АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06 мая 2015 года | Дело № | А21-4273/2014 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., рассмотрев 27.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калиниградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 (судьи Есипова О.И., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу № А21-4273/2014, у с т а н о в и л: Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства «Калининградтеплосеть» место нахождения: 236022 <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - заявитель, Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным пункта 4 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области место нахождения: 236022, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - заинтересованное лицо, Управление), об устранении выявленного нарушения от 24.02.2014 № П-ПД-39-02/0003, выданного заявителю. Решением суда от 25.07.2014 в удовлетворении заявленных требований Предприятию отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2014 решение суда от 25.07.2015 отменено, требования заявителя удовлетворены в полном объеме. С Управления в пользу Предприятия взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций. В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.04.2015 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 15 час. 15 мин. 27.04.2015. Информация об отложении судебного разбирательства размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с учетом ходатайства Управления о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как установлено судами на основании материалов дела, в связи с обращением ФИО1 по требованию исполняющего обязанности прокурора Калининградской области от 06.02.2014 № 7-22/31-2014/98 на основании приказа руководителя Управления от 17.02.2014 № 25-нд в период с 18.02.2014 по 24.02.2014 в отношении Предприятия проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлось соблюдение обязательных требований в сфере обработки персональных данных. В справке к акту проверки указано, что Предприятием 19.12.2013 передан электронный реестр, содержащий персональные данные ФИО1, а также других должников (всего сведения по 18 137 лицевым счетам), в том числе фамилии, имена, отчества, адреса, период долга, список проживающих, площадь и тип жилья, сумма задолженности на электронный адрес ООО «Линдорфф». Данные об изменении по лицевым счетам должников передаются в ООО «Линдорфф» ежемесячно. При этом договор оказания услуг Предприятием с ФИО1 не заключен, согласия на обработку (в том числе передачу третьим лицам) его персональных данных не представлено. Выявленные в ходе проверки нарушения содержатся в акте проверки от 24.02.2014 № А-ПД-39-02/0003. Как отражено в названном акте, Предприятием нарушены требования части 3 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ), выразившееся в поручении Предприятием иным лицам (ООО «ЭйБиСи Финанс», ООО «Линдорфф») осуществления обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных. В связи с этим 24.02.2014 Предприятию выдано предписание № П-ПД-39-02/0003, в пункте 4 которого указано на нарушение заявителем части 3 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, выразившееся в поручении Предприятием иному лицу (ООО «ЭйБиСи Финанс», ООО «Линдорфф») осуществлять обработку персональных данных без согласия субъектов персональных данных и на необходимость устранить указанное нарушение в срок до 24.03.2014. Предприятие оспорило пункт 4 названного предписания в Арбитражный суд Калининградской области. Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что данные о жильцах переданы Предприятием в целях исполнения агентских договоров, а не в целях исполнения договора, заключенного Предприятием с гражданами. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что переданная ООО «ЭйБиСи Финанс» информация необходима исключительно для исполнения договора в целях принятия мер по взысканию задолженности по уплате с лиц, которым на основании части 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации Предприятие оказало услуги теплоснабжения. Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующему. По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и(или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом № 152-ФЗ. Согласно статье 3 Закона № 152-ФЗ персональные данные, это любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и(или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. В соответствии со статьей 2 Закона № 152-ФЗ, целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. Согласно пункту 1 названного Перечня к таким сведениям в частности относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. Как установлено пунктами 1 и 4 статьи 9 Закона № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона № 152-ФЗ оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. Как установлено пунктом 5 статьи 3 Закона № 152-ФЗ под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Согласно пунктам 5 и 7 статьи 6 Закона № 152-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения агентского договора) допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных в случаях, когда: обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем, по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем; обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных. Как установлено судами на основании материалов дела, 01.12.2013 Предприятие (Принципал) и ООО «ЭйБиСи Финанс» (Агент) заключили агентский договор № 15/01-1-0757 (далее - Договор), которым ООО «ЭйБиСи Финанс» поручено от имени и за счет Предприятия проводить мероприятия по взысканию с должников задолженности за оказанные услуги по отоплению и горячему водоснабжению (пункты 2.1, 2.2 Договора), обрабатывать персональные данные должников с соблюдением конфиденциальности и безопасности, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ (пункты 2.5, 3.1.8 Договора). ООО «ЭйБиСи Финанс» заключило с ООО «Линдорфф» субагентский договор для исполнения своих обязательств по договору С Предприятием (пункт 2.3.2 Договора, договор от 20.06.2013 № 397/01-2-0613). Суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела указанным выше договорам, и пришел к обоснованному выводу о том, что у ООО «ЭйБиСи Финанс», действующего на основании агентского договора, а также у ООО «Линдорфф», действующего на основании субагентского договора, не возникает в силу части 1 статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самостоятельных правоотношений с субъектами персональных данных, поскольку они действуют от имени Предприятия. Переданная ООО «ЭйБиСи Финанс» информация необходима исключительно для исполнения договора в целях принятия мер по взысканию с лиц, которым в силу части 1 статьи 540 ГК РФ Предприятием были оказаны услуги по теплоснабжению, задолженности за их предоставление. В пункте 3.1.8 договора предусмотрена обязанность агента по соблюдению конфиденциальности передаваемых в рамках договора персональных данных и обеспечение безопасности при их обработке, а также принятия необходимых правовых, организационных и технических мер для защиты персональных данных от неправомерных действий в отношении персональных данных. Таким образом, поскольку в силу пунктов 5 и 7 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ согласие субъекта персональных данных на обработку персональных не требуется, если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, то применительно к рассматриваемому делу - предоставление информации агенту по агентскому договору, действующему от имени Предприятия, не может являться раскрытием персональных данных неопределенному кругу - лиц, поскольку круг лиц, которым предоставляется информация ограничен договором. Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, в данном случае информация для ведения досудебного урегулирования вопросов погашения задолженности по коммунальным услугам была предоставлена Предприятием только для определенной цели - принятия мер по погашению задолженности населения за предоставленные заявителем услуги. Доказательства раскрытия заявителем или распространения персональных данных постороннему, неопределенному кругу лиц, действующему не в интересах Предприятия, отсутствуют. Кроме того, в силу части 4 статьи 6 Закона № 152-ФЗ лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручения оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый пункт предписания ущемляет права и интересы Предприятия на предъявление абоненту требования об исполнении принятых на себя по договору теплоснабжения обязательств, поскольку ограничивает его права непосредственным участием сотрудников заявителя в досудебном урегулировании спора. При установленных обстоятельствах, правомерность вменения предприятию нарушения части 3 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, выразившееся в поручении иным лицам осуществлять обработку персональных данных без согласия субъектов персональных данных, указанного в предписании Управления, суд апелляционной инстанции обоснованно счел не доказанной. Довод жалобы со ссылкой на судебный акт, вынесенный мировым судом г. Калининграда по делу № 5-311/2014 не может быть воспринят судом кассационной инстанции, поскольку вопрос законности оспариваемого пункта предписания не был разрешен в рамках данного дела, Предприятие привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания. Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции не имеется. Руководствуясь статьями 286-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу № А21-4273/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.А. Самсонова | |||
Судьи | О.А. Алешкевич А.Г. Кудин | |||