ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
22 сентября 2017 года Дело № А20-7/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2017 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макаровой Н.В.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Швицовой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.07.2017 по делу № А20-7/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 КФХ ФИО2, с.Зарагиж
к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик
заинтересованное лицо - Конкурсная комиссия по отбору фермерских хозяйств Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики,
об оспаривании ненормативного акта,
при участии в судебном заседании представителей: от Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики: ФИО3 по доверенности № 31 от 30.12.2016,
индивидуального предпринимателя ФИО1 КФХ ФИО2 (лично) его представителя: ФИО4 по доверенности от 02.02.2017,
в отсутствии представителей другого лица, участвующего в деле, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
ИП ФИО1 КФХ ФИО2 обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства КБР (далее - Министерство) о признании незаконным решение конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике на 2015-2017 годы» и «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015-2017 годов» Минсельхоза КБР, изложенное в уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 12.10.2016 индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 о включении в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики», обязании конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике на 2015-2017 годы» и «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015-2017 годов» допустить индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 к участию в конкурсном отборе участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики» на основании поданной заявки и в соответствии с Порядком предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в 2016-2017 годах, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 09.06.2016 № 69, обязании министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики организовать рассмотрение конкурсной комиссией министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики заявки индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена конкурсная комиссия Министерства сельского хозяйства КБР по отбору крестьянских фермерских хозяйств – участников ведомственных целевых программ.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.07.2017 требования предпринимателя удовлетворены; признано незаконным решение конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике на 2015-2017 годы» и «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015-2017 годов» Минсельхоза КБР, изложенное в уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 12.10.2016 индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 о включении в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики». Суд обязал конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике на 2015-2017 годы» и «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015-2017 годов» допустить индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 к участию в конкурсном отборе участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики» на основании поданной заявки и в соответствии с Порядком предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в 2016-2017 годах, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино- Балкарской Республики от 06.06.2016 № 69. Обязал также Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики организовать рассмотрение конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики заявки индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обратилось с жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в порядке оказания государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в соответствии с «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. до 01.01.2017, действовавшей на период обращения заявителя), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 №165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), с приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 №198 «О реализации постановления Правительства РФ от 28.02.0212 №165» и в соответствии с приказом Минсельхоза КБР от 09.06.2016 №68 «О порядке предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР в 2016-2017 годах», Министерством сельского хозяйства КБР был объявлен конкурсный отбор сельхозтоваропроизводителей, соответствующих условиям отбора, предусмотренных указанными выше нормативными актами.
В соответствии с пунктом 6 «Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР в 2016-2017 годах», утвержденных приказом Минсельхоза КБР от 09.06.2016 №69 (далее - Порядок), глава КФХ ФИО2 направил в адрес министерства заявку на получение гранта от 14.06.2016 с приложением документов, предусмотренные пунктом 17 Порядка, что подтверждается перечнем документов приложенных к заявке.
Уведомлением от 12.10.2016 комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств отказала во включении заявки ФИО2, сославшись на то, что в представленном им пакете документов отсутствует письменное согласие на осуществление Минсельхозом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, цели и порядка предоставления гранта в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, ФИО2 не допущен к участию в конкурсном отборе на основании пункта 10 Порядка предоставления в КБР грантов на создание и развитие КФХ и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, как не соответствующего условиям конкурса.
ФИО2 обратился с жалобой на действия комиссии в министерство сельского хозяйства КБР.
В письме от 07.10.2016 министерство отказало в удовлетворении жалобы.
Отказ в допуске к участию в конкурсном отборе послужило основанием для обращения ИП главы КФХ ФИО2 в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В разделе 3 Порядка предусмотрены требования к заявителям на участие в программе КБР «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в КБР».
В разделе 3 данного Порядка перечислены требования, которым должны соответствовать участники конкурсного отбора: участники должны быть граждане Российской Федерации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном для государственной регистрации физических лиц в качестве глав КФХ; заявитель не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не должен являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров:
если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет;
если в крестьянском (фермерском) хозяйстве отсутствует просроченная задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам;
заявитель не являлся ранее получателем: гранта на создание и развитие КФХ (далее - грант); гранта на развитие семейных животноводческих ферм; выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации КФХ, главой которого является заявитель; средств финансовой поддержки субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации КФХ, главой которого является заявитель; единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - помощь);
в случае, если выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, а также средства финансовой поддержки субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности заявитель получил для создания и развития КФХ, главой которого он является на момент подачи документов, и не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель имеет право подать заявку на участие в конкурсном отборе;
заявитель является главой КФХ, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяца со дня его регистрации и зарегистрированного на территории Кабардино-Балкарской Республики;
заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет (при отсутствии данных критериев заявитель не допускается к участию в конкурсном отборе);
КФХ, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, изложенные в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
заявитель имеет план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной Государственной программой, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план);
заявитель представляет план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, помощи, собственных и заемных средств);
заявитель обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в плане расходов;
заявитель обязуется использовать грант и (или) помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет средств государственной поддержки, исключительно на развитие хозяйства;
заявитель планирует создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта;
заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тыс. рублей;
заявитель обязуется осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет после получения гранта;
заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя;
заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
заявитель согласен на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем гранта условий, цели и порядка предоставления гранта в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
отсутствуют процедуры реорганизации, ликвидации и (или) несостоятельности (банкротства).
