ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-1568/2021 от 28.02.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 февраля 2022 года

Дело №

А21-1568/2021

 Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе    председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,

 при участии от открытого акционерного общества «Завод ЖБИ-2»              Бернацкой Н.А. (доверенность от 18.01.2022),

 рассмотрев 21.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Завод ЖБИ-2» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу № А21-1568/2021,

у с т а н о в и л :

 Открытое акционерное общество «Завод ЖБИ-2», адрес: 236004, Калининград, Мукомольная ул., д. 14, ОГРН 1023901647692, ИНН 3903003199 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением                                к заместителю прокурора города Калининграда, адрес: 236029, Калининград, Советский пр., д. 13 (далее - Прокурор), о признании недействительным представления от 17.11.2020 № 88-03-2076-2020 «Об устранении нарушений требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Калининградской области, адрес: 236029, Калининград, ул. Горького,                       д. 4, ОГРН 1023901020582, ИНН 3906028635, и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям              и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС) по Калининградской области, адрес: 236029, Калининград, Озерная ул., д. 31, эт. 1, 2, 3, 4, 5, 6, помещение лит III из лит А, ОГРН 1043902848835, ИНН 3906129263.

Решением суда первой инстанции от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь               на то, что Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ, Закон о гражданской обороне) не предусмотрена безусловная обязанность по созданию защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) для всех организаций, имеющих категорию по гражданской обороне. Обязанность юридического лица обеспечить своих сотрудников ЗС ГО возникает только в случае продолжения его работы в военное время при наличия у него мобилизационного задания (заказа) и при условии расположения его на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне или в зоне возможного радиоактивного заражения. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Общество имеет мобилизационное задание, продолжает свою деятельность в военное время и расположено на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне или в зоне возможного радиоактивного заражения.

В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы.

Прокурор в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Прокурор и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой города Калининграда в сентябре - октябре 2020 года проведена проверка деятельности Общества по исполнению законодательства о ЗС ГО, предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций, по результатам которой  в адрес Общества Прокурором вынесено представление от 17.11.2020                            № 88-03-2076-2020.

Указанным представлением зафиксировано, что в нарушение части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне, статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994                        № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок                № 1309), Обществом не созданы объекты гражданской обороны, ЗС ГО для наибольшей работающей смены и предписано в месячный срок принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Общество, не согласившись с таким представлением, обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что поскольку Общество является организацией, отнесенной                  ко 2-й категории по гражданской обороне, оно в силу действующего законодательства в сфере гражданской обороны должно иметь ЗС ГО.

Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьями 1, 2 Закона о гражданской обороне гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в               историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 Закона № 28-ФЗ).

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (часть 1 статьи 4 Закона № 28-ФЗ).

Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Согласно статье 3 Закона о гражданской обороне правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы                     материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Порядком № 1309 определяется порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В силу пункта 2 Порядка № 1309 к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Убежище - ЗС ГО, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Убежища создаются в том числе для работников наибольшей работающей смен организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

В пункте 10 Порядка № 1309 установлено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 13 Порядка № 1309 в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Согласно пункту 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС от 14.11.2008 № 687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО, находящихся в ведении организаций; строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений.

В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО и их технических систем; приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых ЗС ГО с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.

Согласно пункту 7 Порядка № 1309 создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с МЧС.

На территории Калининградской области на основании пункта 7 Порядка                     № 1309 в 2016 году утвержден План гражданской обороны и защиты населения Калининградской области (секретный).

Общество не отрицает, что основным видом его деятельности является  производство изделий из бетона для использования в строительстве. 

Постановлением мэра города Калининграда от 28.11.2001 № 3744 «О порядке создания и сохранения объектов гражданской обороны на территории Калининграда» утвержден Порядок создания и сохранения объектов гражданской обороны на территории города Калининграда (далее - Порядок № 3744).

Порядок № 3744 разработан в соответствии с Законом о гражданской обороне и определяет правила создания и сохранения в мирное время, период мобилизации и военное время объектов гражданской обороны на территории города Калининграда.

Согласно пункту 2 Порядка № 3744 к объектам гражданской обороны относятся в том числе ЗС ГО на территории объектов экономики, предприятий и организаций Калининграда независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 3744 защитные сооружения и простейшие укрытия создаются для защиты в том числе работников наибольшей работающей смены организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016  № 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (далее - Правила № 804).

Пунктом 4 Правил № 804 определено, что показатели для отнесения организации к категориям по гражданской обороне устанавливает МЧС.

Согласно статье 1 Закона № 28-ФЗ территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Общество не отрицает, что располагается на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне».

Таким образом, суды двух инстанций заключили, что Общество, имеющее                   2-ю категорию по гражданской обороне (что признано самим Обществом в ответе               от 16.12.2020 исх. № 729 на представление) и наибольшую работающую смену, обязано иметь объекты гражданской обороны (убежище). В ходе проверки установлено, что на территории Общества отсутствуют ЗС ГО, договор на использование ЗС ГО в целях укрытия Общества с иными предприятиями (организациями) Общество не заключало.

Отсутствие плана, предусмотренного пунктом 7 Порядка № 1309, по созданию в Обществе убежища в мирное время не освобождает организацию от соблюдения требований в области гражданской обороны.

В целях исполнения представления Общество вправе обратиться к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности. Выполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов.

Прокуратура на момент выдачи представления не установила совершения Обществом достаточных, эффективных действий по соблюдению законодательства.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Калининграда от 29.04.2021 по делу № 2-812/2021 по иску прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц на Общество возложена обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства о ЗС ГО путем обеспечения Общества защитным сооружением, соответствующим предъявляемым требованиям и готовым к приему укрываемых.

Общество не отрицает, что прокуратура допускает не строительство Обществом убежища, а наличие у него договора с иными предприятиями (организациями) на использование ЗС ГО в целях укрытия работников Общества. Общество признало наличие паспорта убежища на защитное сооружение, находящееся на территории общества с ограниченной ответственностью «Балткерамзитстрой».

В ответе на представление Общество указало, что в стадии решения находится вопрос об организации ЗС ГО путем занятия (в случае необходимости) на территории близлежащих организаций. Кроме того, с учетом названного выше решения районного суда Общество не лишено возможности обратиться в прокуратуру за предоставлением нового (продлением) срока исполнения представления.

С учетом конкретных обстоятельств дела суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального  права судами не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.

Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020                № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                      Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

 решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021               по делу № А21-1568/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Завод ЖБИ-2» – без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

Л.Б. Мунтян