ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-3381/2022 от 07.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 сентября 2022 года

Дело №А21-3381/2022

Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2022 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21728/2022) общества с ограниченной ответственностью "Дом - Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2022 по делу № А21-3381/2022 (судья Залужная Ю.Д.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом - Сервис"

к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области

об оспаривании постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 26.08.2021 (далее - Министерство, административный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №699/2021, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 2 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее – КоАП КО).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 06.06.2022, вынесенным в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Обществу отказано. Мотивированное решение изготовлено судом 23.06.2022.

Не согласившись с вынесенным решением суда, и ссылаясь на нарушение судом первой инстанции при вынесении судебного акта норм материального права, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 23.06.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на нарушение Министерством процедуры привлечения Общества к административной ответственности; нарушены положения статьи 1 статьи 29.7 КоАП РФ и части 1 статьи 29.11 КоАП РФ; Обществу не были разъяснены права и обязанности, что подтверждается отсутствием расписки в материалах административного дела, и административным органом не была оглашена резолютивная часть постановления на дату его принятия (26.08.2021). Оспариваемое постановление направлено Обществу только 26.03.2022.

По мнению подателя жалобы, установить порядок соблюдения Министерством положений статьи 4.5 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления невозможно, поскольку отсутствует дата оглашения резолютивной части оспариваемого постановления и дата изготовления постановления в полном объеме.

Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения.

Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период времени с 13 час. 11 мин. 30.07.2021 года по 11 час. 33 мин. 05.08.2021 ООО "Дом-Сервис", в нарушении требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории городского округа, являясь ответственным за осуществление работ по уборке площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по улице Маршала Новикова в г. Калининграде, в районе д. 21-23, не приняло должных мер по организации уборки основной территории от ТКО, не обеспечило надлежащее санитарное состояние основной территории, а также нарушило, установленную правилами благоустройства территории городского округа периодичность проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ (основная территория захламлена мусором, в результате чего образовались навалы мусора), чем является нарушением п.п. 1.3, 2.8, 2.8.4, 2.9, 11.5 и 11.5.1 «Правил благоустройства территории ГО «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов ГО «Город Калининград» № 182 от 30.07.2021 и квалифицировано Министерством по абзацу 2 части 1 статьи 73 КоАП КО.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении ООО "Дом – Сервис" протокола от 12.08.2021 №699/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО.

К протоколу от 12.08.2021 №699/2021 Министерством составлена фототаблица от 30.07.2021 и от 05.08.2021.

Постановлением Министерства от 26.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №699/2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО, наказание назначено в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда в связи со следующим.

Абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО установлена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ.

Решением городского Совета депутатов ГО «Город Калининград» №182 от 30.07.2021 утверждены «Правила благоустройства территории ГО «Город Калининград» (далее – Правила).

Согласно пункту 2.8. Правил ответственными за содержание городских территорий и элементов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются:

2.8.4. На контейнерной (бункерной) площадке, расположенной на территории общего пользования, и прилегающей к ней территории, - лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации управление общим имуществом и содержание общего имущества многоквартирных домов, в которых располагаются источники образования твердых коммунальных отходов, складируемых на данных площадках согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа «Город Калининград», на основании соглашения (договора) с уполномоченным администрацией городского округа «Город Калининград» лицом;

Пунктом 2.9 Правил установлено, что правообладатели основных и прилегающих территорий, иные лица, которым в установленном действующим законодательством порядке переданы обязанности по содержанию территорий, а также расположенных на них объектов и элементов благоустройства, обязаны:

2. 9. 5. Складировать отходы только в специально отведенных местах накопления ТКО (на контейнерных площадках), включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО, обеспечивать надлежащее состояние места (площадки) накопления ТКО;

Пунктом 11.5 Правил установлен порядок уборки иных городских территорий.

11.5.1. Уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна проводиться до 9 часов с соблюдением санитарных норм допустимого уровня шума. Кроме того, выполняется дополнительная уборка городских территорий с 13 до 15 часов в местах массового пребывания людей путем проведения работ по уборке мусора из урн и подметанию вручную территории остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта (при необходимости).

Из материалов дела следует, что Соглашением о передаче места (площадки) накопления ТКО №79 от 11.01.2019 установлено, что ответственным за осуществление ежедневной уборки площадки для накопления ТКО в районе д. 21-23 по ул. Маршала Новикова в г. Калилинграде является в период с 16.07.2021 по 31.12.2021 ежегодно – ООО "Дом – Сервис".

В материалах дела об административном правонарушении имеются фототаблицы от 30.07.2022 от 05.08.2022, которые подтверждают факт того, что на земельном участке основной территории площадки для накопления ТКО по ул.Маршала Новикова, д.21-23 в г.Калининграде имеются множество отходов производства и потребления, периодичность уборки не выполнялась, факт совершения Обществом вменяемого правонарушения подтвержден материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

Доказательства невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил №182 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, равно как и доказательства того, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил №182 в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая охраняемые общественные отношения, на которые посягает совершенное Обществом правонарушение, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Пунктом 1 статьи 29.11. КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Из оспариваемого постановления следует, что резолютивная часть постановления оглашена в присутствии представителя Общества 26.08.2021, в полном объеме постановление изготовлено 26.08.2021, то есть в установленный КоАП РФ срок. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Довод подателя жалобы о том, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, не были разъяснены права, опровергается материалами административного дела, поскольку в протоколе об административном правонарушении от 12.08.2021 прописаны права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности под которым имеется подпись представителя Общества, действующего на основании доверенности.

Также отклоняются доводы Общества о том, что не представляется возможным установить порядок соблюдения Министерством положений статьи 4.5 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления, поскольку отсутствует дата оглашения резолютивной части оспариваемого постановления и дата изготовления постановления в полном объеме.

Наказание назначено Обществу в пределах санкции части 1 статьи 73 КоАП КО. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления не имеется.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 июня 2022 года по делу № А21-3381/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом - Сервис" – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

О.В. Фуркало