В разделе 4 Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень документов обязательных для представления с целью участия в конкурсном отборе. К их числу относятся: заявка на участие в конкурсном отборе среди КФХ на получение грантов и (или) помощи (в двух экземплярах) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку; опись представленных документов в двух экземплярах; копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Кабардино-Балкарской Республики; заверенные копии следующих документов (на выбор заявителя): об образовании заявителя, подтверждающего наличие среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования; подтверждающего окончание заявителем курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности; трудовой книжки, подтверждающей стаж работы заявителя в сельском хозяйстве; выписка из похозяйственной книги, заверенная органом местного самоуправления поселения или городского округа муниципального образования, о ведении заявителем личного подсобного хозяйства за последние три года; план по созданию, расширению, модернизации производственной базы КФХ по форме согласно приложению № 4, который должен содержать следующие положения: мероприятия по увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции; предложения по порядку формирования производственной базы КФХ; создание в КФХ не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта; договоры (предварительные договоры) по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тыс. рублей; копия договора аренды земли (субаренды) со сроком аренды не менее 5 лет или свидетельства о праве собственности на землю (при наличии); письменное обязательство главы КФХ по осуществлению его деятельности не менее пяти лет после получения гранта; план расходов: за счет гранта, направляемого на создание и развитие КФХ, по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку; выписка из расчетного счета, открытого на КФХ (с указанием полных банковских реквизитов), главой которого является заявитель, подтверждающую наличие денежных средств на момент подачи документов на отбор и достаточных для финансирования не менее 10% затрат от запрашиваемой суммы гранта и (или) помощи, выданную участнику конкурсного отбора не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки на участие в конкурсном отборе; справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданная Государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении гранта; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидий (представляется по собственной инициативе).
Из материалов дела следует, что отказ в допуске к участию в конкурсе мотивирован отсутствием в представленном предпринимателем пакете документов письменного согласия на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В то же время в обязательный к представлению перечень документов для участия в конкурсном отборе, письменное согласие на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта не входит.
Согласно пункту 10 раздела 4 Порядка к участию в конкурсном отборе заявитель не допускается, если:
заявитель не соответствует требованиям, указанным в разделе 3 Порядка;
представлены документы не в полном объеме;
представлены недостоверные сведения или документы (копии документов);
документы представлены неуполномоченным лицом;
отсутствует подпись на документах, предусматривающих подпись заявителя, контрагента или соответствующего должностного лица.
Учитывая, что в участии в конкурсном отборе может быть отказано в случае предоставления неполного пакета документов и документ, послуживший основанием для отказа в участии в конкурсном отборе ИП главы КФХ ФИО2, не является обязательным к представлению, вывод суда первой инстанции в части признания незаконным решения, изложенного в уведомлении об отказе в предоставлении государственной услуги от 12.10.2016, является обоснованным.
В то же время судом первой инстанции не учтено следующее.
Определением от 08.06.2017 суд привой интенции привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица – конкурсную комиссию Министерства сельского хозяйства КБР.
В резолютивной части решения суд обязал конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино- Балкарской Республике на 2015-2017 годы» и «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015-2017 годов» допустить индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 к участию в конкурсном отборе участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики» на основании поданной заявки и в соответствии с Порядком предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в 2016-2017 годах, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино- Балкарской Республики от «09» июня 2016 г. № 69.
Суд апелляционной инстанции полагает необоснованным привлечение конкурсной комиссии к участию в деле, так как в силу статьи 43 АПК РФ заинтересованным лицом в данном деле является Министерство сельского хозяйства КБР.
Конкурная комиссия по отбору начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи и проектов по строительству, реконструкции или модернизации, а также комплектации семейных животноводческих ферм на базе КФХ создается для определения участников государственной программы среди заявителей (раздел 7 Порядка).
Таким образом, конкурсная комиссия является создаваемой на временной основе комиссией по отбору претендентов для их участия в госпрограмме, состав комиссии может изменяться, юридическим лицом комиссия не является.
Учитывая изложенное, поскольку в правоотношениях по предоставлению грантов выступает Министерство сельского хозяйства КБР, а не конкурсная комиссия, создаваемая на временной основе, основания для обязания конкурсной комиссии допустить к участию в конкурсе предпринимателя у суда первой инстанции отсутствовали.
Согласно статье 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Правовая квалификация заявленным требованиям лежит на суде.
Изучив заявленные требования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, по сути, заявитель просит признать недействительным отказ в участие в конкурсном отборе, изложенный в уведомлении и обязать государственный орган в порядке статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения его прав.
Порядок и способ устранения определяется судом.
Поскольку рассмотрение заявок на участие в конкурсном отборе по существу относится к полномочиям конкурсной комиссии, которая, в свою очередь, не обладает полномочиями юридического лица и создана при Министерстве сельского хозяйства КБР, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя, суд апелляционной инстанции полагает необходимым обязать Министерство сельского хозяйства Кабардино- Балкарской Республики, в лице конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики рассмотреть по существу заявку индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 на предоставление субсидии.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.07.2017 подлежит изменению в части.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.07.2017 по делу № А20-7/2017 изменить в части.
Изменить третий и четвертый абзац резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции:
«Обязать Министерство сельского хозяйства Кабардино - Балкарской Республики, в лице конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики рассмотреть по существу заявку индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 на предоставление субсидии».
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Макарова
Судьи З.А. Бейтуганов
Н.Н. Годило