ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-5157/14 от 13.03.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 марта 2015 года

Дело № А21-5157/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Транс-Ресурс»             Белея К.А. (доверенность от 29.05.2014), от Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) Тарасова А.А. (доверенность от 14.11.2014               № 47-01-24/3744), от Центральной акцизной таможни Тарасова А.А. (доверенность от 31.10.2014 № 05-21/24366),

рассмотрев 10.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.08.2014 (судья                 Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 (судьи Протас Н.И., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу                                    № А21-5157/2014,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Транс-Ресурс», место нахождения:  236039, Калининград, ул. А. Суворова, д. 54, лит. «У2», оф. 201, ОГРН 1053900017973, ИНН 3905063651 (далее – Общество, ООО «Транс-Ресурс»), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица), место нахождения238420, Калининградская обл.,                      г. Багратионовск, ул. Дружбы, д. 16Б, ОГРН 1103925001740, ИНН 3915501985 (далее – Таможенный пост, КАТП), выразившегося в невыдаче Обществу паспорта транспортного средства на седельный тягач «VOLVO» FH 460 VIN YV2AG20A1BB590601 (далее – седельный тягач «VOLVO»). Также  ООО «Транс-Ресурс» просит обязать КАТП устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов заявителя и выдать Обществу паспорт транспортного средства на седельный тягач «VOLVO» с отметкой об уплате утилизационного сбора.

Решением суда первой инстанции от 06.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2014, заявление ООО «Транс-Ресурс» удовлетворено; оспариваемое бездействие Таможенного поста признано незаконным. На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд первой инстанции обязал таможенный орган восстановить нарушенные права Общества путем выдачи заявителю паспорта транспортного средства на седельный тягач «VOLVO» с отметкой об уплате утилизационного сбора.

В кассационной жалобе Таможенный пост, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и вынести новый – об отказе ООО «Транс-Ресурс» в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у Общества только после выпуска седельного тягача «VOLVO» в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» (то есть после 14.04.2014). Поскольку по состоянию на указанную дату прошло более трех лет с момента изготовления данного транспортного средства (08.04.2011), то уплаченная декларантом 04.04.2014 сумма утилизационного сбора в отношении названного товара рассчитана заявителем неправильно и является недостаточной. Следовательно, у КАТП не имеется оснований для выдачи ООО «Транс-Ресурс» паспорта транспортного средства на седельный тягач «VOLVO» с отметкой об уплате утилизационного сбора.

В судебном заседании представитель Таможенного поста поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель  Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Общество 03.04.2014 подало в Таможенный пост декларацию на товары (далее – ДТ) № 10009200/030414/0002074 с целью  декларирования в таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» транспортного средства, а именно седельного тягача «VOLVO».     

Уведомлением от 03.04.2014 № 47-05-27/1087 Таможенный пост сообщил ООО «Транс-Ресурс» о приостановлении выпуска спорного товара сроком на 10 календарных дней ввиду непредставления декларантом документов от правообладателя, подтверждающих с его стороны передачу Обществу прав на интеллектуальную собственность по товарному знаку компании «Volvo Trademark Holding AB c/o AB Volvo».

ООО «Транс-Ресурс» 04.04.2014 подало в КАТП заявление о принятии утилизационного сбора на вышеуказанное транспортное средство. К данному заявлению Обществом были приложены: платежное поручение от 04.04.2014 № 56 об уплате 220 500 руб. утилизационного сбора в отношении седельного тягача «VOLVO»; расчет суммы утилизационного сбора от 04.04.2014; CMR от 02.04.2014; технический паспорт транспортного средства от 15.04.2011 № VR916862; экспертное заключение испытательной лаборатории «ЛСМ» общества с ограниченной ответственностью «Трансконсалтинг» от 03.04.2014 № 7353; свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства от 03.04.2014                                                № А-SE.AB93.A.14129; справка закрытого акционерного общества «Вольво-Восток» от 27.03.2014 № 2035 (том 1, листы 11 – 18).

В ответ на указанное заявление декларанта Таможенный пост письмом от 07.04.2014 № 47-05-27/1127 уведомил ООО «Транс-Ресурс» о том, что возможность взимания и проверки правильности исчисления таможенным органом утилизационного сбора в отношении седельного тягача «VOLVO» до момента его помещения под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» (то есть до выпуска ДТ № 10009200/030414/0002074) не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.

Товар по ДТ № 10009200/030414/0002074 был выпущен таможенным органом 14.04.2014, однако паспорт транспортного средства на седельный тягач «VOLVO» Обществу не был выдан.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Транс-Ресурс» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, а также их доводы, и указали на отсутствие у таможенного органа правовых и фактических оснований для отказа Обществу в выдаче паспорта транспортного средства на седельный тягач «VOLVO» с отметкой об уплате утилизационного сбора.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, декларантом был произведен расчет суммы утилизационного сбора в отношении ввозимого седельного тягача «VOLVO» на дату подачи вышеупомянутой ДТ (03.04.2014) с коэффициентом, применяемым для новых транспортных средств. Указанный сбор в размере 220 500 руб. был уплачен Обществом 04.04.2014, то есть до завершения таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления».

