ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
12 декабря 2017 года
Дело №А21-4653/2017
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лопато И.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24699/2017) общества с ограниченной ответственностью «Калининградская мясная компания» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.08.2017 по делу № А21-4653/2017 (судья Сергеева И.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Калининградская мясная компания», (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Министерство, административный орган) от 12.05.2017 №68/7/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее – ККоАП).
Решением суда от 18.08.2017, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что его действия не образуют состав вмененного административного правонарушения, а административным органом допущена неверная квалификация, поскольку земельный участок расположен за границами населенного пункта. Кроме того, с 22.07.2017 действует новая редакция части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, 13.04.2017 административным органом на земельном участке с кадастровым номером 39:07:020007:108, принадлежащем заявителю, обнаружено множество свалок порубочных остатков сорной древесно-кустарниковой растительности.
По данному факту 19.04.2017 Министерством в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении №68, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 73 ККоАП.
Обществу вменено не принятие мер по уборке порубочных остатков сорной древесно-кустарниковой растительности на принадлежащем ему земельном участке, расположенном в районе перекрестка автодорог Калининград-Советск, Жилино-Славск, восточнее поселка Шепетовка, что является нарушением требований пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.7, 2.5, 2.9.7, 3.4.13, 3.7, 8.1, 8.6.2 Правил благоустройства МО «Неманский городской округ», принятых Решением Совета депутатов Неманского городского округа от 21.02.2017 №28 (далее - Правила).
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №68/7/2016 от 12.05.2017 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 73 ККоАП, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Частью 1 статьи 73 ККоАП (в редакции Закона от 17.06.2016 №540) установлена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся:
в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ;
в оставлении лицом, производившим погрузку твердых коммунальных отходов после их выгрузки из контейнеров в транспортное средство, выпавших при погрузке твердых коммунальных отходов;
в выставлении (оставлении) тары, тары с мусором, прочего мусора (веток, листвы, смета) на территории муниципального образования в местах, не отведенных для этих целей;
в нарушении муниципальными заказчиками установленных правилами благоустройства территории поселений (городских округов) сроков устранения несанкционированной свалки;
в невыполнении предусмотренных правилами благоустройства территории поселений (городских округов) на территории муниципального образования работ по окосу дикорастущей травы, окосу газонов (дернины), уборки скошенной травы, корчеванию и удалению дикорастущего кустарника лицами, ответственными за осуществление указанных работ;
в установлении малых архитектурных форм без согласования их архитектурного облика (типа, образца и колористического решения) с уполномоченным органом местного самоуправления лицами, на которых нормативными правовыми актами органов местного самоуправления возложена обязанность по согласованию архитектурного облика при установке малых архитектурных форм;
в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности окраски малых архитектурных форм лицами, ответственными за осуществление указанных работ;
в размещении объявлений, афиш, листовок, плакатов и иных информационных материалов, не относящихся к рекламным, вне специально определенных для этого органами местного самоуправления мест лицами, размещающими такие информационные материалы, заказчиками указанных информационных материалов;
в изменении фасада объекта капитального строительства без внесения соответствующих изменений в паспорт фасада лицами, на которых нормативными правовыми актами органов местного самоуправления возложена обязанность по внесению изменений в паспорт фасада -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением Обществу вменено нарушение, выразившееся:
- в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ;
- в выставлении (оставлении) тары, тары с мусором, прочего мусора (веток, листвы, смета) на территории муниципального образования в местах, не отведенных для этих целей;
- в нарушении муниципальными заказчиками установленных правилами благоустройства территории поселений (городских округов) сроков устранения несанкционированной свалки;
- в невыполнении предусмотренных правилами благоустройства территории поселений (городских округов) на территории муниципального образования работ по окосу дикорастущей травы, окосу газонов (дернины), уборки скошенной травы, корчеванию и удалению дикорастущего кустарника лицами, ответственными за осуществление указанных работ.
Фактически бездействие Общества свидетельствует о нарушении пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.7, 2.5, 2.9.7, 3.4.13, 3.7, 8.1, 8.6.2 Правил благоустройства.
В соответствии с пунктом 2.1. Правил благоустройства, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, благоустройства и содержания территории городского поселения, физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели без образования юридического "лица, в собственности, полном хозяйственном ведении, аренде, постоянном бессрочном пользовании которых находятся земельные участки, независимо от целевого назначения, за счет собственных средств обязаны в границах землепользования обеспечить:
- содержание отведенных территорий в чистоте и порядке, надлежащем санитарном состоянии, недопущение захламления и загрязнения бытовым и строительным мусором, своевременное выкашивание (высота травы должна быть не более 20 см), вывоз травы и сорняков, своевременное проведение подрезки кустарников, деревьев, высадку цветочной рассады в цветники и цветочницы и надлежащий за ними уход (полив, прополка от сорняков и т.д.), (пункт 2.1.1. Правил).
