ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-4292/20 от 31.03.2021 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 марта 2021 года

Дело №

А21-4292/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Технобалт» Лузана А.В. (доверенность от 01.03.2021),

рассмотрев 24.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Технобалт» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020 по делу                           № А21-4292/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Технобалт», адрес: 236005, Калининград, Камская ул., д.62, ОГРН 1023902298342, ИНН 3917014176 (далее – ООО «Технобалт», Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства природных ресурсов и экологи Калининградской области, адрес: 236022, Калининград, ул. Дм. Донского, д. 7А, ОГРН 1153926037165,                ИНН 3906976260 (далее - Министерство) от 19.03.2020 № 22 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Решением суда от 31.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2020, Обществу в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе и дополнении к ней Общество просит отменить судебные акты и признать незаконным оспариваемое предписание, поскольку в силу пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон                     № 7-ФЗ), согласно которому нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. В обоснование своих доводов податель жалобы обратил внимание на погрешность выводов экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному Федеральному округу» -ГАУ КО «Экологический центр «ЕКАТ- Калининград»(далее- Экологический центр) от 12.03.2020 № 3-в.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.

Представители Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). Министерство изложило  свою позицию в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, в процессе своей хозяйственной деятельности ООО «Технобалт» осуществляет сброс сточных вод в водный объект (канал без названия).

Общество разработало Программу производственного экологического контроля, утвержденную исполнительным директором 14.06.2018.

Согласно выданному Министерством свидетельству о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 13.01.2017 № AO4JRCE3 -  Общество является объектом III категории.

Министерство на основании приказа от 06.02.2020 № 03-ПР в отношении Общества провело внеплановую выездную проверку, в ходе которой по проведенным отборам сбрасываемых сточных вод Экологическим центром выявлено в сбрасываемых Обществом через выпуск № 2 в водный объект (канал без названия) сточных водах фактическое значение нитрит-иона - в 2,1 раза, фосфат-иона – в 1,8 раза, железа – в 6,2 раза, марганца – в 14 раз, меди – в 4,4 раза, цинка – в 2,9 раза, превышающие норматив предельно- допустимую концентрацию (ПДК), установленную приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее - Приказ Минсельхоза № 552), о чем составлено экспертное заключение от 12.03.2020 № 3-в.

Означенные показатели зафиксированы в акте проверки от 19.03.2020       № 03-ПР.

В связи с выявлением указанных нарушений 19.03.2020 Министерство выдало Обществу предписание № 22 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым Общество в срок до 19.06.2020 должно устранить нарушения, в том числе часть 6 статьи 56 Водного кодекса РФ (далее - Водный кодекс), для чего – довести фактическое содержание загрязняющих веществ в указанных выше сточных водах до нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза № 552, подтвердить устранение нарушения лабораторными исследованиями сточных вод на соответствие установленным нормативам предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Не согласившись с означенным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, признав, что у Министерства имелись правовые и фактические основания для выдачи Обществу оспариваемого предписания.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции  не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

В силу пункта 2 статьи 3 Водного кодекса одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (пункт 17 статьи 1 Водного кодекса).

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Водного кодекса при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с названным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 названного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 60 Водного кодекса при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 21 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1 статьи 23 Закона № 7-ФЗ в редакции действующей на момент проверки).

Как следует из отзыва Министерства, Общество в соответствии с решениями о предоставлении водных объектов в пользование от 05.04.2019                      № 39-01.01.00.002-ОРСБХ-С-2019-01455/00 и от 05.04.2019 № 39-01.01.00.002-К-РСБХ-С-2019-01456/00 является водопользователем и осуществляет сброс сточных вод в озеро Камское и в канал без названия, впадающим в озеро.

Суды удостоверились в том, что согласно свидетельству от 13.01.2017 о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, площадка Общества, расположенная по адресу: Калининград, ул. Камская, 62, относится к III категории.

Доводы Общества о том, что в рассматриваемом случае действующее законодательство не возлагает на субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность и эксплуатирующий объект III категории, обязанность по соблюдению концентрации загрязняющих веществ в качестве самостоятельного норматива, признаны судами несостоятельными, поскольку рассматриваемые правоотношения регулируются нормами Водного кодекса, которым установлены нормативы допустимого воздействия на водные объекты и выдача разрешений на пользование водными объектами.

Действительно, согласно пункту 4 статьи 22 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Между тем согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В соответствии со статьей 37 Водного кодекса сброс сточных вод является одной из форм водопользования.

Частью 1 статьи 35 Водного кодекса установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Кодекса).

         Водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами (пункт 5 части 2 статьи 39 Кодекса).

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены Приказом Минсельхоза № 552.

В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема и забора (изъятия) из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 № 205 определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод должно производиться с периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных и (или) дренажных вод.

Факт превышения ПДК в сточных водах, а именно: фактическое значение нитрит-иона - в 2,1 раза, фосфат-иона – в 1,8 раза, железа – в 6,2 раза, марганца – в 14 раз, меди – в 4,4 раза, цинка – в 2,9 раза, подтверждается экспертным заключением от 12.03.2020 № 3-в.

Такое превышение ПДК установлено относительно нормативов, регламентированных в Приказе Минсельхоза № 552; при этом, некорректное исчисление экспертом двух показателей (нитрит-иона и формат-иона) не ставит под сомнение результаты и выводы всего экспертного заключения.

В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

        При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса).

С учетом поименованного прямого запрета, Общество обязано соблюдать нормативы допустимых сбросов, устанавливаемые в соответствии с нормами Водного кодекса, имеющими приоритет по отношению к нормам законодательства в области охраны окружающей среды при регулировании отношений по использованию и охране водных объектов.

Суды обоснованно признали требование Министерства о необходимости снижения названных в заключении показателей основанными на законе и фактических обстоятельствах.

Поскольку согласно оспариваемому предписанию Общество должно довести фактическое содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых им сточных водах до нормативов ПДК загрязняющих веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза № 552 (т.е. строгого соблюдать требования действующего законодательства), такая редакция предписания не нарушает права Общества в сфере его предпринимательской и иной деятельности.

Каких-либо существенных нарушений, допущенных Министерством при проведении проверки и вынесении оспариваемого предписания, судами не выявлено.

Изложенные в кассационной жалобе доводы, бывшие предметом исследования в судах, направлены по существу на иную оценку установленных судами обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2020  и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020  по делу № А21-4292/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Технобалт» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин