ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-1058/2021 от 05.05.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 мая 2022 года

Дело №

А21-1058/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,

рассмотрев 05.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РЦ-Гусев» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу           № А21-1058/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «РЦ-Гусев» (238050, Калининградская обл., г. Гусев, ул. Победы, д. 11А; ОГРН 1113926033858; ИНН 3902801212; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 6 и 7 постановления администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» (238055, Калининградская обл., г. Гусев,               ул. Ульяновых, д. 8; ОГРН 1143926002461; ИНН 3902802424; далее – Администрация) от 22.10.2020 № 903 «О передаче детских площадок и элементов благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов» (далее – Постановление № 903), а также о возложении на Администрацию обязанности исключить пункты 6 и 7 из указанного постановления.

Решением суда первой инстанции от 28.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с пунктом 1 Постановления № 903 элементы благоустройства – детские площадки, являющиеся муниципальной собственностью, расположенные на придомовых территориях многоквартирных домов согласно приложению № 1, подлежат передаче в собственность собственникам жилых помещений этих домов.

Согласно пунктам 6 и 7 Постановления № 903 управляющим организациям в срок до 01.12.2020 следует привести детские площадки в соответствие с ГОСТ и национальным стандартом Российской Федерации, а в случае их отказа от проведения работ – детские площадки подлежат демонтажу силами управляющих организаций, на подведомственных (придомовых) территориях многоквартирных домов которых расположены детские площадки.

Общество, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 11.06.2015 № 185, полагая, что пункты 6 и 7 Постановления № 903 незаконно возлагают на него обязательства финансового характера, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу об их неправомерности и необоснованности.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Как предусмотрено частью 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491).

В подпункте «ж» пункта 2 Правил № 491 указано, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая, в том числе  детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В данном случае, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании Постановления № 903 детские площадки, расположенные на придомовых территориях многоквартирных домов, переданы в состав общего имущества многоквартирных домов.

Исходя из того, что содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление домом, независимо от упоминания об этом в договоре управления домом или наличия решения общего собрания собственников помещений в жилом доме по вопросу выполнения таких обязанностей, суды пришли к выводу о том, что Общество несет ответственность за содержание указанных детских площадок в надлежащем состоянии.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии пунктов 6 и 7 Постановления № 903 упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Довод подателя жалобы о том, что при отсутствии актов приема-передачи в собственность собственникам жилых помещений многоквартирных домов детские площадки продолжают находиться в муниципальной собственности, по мнению суда кассационной инстанции правового значения не имеет, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для признания оспариваемых пунктов Постановления № 903 недействительными не является.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о применении к заявителю мер административно принуждения в связи с несоблюдением сроков выполнения мероприятий, предусмотренных Постановлением № 903, в деле отсутствуют.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу № А21-1058/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РЦ-Гусев» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «РЦ-Гусев» (238050, Калининградская обл., г. Гусев, ул. Победы, д. 11А; ОГРН 1113926033858; ИНН 3902801212) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 16.02.2022 № 209.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Е.А. Аникина

 Л.Б. Мунтян