ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-1268/18 от 30.10.2018 АС Северо-Западного округа

609/2018-53917(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В., 

рассмотрев 30.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного  суда Калининградской области от 17.04.2018 (судья Ефименко С.Г.) и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018  (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу № А21-1268/2018, 

у с т а н о в и л:

Муниципальное унитарное предприятие «Эксплуатирующая организация -  Янтарный» администрации муниципального образования «Янтарный городской  округ» (место нахождения: <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Предприятие) обратилось в  Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании  незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования по Калининградской области (место нахождения:  Калининград, ул. Офицерская, д. 6; ОГРН <***>; ИНН <***>;  далее – Управление) от 31.01.2018 № 04-07-2018 о привлечении заявителя к  административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

(далее – КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 17.04.2018 оспариваемое  постановление признано незаконным и отменено. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.07.2018 решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального права и на несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и  постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя  жалобы, совершенное Предприятием административное правонарушение не  может быть признано малозначительным. 

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,  надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного  разбирательства. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 


Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление на  основании сообщения, поступившего 01.12.2017 из Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области, провело  проверку соблюдения Предприятием законодательства о недрах, в ходе которой  выявило, что водозабор из артезианских скважин в границах муниципального  образования «Янтарный городской округ» в целях водоснабжения питьевой  водой населения и иных потребителей в 2017 году осуществлялся им в  отсутствие соответствующей лицензии. 

По выявленному факту пользования недрами без лицензии на пользование  недрами Управление составило в отношении Предприятия протокол от  17.01.2018 № 04-07-2018 об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, а постановлением от 31.01.2018   № 04-07-2018 признало его виновным в совершении данного административного  правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб. 

Предприятие не согласилось с привлечением к административной  ответственности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия  состава вмененного ему административного правонарушения, однако, признав  административное правонарушение малозначительным, заявление  удовлетворил. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции и оставил решение без изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации  физические лица, юридические лица приобретают право пользования  подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые  установлены законодательством о недрах. 

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 

«О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным  государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом,  удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в  определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение  установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных  условий. 

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 

 № 3314-1 утверждено Положение о порядке лицензирования пользования  недрами, пунктами 13.2 и 14.1 которого предусмотрено, что пользование  недрами для добычи подземных вод осуществляется в два этапа – владелец  лицензии ведет подготовку проекта использования недр и его согласование,  после чего осуществляет реализацию согласованного проекта. Проведение  работ, связанных с пользованием недрами, до согласования проекта  запрещается. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что Предприятие в границах муниципального образования «Янтарный городской  округ» в 2017 году осуществляло пользование недрами для добычи подземных  вод в отсутствие соответствующей лицензии. 

Административная ответственность за пользование недрами без лицензии  на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных 

статьей 7.5 КоАП РФ, установлена частью 1 статьи 7.3 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается 


виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,  за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской  Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным  лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Исходя из отсутствия в деле доказательств невозможности соблюдения  Предприятием требований законодательства Российской Федерации о недрах в  силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть  и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности,  суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного  правонарушения. 

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при  малозначительности совершенного административного правонарушения судья,  орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном  правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное  правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным  замечанием. 

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в  судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве  малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных  обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет  место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным  отношениям. 

В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций, оценив  фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и  степень его общественной опасности, исходя из отсутствия существенной  угрозы охраняемым общественным отношениям, пришли к выводу о  малозначительности совершенного Предприятием административного  правонарушения. Судебные акты содержат мотивы принятия такого решения. 

В силу пункта 18.1 указанного постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации оценка вывода арбитражного суда  первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии  существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из  совершенного лицом правонарушения и о возможности или невозможности  квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в  компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным  по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы  материального и процессуального права применены судами правильно,  кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств  дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.04.2018 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018  по делу № А21-1268/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу 


Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по
Калининградской области – без удовлетворения.

Председательствующий О.А. Алешкевич 

Судьи А.Г. Кудин

 С.В. Соколова