.06.2016 в отношении предоставления субсидии в полном объеме за 2016 год.
Вместе с тем, с заявлением в арбитражный суд предприниматель обратился только 25.12.2018, то есть с пропуском установленного процессуальным законом срока.
Предприниматель не привел аргументы и не представил доказательства, препятствовавшие своевременной реализации им права на судебную защиту с соблюдением требований процессуального законодательства.Так, предприниматель в 2016 году, узнав о неполучении субсидии в полном объеме, в случае неполучения ответа в установленный срок от министерства, имел возможность обратиться в министерство для получения соответствующих разъяснений, однако им этого сделано не было. Каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших предпринимателю обратиться с заявлением об оспаривании бездействия министерства, выраженного в ненаправлении соответствующего ответа на заявление предпринимателя, а также в невыплате субсидии за 2016 год в полном объеме, в пределах установленного законодательством срока, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд не принимает доводы предпринимателя о том, что последний узнал о нарушении своего права в связи с отказом предоставления неоплаченной части субсидии по заявлению от 14.09.2016 из письма министерства от 04.12.2018 № 21-04-2-07/4616, поскольку о недоплате субсидии за 2016 представитель узнал после фактической субсидии не в полном объеме.
Предприниматель не привел аргументы и не представил доказательства, препятствовавшие своевременной реализации им права на судебную защиту с соблюдением требований процессуального законодательства.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал пропуск срока значительным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях министерством норм бюджетного законодательства при распределении субсидий в 2016 году, апелляционным судом не принимаются, исходя из следующего.
Из материалов настоящего дела и текстов судебных актов по рассмотренным аналогичным делам № А20-1036/2018, А20-1551/2018, А20-3364/2018 следует, что в 2016 году министерство не обеспечило пропорциональное распределение средств бюджета на 2016 год, ограничив возможность получения субсидий заявителям, подавшим заявки в 2016 году за счет удовлетворения части заявок, поданных в 2015 году. Между тем, в рамках настоящего дела не оспариваются действия министерства по распределению субсидий между получателями в 2016 году, в связи с чем возможное нарушение распределения субсидий в 2016 году не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий в виде совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом приведенных правовых норм и обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленный требований в связи с пропуском срока на обжалование отказа в предоставлении субсидии,установленного статьей 198 АПК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.10.2019 по делу № А20-173/2018, от 21.06.2019 по делу № А20-1551/2018, от 16.10.2019 по делу № А20-5488/2018.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.12.2019 по делу № А20-6255/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Макарова
Судьи: Д.А. Белов
И.А. Цигельников