При этом заявитель не оспаривает действия Таможенного поста по приостановлению выпуска товара, содержащего объект интеллектуальной собственности, на основании статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). Однако  со ссылкой на подпункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Общество считает, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникает у плательщика с момента фактического пересечения Государственной границы Российской Федерации, а не с момента «выпуска транспортного средства» в заявленной таможенной процедуре.

Суд первой инстанции согласился с данной позицией ООО «Транс-Ресурс» и  указал на недопустимость расширительного толкования понятия«ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации», содержащегося в нормативных актах  регулируемой сферы правоотношений.

Таможенный пост полагает, в свою очередь, что в данном случае обязанность по уплате утилизационного сбора возникает именно после выпуска транспортного средства в таможенном режиме «выпуск для внутреннего потребления», а следовательно утилизационный сбор должен быть рассчитан на дату выпуска товара, а не на дату фактического пересечения Государственной границы Российской Федерации. В связи с этим КАТП посчитал представленный декларантом расчет неверным и признал, что на момент выпуска спорного транспортного средства в заявленном режиме (14.04.2014) прошло более трех лет с даты изготовления транспортного средства (08.04.2011). В  этом случае для расчета утилизационного сбора заявитель, по мнению таможенного органа, должен был применить иной коэффициент расчета (соответствующий транспортным средствам, с даты выпуска которых прошло более трех лет).

Суд кассационной инстанции считает данную позицию КАТП правильной ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998                   № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

Утилизационный сбор – это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является  обеспечение экологической безопасности. Из анализа законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений следует, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

Пунктом 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора: это лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 6 названной статьи; или у лиц, не уплативших данного сбора в нарушение установленного порядка.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными  органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона                       № 89-ФЗ).

Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены  постановлением Правительства Российской Федерации от  26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление                 № 1291).

Этим же Постановлением утверждены «Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора». В пункте 7 данных Правил установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.

В разделе IIуказанных Правил  определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (пункты 11-14).

Согласно пункту 11 данных Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 12 названного Порядка).

Пунктом 5 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ установлено, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.

В соответствии с пунктом 7 той же статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также для усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте. Указанная обязанность является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.

При этом утилизационный сбор в силу положений подпунктов 18 и 25 пункта 1 статьи 4 ТК ТС  не является ни налогом, ни таможенной пошлиной (уплата которых – это обязательное условие для выпуска товаров таможенными органами).

Следовательно, неуплата подлежащего уплате утилизационного сбора не является основанием для невыпуска товара, а является основанием для невыдачи таможенным органом паспорта транспортного средства.

Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами в соответствии с «Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 № 496/192/134 (далее – Положение о ПТС).

Согласно Положению о ПТС документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 57 Положения о ПТС паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Кроме того, в «Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора», утвержденный Постановлением № 1291, включены только те транспортные средства, которые выпущены в обращение на территории Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции, проанализировав вышеприведенные нормативные акты, приходит к выводу, что под значением «ввозимого транспортного средства в Российскую Федерацию», приведенного в статье 24.1 Закона № 89-ФЗ, следует понимать не фактическое пересечение транспортных средств Государственной границы Российской Федерации, а выпуск данных транспортных средств в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).

В рассматриваемом случае спорный расчет утилизационного сбора в отношении транспортного средства, не выпущенного для внутреннего потребления и не приобретшего статус «товара Таможенного союза», был произведен Обществом преждевременно (при наличии оснований предполагать, что в выпуске товара со стороны Таможенного поста может быть отказано).

В связи с тем, что на момент выпуска седельного тягача «VOLVO» в свободное обращение, он утратил статус «нового транспортного средства», у декларанта возникла обязанность по уплате утилизационного сбора согласно коэффициенту, применяемому именно к транспортных средствам, с даты выпуска которых прошло более трех лет.

Иное противоречило бы требованиям Закона № 89-ФЗ и целям, преследуемым законодателем для обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации автомобиля в зависимости от его года выпуска и объема двигателя.

Ввиду изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о недоказанности Обществом факта незаконного бездействия КАТП, так как у Таможенного поста отсутствовали правовые основания для выдачи декларанту паспорта транспортного средства на седельный тягач «VOLVO» с отметкой об уплате утилизационного сбора, поскольку данный утилизационный сбор был рассчитан ООО «Транс-Ресурс» неверно (в меньшем размере).

Соответственно, у судов двух инстанций отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, однако неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные акты и принять новый – об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.08.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 по делу № А21-5157/2014 отменить.

В удовлетворении заявленного требования обществу с ограниченной ответственностью «Транс-Ресурс» отказать.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

А.В. Асмыкович

 И.С. Любченко