ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-2381/14 от 18.03.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 марта 2015 года

Дело №

А21-2381/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А.,          Соколовой С.В.,

рассмотрев 18.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Калининграде (межрайонного) на решение Арбитражного суда города Калининградской области от 02.07.2014 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Горбачева О.В.) по делу № А21-2381/2014,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ЮКОН», место нахождения: 236001, г. Калининград, ул. Миклухо-Маклая, д. 10/14, ОГРН 1053903340787,            ИНН 3906145917, (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное), место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. 9 Апреля, д. 32 а, (далее – Управление) о признании утратившим возможность взыскания задолженности за период с 2002 по 2009 год включительно по:

-страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 83 886 руб.;

-пени по страховой части на обязательное пенсионное страхование в размере 45 368 руб. 19 коп.

-страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 42 142 руб.;

-пени по накопительной части на обязательное пенсионное страхование в размере 22 582 руб. 98 коп.

Решением суда первой инстанции от 02.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.11.2014, заявление удовлетворено частично. Суд признал Управление утратившим возможность принудительного взыскания с ООО «ЮКОН» задолженности за период с 2002 по 2009 год включительно по:

-страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 40 654 руб.;

-пени по страховой части на обязательное пенсионное страхование в размере 45 368руб. 19 коп.

-страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 19 692 руб.;

-пени по накопительной части на обязательное пенсионное страхование в размере 22 582 руб. 98 коп.

В остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить в части признания Управления утратившим возможность принудительного взыскания задолженности в общей сумме 128 297 руб. 17 коп., в заявленных требованиях в этой части отказать. По мнению подателя жалобы, судами обеих инстанций не дана соответствующая оценка доводам Управления о том, что до 01.01.2010 взыскание задолженности осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ). Кроме того, истечение сроков совершения исполнительных действий не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

В отзыве Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.

Как следует из материалов дела, 14.02.2014 Обществом была получена справка № 049 003 14 СР 0005522 о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, согласно которой задолженность Общества по страховым взносам за 2002-2009 годы составила 83 886 руб. на выплату страховой части трудовой пенсии, 45 368 руб. 19 коп. пени по страховой части; 42 142 руб. на выплату накопительной части трудовой пенсии, 22 582 руб. 98 коп. пени по накопительной части, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления в части задолженности по страховым взносам в размере 65 682 руб., поскольку указанная сумма, из которой 43 232 руб. по страховой части, 22 450 руб. по накопительной части, взыскана с Общества в судебном порядке в рамках дела № А21-11709/2009.

Вместе с тем суды обеих инстанций удовлетворили заявленные требования в части задолженности за 2007-2009 годы в общей сумме 128 297 руб. 17 коп., посчитав, что Управлением утрачена возможность принудительного взыскания спорной задолженности, в связи с чем такая задолженность может быть списана на основании вступившего в законную силу решения суда.

В силу пункта 7 части 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов.

Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов.

Неполная либо не соответствующая действительности информация о задолженности по страховым взносам, числящейся за плательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» (в редакции Постановления Правительства от 23.05.2013 № 431) предусмотрено, что суммы страховых взносов, подлежат списанию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

При этом судами обеих инстанций к спорным правоотношениям правомерно применен пункт 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в силу аналогичного правового регулирования порядка списания безнадежной задолженности по налогам и по страховым взносам.

Порядок взыскания задолженности по страховым взносам регулируется Законом № 212-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 18 Закона № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

В силу пункта 3 статьи 19 Закона № 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Пунктом 14 статьи 19 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 20 Закона № 212-ФЗ определено, что в таком случае орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, предусмотренные статьями 19 и 20 Закона № 212-ФЗ меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя - представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.

Взыскание недоимки осуществляется вначале за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. При этом решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. При непринятии решения о взыскании денежных средств в двухмесячный срок фонд может взыскать их, только обратившись в суд.

Судами обеих инстанций установлено, материалами дела подтверждается и подателем жалобы не оспаривается, что Управление не принимало мер для получения сведений о счетах Общества и не выносило решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банках, ссылаясь при этом на отсутствие у него информации о счетах плательщика.

При таких обстоятельствах следует признать регламентированную Законом № 212-ФЗ процедуру принудительного взыскания задолженности нарушенной.

В кассационной жалобе Управление настаивает, что процедура взыскания с Общества задолженности по страховым взносам проводилась в 2007 – 2009 годах исключительно в рамках действовавшего на тот момент законодательства, а именно: в соответствии со статьями 25 и 25.1 Закона № 167-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010.

Согласно пункту 1 статьи 25.1 Закона № 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В соответствии пунктом 5 указанной статьи в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В силу пункта 14 указанной статьи решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 15 статьи 25.1 Закона № 167-ФЗ).

Данный довод подателя жалобы обоснованно отклонен судами обеих инстанций, поскольку с момента возбуждения исполнительных производств прошло более четырех лет, что подателем жалобы не оспаривается. При этом в материалы не представлены доказательства, свидетельствующие об осуществлении судебными приставами-исполнителями в настоящее время мер по взысканию в рамках исполнительных производств.

Более того, в силу пункта 2 статьи 60 Закона № 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

При таких обстоятельствах судами обеих инстанций сделан правильный вывод об утрате Управлением возможности принудительного взыскания с Общества задолженности в размере 40 654 руб. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере 19 692 руб. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В части возможности принудительного взыскания пеней судами обеих инстанций обоснованно указано, что пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате задолженности, возможность взыскания которой утрачена.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу № А21-2381/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Калининграде (межрайонного) – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Журавлева

Судьи

Н.А. Морозова

С.В. Соколова