ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-145/2021 от 06.12.2021 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 декабря 2021 года

Дело №

А21-145/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,

при участии от государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» ФИО1 (доверенность от 11.01.2021),

рассмотрев 29.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2021 по делу № А21-145/2021,

у с т а н о в и л:

государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов», адрес: 236022, Калининград, Советский пр., д. 13, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление, антимонопольный орган), от 24.12.2020 № 039/06/67-1249/2020 и предписания от 24.12.2020 № 178-кс/2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «ФармХимГрупп», общество с ограниченной ответственностью «Ф-Фарм», государственное казенное учреждение «Калининградская областная фармацевтическая компания».

Решением суда первой инстанции от 12.04.2021 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

Постановлением апелляционного суда от 31.07.2021 решение 12.04.2021 отменено, решение Управления от 24.12.2020 № 039/06/67-1249/2020 и предписание от 24.12.2020 № 178-кс/2020 признаны недействительными.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 31.07.2021, оставить в силе решение от 12.04.2021.

По мнению подателя кассационной жалобы в первой части заявки ООО «ФармХимГрупп» представлена достаточная информация, необходимая для принятия решения о соответствии предлагаемого товара требованиям раздела 3 «Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об аукционе.

Представитель Учреждения в судебном заседании и в отзыве от 22.10.2021 возражал против доводов Управления, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.11.2020 Учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0335200014920003017, предметом которого является поставка лекарственных препаратов для медицинского применения международное непатентованное наименование (далее - МНН) «панкреатин» (далее - аукцион) и аукционная документация. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 584 711 руб. 40 коп.

Разделом 3 «Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об аукционе установлены требования и характеристики препарата. Заказчику к поставке требовалось, в том числе, лекарственный препарат МНН «панкреатин», включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и имеющий лекарственную форму «таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой» и/или «таблетки покрытые оболочкой» с дозировкой, концентрацией лекарственного препарата 25 ЕД (позиция 3 раздела 3).

Согласно протоколу от 07.12.2020 № 03352000140003017/1 комиссией рассмотрены заявки следующих участников: ООО «Волна» (идентификационный номер заявки 108785244), ООО «Ф-Фарм» (идентификационный номер заявки 108784348), ООО «ФармХимГрупп» (идентификационный номер заявки 108786942).

Единой комиссией Уполномоченного учреждения отказано в допуске к участию в Аукционе участникам с идентификационными номерами заявки - 108786942 (ООО «ФармХимГрупп») и 108784348 (ООО «Ф-Фарм») со ссылкой на положения пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), подпункта 5.1.4 пункта 5 раздела 1 «Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)», пункта 20 раздела 2 «Информационная карта аукциона в электронной форме», раздела 3 «Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об аукционе ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе.

В результате внеплановой проверки закупки, изучив первую часть заявки участника с идентификационным номером заявки - 108786942 (ООО «ФармХимГрупп»), а также заявку с идентификационным номером - 108785244 - ООО «Волна», антимонопольный орган пришел к выводу, что первая часть заявки ООО «ФармХимГрупп» содержала достаточную информацию, необходимую для принятия решения о соответствии предлагаемого товара требования раздела 3 «Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об аукционе, однако указанный участник не был допущен к участию в аукционе.

На основании изложенного Управлением было принято решение о признании заявителя нарушившим пункт 2 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ и выдаче предписания об устранении допущенных нарушений.

Не согласившись с решением и предписанием Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал в связи с тем, что решение антимонопольного органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, решение отменил. Признавая недействительными решение и предписание Управления апелляционный суд установил, что заявка участника закупки ООО «ФармХимГрупп» не соответствует требованиям позиции 3 Технического задания, а именно конкретным показателям товара, соответствующим значениям, установленным в документации об аукционе (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 66 Закона № 44-ФЗ), поскольку участник указал иную лекарственную форму препарата.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Управления подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон № 44-ФЗ.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиком любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (части 1, 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ одним их конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион (электронный аукцион).

При электронном аукционе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки, а также условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, содержащей правила описания объекта закупки.

Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).

В силу части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или представления недостоверной информации (пункт 1); несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).

