ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-4400/2023 от 30.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 февраля 2024 года

Дело №А21-4400/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 09.01.2024,

ФИО3 по доверенности от 16.11.2023

от заинтересованного лица: ФИО4 по доверенности от 09.03.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38829/2023) МУП "Радуга" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2023 по делу № А21-4400/2023, принятое

по заявлению МУП "Радуга"

к Северо-Западному межрегиональному управлению Росприроднадзора

об оспаривании решения

установил:

Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» «Радуга» (ОГРН <***>, 238210, <...>, далее – заявитель, Предприятие, МУП «Радуга») обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – СЗМУ Росприроднадзора, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения, изложенного в письме № 05-24/2533 от 07.02.2023, о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов – полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области.

Решением от 26.09.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, МУП «Радуга» обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на то, что направление Отчета на бумажном носителе не противоречит действующему законодательству, в том числе пункту 4 Порядка № 1030; перечень оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду установлен пунктом 11 Положения № 467. Кроме того, предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденные приказом Управления от 11.12.2018 №145-Н, на момент подачи отчета не действовали, Управлением выдано новое разрешение на выбросы от 01.03.2022 № 65-П. В табл. 4.1 Отчета допущена опечатка в части указания вместо «диоксида азота» - «оксид углерода». Судом не оценены производственные процессы, в результате которых в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества: бензин, керосин, пыль неорганическая. В материалах дела №А21-15009/2022 отсутствуют доказательства того, что присутствие загрязняющих веществ в пробах подземных вод является следствием деятельности Предприятия. Кроме того мониторинг объекта осуществлен Предприятием после проведения проверки, по результатам которой составлен акт №04-24 от 23.05.2022.

В судебном заседании представители МУП «Радуга» поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Управление 07.02.2023 рассмотрело представленный письмом МУП «Радуга» от 13.01.2023 № 09 «Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов - полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2022 год» (далее - Отчет).

По результатам рассмотрения отчета заявителю направлен ответ № 05-24/2533 от 07.02.2023, согласно которому в соответствии с пунктом 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства России от 26.05.2016 № 467, Управлением принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области.

Не согласившись с выводами Управления, изложенными в письме № 05-24/2533 от 07.02.2023, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467), исключение НВОС объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 (далее – Порядок №1030).

В соответствии с пунктом 7 Положения № 467 Отчет оформляется на бумажном носителе в 2-х экземплярах, один из которых хранится у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а 2-й экземпляр отчета вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов.

В нарушение указанного требования, Отчет представлен в Управление на бумажном носителе без приложения его электронной версии на электронном носителе.

Пункт 4 Порядка № 1030, на который ссылается МУП «Радуга», не противоречит пункту 7 Положения № 467, а лишь устанавливает дополнительные требования к представляемой отчетности.

Согласно пункту 14 Порядка № 1030 при разработке программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Программа мониторинга), в частности раздела «Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду», должны учитываться данные, характеризующие непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов.

Приказом Управления от 11.12.2018 № 145-Н для МУП «Радуга» по полигону ТКО «Ельняки» утверждены предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основании которых выдано разрешение от 12.11.2018 № 65 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данные документы содержат перечень загрязняющих веществ, подлежащих нормированию и государственному учету. Однако в Отчете МУП «Радуга» не учитывает в полной мере непосредственное воздействие эксплуатируемого полигона на атмосферный воздух.

Кроме того, в результате сопоставления изложенной в Отчете информации с имеющимися в управлении данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории ОРО МУП «Радуга» и в пределах его воздействия на окружающую среду, по результатам внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Радуга» (акт проверки № 04-24 от 23.05.2022) установлено, что МУП «Радуга» не осуществляет меры по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками - концентрация загрязняющих веществ: хлорид-ион, ионы аммония, нитрат-ион, железо, свинец в пробах, отобранных из скважины № 2, а также: ионы аммония, нитрат-ион, железо, кадмий, свинец в пробах, отобранных из скважины № 1 превышают установленные ПДК.

Кроме того, концентрация загрязняющих веществ БПКполн, железо, свинец в пробах, отобранных из скважины № 2 (расположена ниже по потоку грунтовых вод) превышают концентрации этих загрязняющих веществ в пробах, отобранных из скважины № 1 (расположена выше по потоку грунтовых вод).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» в рамках выполнения заявки Управления в отношении МУП «Радуга» по результатам произведенного отбора проб почвы предоставило экспертное заключение № 11-01-23-ЭА от 11.01.2023, проведенное по результатам исследований, согласно которому установлены значительные превышения концентраций загрязняющих веществ по всем 8 отобранным пробам почвы, в том числе по следующим показателям: бензаперен, кобальт, медь, хром, цинк, нитрит-ион, нефтепродукты.

На стр. 41-42 отчета указаны мероприятия, которые осуществляются и планируются в качестве мер по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды в области охраны подземных и поверхностных вод: контроль стабильной работы обводных канав и сбор фильтрата и передача по мере накопления на очистные сооружения.

Согласно п. 1.34 «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России 02.11.1996) выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод. Отобранные пробы исследуются в том числе и на санитарно-химические показатели. Однако данная информация в отчёте отсутствует.

Согласно п 4.6.1 ГОСТа Р 56060-2014 «Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.07.2014 № 709-ст, мониторинг должен обеспечивать сбор полной информации о процессе образования фильтрата внутри полигона и под полигоном. Данная информация отсутствует в отчете.

Согласно акту внеплановой выездной проверки от 23.05.2022 № 04-24 в ходе внеплановой проверки МУП «Радуга», проводившейся в отношении МУП «Радуга» в апреле-мае 2022 г., Управлением с привлечением филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу» - «ЦЛАТИ по Калининградской области» произведен отбор проб почвы (протокол отбора проб от 21.04.2022 № 00207), по результатам исследований которых установлены превышения концентраций загрязняющих веществ над установленными нормативами качества почв (экспертное заключение от 16.05.2022 № 11-33-22-ЭА).

МУП «Радуга» обжалованы в арбитражном суде результаты и выводы внеплановой выездной проверки от 23.05.2022 № 04-24 МУП «Радуга», а также предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, связанных с оказываемым негативным воздействием на окружающую среду объекта размещения отходов. Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу № А21-15009/2022 от 24.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.07.2023, в удовлетворении требований МУП «Радуга» отказано.

Установленные в 2022 году обстоятельства, связанные с негативным воздействием на окружающую среду объекта размещения отходов, послужили основанием для составления в отношении МУП «Радуга» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, с последующим привлечением его к административной ответственности в виде штрафа в размере 320 000 руб. Предприятие признано виновным по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Вступившими в законную силу решениями Гвардейского районного суда Калининградской области по делам № 7А-15/2023 от 17.01.2023 и № 7А-27/2023 от 08.02.2023 доводы жалоб МУП «Радуга» аналогичные тем, что приведены по делу № А21-15009/2022, нарушений действующего законодательства в ходе проверки в действиях Управления и должностных лиц Управления не установлено, в связи с чем в удовлетворении требований отказано.

Доводы МУП «Радуга» по поводу неприменимости гигиенических нормативов качества почв, установленных для населенных мест и сельскохозяйственных угодий в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21) обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.

В соответствии с п. 20 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 149, для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения устанавливаются гигиенические нормативы, разрабатываемые и утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Предприятием не подтверждено исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 сентября 2023 года по делу № А21-4400/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» «Радуга» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.А. Мильгевская

О.В. Фуркало