- производить скашивание растительности, в том числе и на неиспользуемых земельных участках. На земельных участках, предназначенных для сенокоса, высота травы не должна превышать 60 см. Произрастание дикорастущих кустарников на указанных земельных участках не допускается (пункт 2.1.2. Правил).
- сбор, хранение и вывоз бытового, строительного мусора, упаковочной тары, скошенной травы, веток при обрезке деревьев и кустарников, дворового смета и т.п. в соответствии с санитарными требованиями для утилизации отходов. Указанные действия с опасными отходами осуществляются по договору с организациями, имеющими лицензию на оказание данного вида услуг. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (пункт 2.1.7. Правил).
Согласно пункту 2.5. Правил, благоустройство и уборка территории обеспечиваются землепользователями собственными силами или путем заключения договоров со специализированными организациями.
В соответствии с пунктом 2.9.7. Правил, запрещается выгружать вывозимый со строек, домовладений и др. предприятий строительный, бытовой и другой мусор, а также грунт в каких бы то ни было местах, закапывать в землю, кроме мест, специально отведенных для этой цели.
Пунктом 3.4.13. Правил, установлено, что в случае, если в одном здании, строении, сооружении или на огороженной территории располагаются несколько пользователей (арендаторов), ответственность за содержание и уборку закрепленной территории возлагается на собственника здания, строения или сооружения, земельного участка либо на его уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено условиями договора с пользователем. Если на закрепленной территории находятся несколько собственников и (или) пользователей, границы ответственности по содержанию и уборке территории должны быть определены соглашением сторон.
В силу пункта 3.7. Правил, предприятия, учреждения, граждане, предприниматели без образования юридического лица, организации независимо от форм собственности при скашивании газонов, обрезке деревьев, кустарников обязаны в тот же день убрать и вывезти на полигон ТКО весь образовавшийся мусор.
Содержание и охрана зеленых насаждений, производство работ в зоне зеленых насаждений, порядок возмещения ущерба, нанесенного зеленому фонду, осуществляются в соответствии с Законом Калининградской области от 21.12.2006 № 100 «Об охране зеленых насаждений» (пункт 8.1. Правил).
В соответствии с пунктом 8.6. Правил, ответственность за сохранность зеленых насаждений и уход за ними возлагается: - на территориях предприятий, ведомств и других организаций, а также прилегающих к ним участках и санитарно - защитных зонах - на руководителей указанных предприятий (пункт 8.6.2. Правил).
Законом Калининградской области от 05.07.2017 N 87 «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области» шестой абзац пункта 1 статьи 73 признан утратившим силу. Таким образом, с 22.07.2017г. за невыполнение предусмотренных правилами благоустройства территории поселений (городских округов) на территории муниципального образования работ по окосу дикорастущей травы, окосу газонов (дернины), уборки скошенной травы, корчеванию и удалению дикорастущего кустарника лицами, ответственными за осуществление указанных работ, ответственность не предусмотрена.
Факт нарушения Обществом пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.7, 2.5, 2.9.7, 3.4.13, 3.7, 8.1, 8.6.2 Правил установлен административным органом и судом первой инстанции. Таким образом, по совокупности нарушений новая редакция части 1 статьи 73 ККоАП не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции полагает правильным вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом указанных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
Довод заявителя относительно того, что земельный участок с кадастровым номером 39:07:020007:108 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен за границами населенного пункта, в связи с чем на такие земельные участки требования Правил не распространяются, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Правила благоустройства муниципального образования Неманского городского округа разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Калининградской области №100 от 14.12.2006 «Об охране зеленых насаждений» и другими нормативными актами (пункт 1.1. Правил). Согласно пункту 1.2. Правил, «настоящие Правила являются нормативным правовым актом, устанавливающим единый порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, санитарного содержания, охраны зеленых насаждений на территории Неманского городского округа. Правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, которым принадлежат на определенном праве земельные участки, независимо от категории земельного участка и его целевого назначения, а также расположенные в их границах здания, сооружения, объекты благоустройства независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности».
Исходя из вышеизложенного, следует, что Общество, обязано содержать в надлежащем санитарном состоянии принадлежащий ему земельный участок в соответствии с Правилами, независимо от того, к какой категории он отнесен, поскольку Правила благоустройства разработаны не только в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан на территории населенных пунктов в границах Муниципального образования «Неманский городской округ», но и в целях поддержания и улучшения эстетического состояния территории всего муниципального образования «Неманский городской округ», и их действие распространяется на все объекты благоустройства, в том числе и земельные участки, расположенные в границах Муниципального образования «Неманский городской округ».
Указанные обстоятельства также полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 73 КоАП КО.
Нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено; оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Учреждение приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм и правил.
Таким образом, наличие виновности и состава вмененного административного правонарушения подтверждено материалами дела.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено. Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ, в том числе исходя из объекта посягательства, не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции соответствующей нормы, отвечает целям административного наказания, принципу соразмерности и обстоятельствам совершения правонарушения.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.08.2017 по делу № А21-4653/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
И.Б. Лопато