В пункте 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380, указано, что при описании в документации о закупке заказчики, помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, указывают лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).

Судами установлено и из материалов дела усматривается, что согласно протоколу № 0335200014920003017/1 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 07.12.2020 ООО «ФармХимГрупп» и
ООО «Ф-Фарм» отказано в допуске к участию в аукционе ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе. В первой части заявки ООО «Ф-Фарм» по позиции 3 технического задания. «МНН: Панкреатин» участник закупки предлагает «торговое наименование: Панкреатин таблетки кишечнорастворимые, покрытые пленочной оболочкой 25 ЕД № 60», вместо требуемого документацией об аукционе «таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой и/или таблетки покрытые оболочкой 25 ЕД». В первой части заявки ООО «ФармХимГрупп» по позиции 3 технического задания «МНН: Панкреатин» участник закупки предлагает торговое наименование: Панкреатин таблетки кишечнорастворимые, покрытые пленочной оболочкой 25ЕД № 60 (контурная ячейковая упаковка)», вместо требуемого документацией об аукционе «таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой и/или таблетки покрытые оболочкой 25 ЕД».

Поскольку заявка ООО «Ф-Фарм» не соответствовала документации об аукционе она была правомерно отклонена Учреждением, а действия Учреждения в этой части были обоснованно признаны законными Управлением.

В указанной части судебные акты не обжалованы, кассационная жалоба не содержит возражений относительно указанного вывода суда первой инстанции.

В результате внеплановой проверки закупки комиссией Управления была изучена первая часть заявки участника ООО «ФармХимГрупп» и заявка победителя аукциона ООО «Волна», по итогам, которой антимонопольный орган установил, что производитель, указанный в заявке ООО «ФармХимГрупп», соответствует производителю, указанному в заявке ООО «Волна». Так, ООО «ФармХимГрупп» по позиции 3 раздела 3 «Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об Аукционе предложен к поставке лекарственный препарат с МНН: Панкреатин, торговое наименование: Панкреатин, в лекарственной форме «таблетки кишечнорастворимые, покрытые пленочной оболочкой», производителя
ПАО «Биосинтез», Российская Федерация, РУ: ЛСР-002032/08 (т. 1 л.д.125). Аналогичный препарат с указанием того же производителя содержится в первой части заявки ООО «Волна», допущенного комиссией Уполномоченного Учреждения к аукциону.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.07.2016 № 538н утвержден перечень наименований лекарственных форм лекарственных препаратов для медицинского применения.

Пунктом 29.14 указанного Перечня установлена лекарственная форма «кишечнорастворимые таблетки» - таблетки для приема внутрь с отсроченным высвобождением, покрытые специальной оболочкой или содержащие специальные вещества или полученные с использованием специальной технологии, которые обеспечивают устойчивость в желудочном соке (гастрорезистентность) и обычное высвобождение действующих веществ в кишечном соке. В случае если таблетки покрыты оболочкой, используют термин «таблетки кишечнорастворимые, покрытые оболочкой». В случае если таблетки покрыты пленочной оболочкой, используют термин «таблетки кишечнорастворимые, покрытые пленочной оболочкой».

В рассматриваемом случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, определяющим является свойство препарата «Панкреатин», такое как кишечная растворимость (высвобождение действующих веществ в кишечном соке).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, а также лекарственную форму с указанием дозировки лекарственного препарата и его количества в потребительской упаковке.

Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/), лекарственный препарат ТН: Панкреатин, производителя ПАО «Биосинтез» с лекарственной формой «таблетки кишечнорастворимые, покрытые пленочной оболочкой» включен в перечень ЖНВЛП (пункт 12 «Особые отметки» регистрационного досье).

Исходя из изложенного, Управлением сделан правомерный вывод о том, что в первой части заявки ООО «ФармХимГрупп» представлена достаточная информация, необходимая для принятия решения о соответствии предлагаемого товара требованиям раздела 3 «Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об аукционе.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение антимонопольного органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2021 по делу № А21-145/2021 отменить.

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.2021 по настоящему делу оставить в силе.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая