ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-1568/2021 от 28.02.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 февраля 2022 года

Дело №

А21-1568/2021

 Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе    председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,

 при участии от открытого акционерного общества «Завод ЖБИ-2»              ФИО1 (доверенность от 18.01.2022),

 рассмотрев 21.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Завод ЖБИ-2» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу № А21-1568/2021,

у с т а н о в и л :

 Открытое акционерное общество «Завод ЖБИ-2», адрес: 236004, Калининград, Мукомольная ул., д. 14, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением                                к заместителю прокурора города Калининграда, адрес: 236029, Калининград, Советский пр., д. 13 (далее - Прокурор), о признании недействительным представления от 17.11.2020 № 88-03-2076-2020 «Об устранении нарушений требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Калининградской области, адрес: 236029, Калининград, ул. Горького,                       д. 4, ОГРН <***>, ИНН <***>, и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям              и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС) по Калининградской области, адрес: 236029, Калининград, Озерная ул., д. 31, эт. 1, 2, 3, 4, 5, 6, помещение лит III из лит А, ОГРН <***>, ИНН <***>.

Решением суда первой инстанции от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь               на то, что Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ, Закон о гражданской обороне) не предусмотрена безусловная обязанность по созданию защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) для всех организаций, имеющих категорию по гражданской обороне. Обязанность юридического лица обеспечить своих сотрудников ЗС ГО возникает только в случае продолжения его работы в военное время при наличия у него мобилизационного задания (заказа) и при условии расположения его на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне или в зоне возможного радиоактивного заражения. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Общество имеет мобилизационное задание, продолжает свою деятельность в военное время и расположено на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне или в зоне возможного радиоактивного заражения.

В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы.

Прокурор в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Прокурор и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой города Калининграда в сентябре - октябре 2020 года проведена проверка деятельности Общества по исполнению законодательства о ЗС ГО, предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций, по результатам которой  в адрес Общества Прокурором вынесено представление от 17.11.2020                            № 88-03-2076-2020.

Указанным представлением зафиксировано, что в нарушение части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне, статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994                        № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок                № 1309), Обществом не созданы объекты гражданской обороны, ЗС ГО для наибольшей работающей смены и предписано в месячный срок принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Общество, не согласившись с таким представлением, обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что поскольку Общество является организацией, отнесенной                  ко 2-й категории по гражданской обороне, оно в силу действующего законодательства в сфере гражданской обороны должно иметь ЗС ГО.

Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьями 1, 2 Закона о гражданской обороне гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в               историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 Закона № 28-ФЗ).

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (часть 1 статьи 4 Закона № 28-ФЗ).

Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Согласно статье 3 Закона о гражданской обороне правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы                     материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Порядком № 1309 определяется порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В силу пункта 2 Порядка № 1309 к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Убежище - ЗС ГО, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Убежища создаются в том числе для работников наибольшей работающей смен организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

В пункте 10 Порядка № 1309 установлено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 13 Порядка № 1309 в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Согласно пункту 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС от 14.11.2008 № 687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО, находящихся в ведении организаций; строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений.

В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО и их технических систем; приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых ЗС ГО с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.

Согласно пункту 7 Порядка № 1309 создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с МЧС.

На территории Калининградской области на основании пункта 7 Порядка                     № 1309 в 2016 году утвержден План гражданской обороны и защиты населения Калининградской области (секретный).

Общество не отрицает, что основным видом его деятельности является  производство изделий из бетона для использования в строительстве. 

Постановлением мэра города Калининграда от 28.11.2001 № 3744 «О порядке создания и сохранения объектов гражданской обороны на территории Калининграда» утвержден Порядок создания и сохранения объектов гражданской обороны на территории города Калининграда (далее - Порядок № 3744).

Порядок № 3744 разработан в соответствии с Законом о гражданской обороне и определяет правила создания и сохранения в мирное время, период мобилизации и военное время объектов гражданской обороны на территории города Калининграда.

Согласно пункту 2 Порядка № 3744 к объектам гражданской обороны относятся в том числе ЗС ГО на территории объектов экономики, предприятий и организаций Калининграда независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 3744 защитные сооружения и простейшие укрытия создаются для защиты в том числе работников наибольшей работающей смены организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016  № 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (далее - Правила № 804).

Пунктом 4 Правил № 804 определено, что показатели для отнесения организации к категориям по гражданской обороне устанавливает МЧС.

Согласно статье 1 Закона № 28-ФЗ территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Общество не отрицает, что располагается на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне».

Таким образом, суды двух инстанций заключили, что Общество, имеющее                   2-ю категорию по гражданской обороне (что признано самим Обществом в ответе               от 16.12.2020 исх. № 729 на представление) и наибольшую работающую смену, обязано иметь объекты гражданской обороны (убежище). В ходе проверки установлено, что на территории Общества отсутствуют ЗС ГО, договор на использование ЗС ГО в целях укрытия Общества с иными предприятиями (организациями) Общество не заключало.

Отсутствие плана, предусмотренного пунктом 7 Порядка № 1309, по созданию в Обществе убежища в мирное время не освобождает организацию от соблюдения требований в области гражданской обороны.

В целях исполнения представления Общество вправе обратиться к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности. Выполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов.

Прокуратура на момент выдачи представления не установила совершения Обществом достаточных, эффективных действий по соблюдению законодательства.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Калининграда от 29.04.2021 по делу № 2-812/2021 по иску прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц на Общество возложена обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства о ЗС ГО путем обеспечения Общества защитным сооружением, соответствующим предъявляемым требованиям и готовым к приему укрываемых.

Общество не отрицает, что прокуратура допускает не строительство Обществом убежища, а наличие у него договора с иными предприятиями (организациями) на использование ЗС ГО в целях укрытия работников Общества. Общество признало наличие паспорта убежища на защитное сооружение, находящееся на территории общества с ограниченной ответственностью «Балткерамзитстрой».

В ответе на представление Общество указало, что в стадии решения находится вопрос об организации ЗС ГО путем занятия (в случае необходимости) на территории близлежащих организаций. Кроме того, с учетом названного выше решения районного суда Общество не лишено возможности обратиться в прокуратуру за предоставлением нового (продлением) срока исполнения представления.

С учетом конкретных обстоятельств дела суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального  права судами не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.

Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020                № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                      Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

 решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021               по делу № А21-1568/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Завод ЖБИ-2» – без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

Л.Б. Мунтян