ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-10377/2017 от 26.07.2018 АС Северо-Западного округа

611/2018-37281(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.  Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года. 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Константинова П.Ю., судей Асмыковича А.В.,  Власовой М.Г., 

рассмотрев 26.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу федерального государственного учреждения «Морская инженерная  служба Балтийской военно-морской базы» (Войсковая часть 95013) г. Балтийск  на определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018  по делу № А21-10377/2017 (судья Кашина Т.А.), 

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Славянка», место нахождения: 129110, Москва,  пл. Суворовская., д. 2, стр. 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее –  Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к  федеральному государственному учреждению «Морская инженерная служба  Балтийской военно-морской базы» (Войсковая часть 95013) г. Балтийск, место  нахождения: 238520, <...> 

д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Учреждение), об обязании  принять автомобильную и специальную технику, переданную в безвозмездное  пользование, подписав соответствующие акты приема-передачи и передав эти  акты Обществу. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал   № 1 федерального казенного учреждения «Управление финансового  обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по  Калининградской области». 

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 20.03.2018  (судья Иванов С.А.) иск удовлетворен. 

Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось с  апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. 

Определением апелляционного суда от 04.05.2018 названная жалоба  оставлена без движения в связи с несоблюдением ее подателем положений  пункта 2 части 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ), а именно: к апелляционной жалобе не приложены  документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в  установленном порядке и размере, либо обоснованное, документально  подтвержденное ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты. 

В связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для  оставления жалобы без движения, определением Тринадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 30.05.2018 (судья Кашина Т.А.) апелляционная жалоба  возвращена ее подателю. 

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное  применение судом апелляционной инстанции норм процессуального права,  просит определение от 04.05.2018 отменить. 

По мнению подателя жалобы, у суда отсутствовали основания для  оставления апелляционной жалобы без движения, поскольку в силу положений  подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее – НК РФ) Учреждение, как созданный в целях обороны и безопасности  государства орган военного управления, освобождено от уплаты  государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. 

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы  извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное  заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения  жалобы в их отсутствие. 

Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции  норм права, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает обжалуемый  судебный акт подлежащим отмене на основании следующего. 

Статья 260 АПК РФ устанавливает требования к форме и содержанию  апелляционной жалобы. 

К апелляционной жалобе в обязательном порядке прилагаются  документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в  установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате  государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки,  рассрочки ее уплаты или уменьшении размера государственной пошлины 

(пункт 2 части 4 статьи 260 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 263 АПК РФ арбитражный суд  апелляционной инстанции, установив при рассмотрении вопроса о принятии  апелляционной жалобы к производству, что она подана с нарушением  требований, установленных статьей 260 Кодекса, выносит определение об  оставлении жалобы без движения. 

Определение об оставлении апелляционной жалобы без движения может  быть обжаловано. 

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты  государственной пошлины устанавливаются в соответствии с  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

Статьей 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате  государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые  установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты  государственной пошлины освобождаются прокуроры и иные органы,  обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в  случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или)  общественных интересов; государственные органы, органы местного  самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом  Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или  ответчиков. 

Поскольку согласно пункту 1 статьи 333.37 НК РФ указанные в нем  субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом,  они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче  апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре  в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об 


обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд (пункт 31  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине  при рассмотрении дел в арбитражных судах»). 

Как следует из пункта 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О  применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении  дел в арбитражных судах» судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1  статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях,  предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных  интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в  арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным  законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ). 

Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ  понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов  государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие  публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный  фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской  Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,  Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются  от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в  арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в  защиту государственных и (или) общественных интересов. 

Необходимо также учитывать, что если государственное или  муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного  органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в  арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и,  соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно  освобождается от уплаты государственной пошлины по делу. 

В соответствии с пунктами 2 и 4 Постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения  судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе  военнослужащих» к органам военного управления относятся Министерство  обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной  власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба,  центральные органы военного управления (командования, штабы, управления,  департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы  военного управления (военные комиссариаты, региональные центры,  комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений,  воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,  воинских формирований и органов. 

При решении вопроса об уплате органом военного управления  государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы,  предусмотренные НК РФ. Разрешая вопрос, относится ли орган военного  управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате  государственной пошлины, следует применять то значение понятия  государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли  законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях  обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам,  освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с  подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве  истцов (административных истцов) или ответчиков (административных  ответчиков). 


Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской  Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от  16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является  федеральным органом исполнительной власти и органом управления  Вооруженными Силами Российской Федерации. В структуру Министерства  обороны Российской Федерации кроме центральных органов военного  управления входят и иные подразделения. 

Таким образом, Учреждение является органом военного управления и,  следовательно, на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ  освобождено от уплаты государственной пошлины. 

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции  отсутствовали правовые основания для оставления без движения  апелляционной жалобы Учреждения по тому мотиву, что к ней не приложены  документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, либо  ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об  уменьшении размера государственной пошлины. 

Учитывая изложенное, определение от 04.05.2018 об оставлении  апелляционной жалобы без движения подлежит отмене. 

Руководствуясь статьями 286 – 290 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  04.05.2018 по делу № А21-10377/2017 отменить. 

Дело направить в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд для  рассмотрения вопроса о принятии апелляционной жалобы федерального  государственного учреждения «Морская инженерная служба Балтийской  военно-морской базы» (Войсковая часть 95013) г. Балтийск к производству. 

Председательствующий П.Ю. Константинов

Судьи А.В. Асмыкович 

М.Г. Власова