ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-5542/2023 от 12.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 октября 2023 года

Дело №А21-5542/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Денисюк М.И., Зотеева Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.

при участии:

от истца: Юсуф Р.В. по доверенности от 31.12.2022 (онлайн)

от ответчика: Тешебаева Ж.Т. по доверенности от 10.01.2022 (онлайн)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29634/2023) ООО "Крепость" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.07.2023 по делу № А21-5542/2023, принятое

по иску ООО "Крепость"

к Управлению МВД РФ по Калининградской области

об обязании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Крепость" (далее - истец, Общество) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с иском к УМВД России по Калининградской области (далее - ответчик, УМВД):

- о признании незаконным одностороннего отказа Управления МВД от исполнения обязательств, вытекающих из Соглашения № 35 об информационном взаимодействии при предоставлении сведений о постановке на регистрационный учет и снятии с регистрационного учета граждан РФ от 08.06.2020 и из Соглашения № 36 об информационном взаимодействии при предоставлении сведений о постановке на миграционный учет и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства от 08.06.2020., выраженный в действиях ответчика от 21 февраля 2023 года и от 21 марта 2023 по блокировке в одностороннем порядке передачи сведений через ИТКС «Контур-ФМС», а также в письме УМВД от 21.03.2023. исх. № 3/237802056052.

- об Обязании Управление МВД в течение 7 календарных дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему иску восстановить бесперебойную работу по информационному взаимодействию с ООО «Крепость» по передаче сведений через ИТКС «Контур-ФМС» по Соглашению № 35 об информационном взаимодействии при предоставлении сведений о постановке на регистрационный учет и снятии с регистрационного учета граждан РФ от 08.06.2020. и по Соглашению № 36 об информационном взаимодействии при предоставлении сведений о постановке на миграционный учет и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства от 08.06.2020.

- о взыскании с Управления МВД в пользу ООО «Крепость» судебной неустойки в размере 1000 рублей в день на случай неисполнения решения арбитражного суда Калининградской области о восстановлении бесперебойной работы по информационному взаимодействию с ООО «Крепость» в рамках Соглашений об информационном взаимодействии № 35 и № 36 от 08.06.2020.

- о взыскании с Управления МВД в пользу ООО «Крепость» уплаченную за рассмотрение иска государственную пошлину в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.

- о взыскании с Управления МВД в пользу ООО «Крепость» расходы на оказание юридической помощи по делу в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Решением суда от 19.07.2023 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что в силу закона у Общества, предоставившего иностранному гражданину жилое помещение, являющееся местом его пребывания, и фактически оказывающего проживающему иностранному гражданину гостиничные услуги, имеется право на подачу Уведомления в орган миграционного учета с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи. Ссылается на то, что заключенные между сторонами Соглашения № 35 и № 36 от 08.06.2020, как смешанные договоры, содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а именно: элементы соглашения об информационном взаимодействии, предусмотренного п. 3 Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2010 г. N310, а также элементы договора возмездного оказания услуг, регулирование которых осуществляться нормами главы 39 ГК РФ. Указывает, что ответчик мог воспользоваться правом на односторонний отказ от договора только посредством направления уведомления об отказе, что сделано не было.

В судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, истцом осуществляется предпринимательская деятельность по размещению физических лиц в жилых помещениях на условиях договора коммерческого найма.

8 июня 2020 года между истцом и ответчиком на основании ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 07.2006 № 109-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 15.01.2007. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 № 310 «Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, а также Приказа ООО «Крепость» № 2 от 30.04.2019 «Об утверждении номерного фонда ООО «Крепость» заключены:

Соглашение № 35 об информационном взаимодействии при предоставлении сведений о постановке регистрационный учет и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания;

Соглашение № 36 об информационном взаимодействии при предоставлении сведений о постановке на миграционный учет и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Предметом дачных соглашений является взаимодействие Оператора - Управления МВД России по Калининградской области и ООО «Крсепость» как Поставщика информации при предоставлении сведений как о постановке регистрационный учет и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания, так и о постановке на миграционный учет и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно п.п. 2.1.-2.3. заключенных Соглашений ООО «Крепость», как поставщик информации, предоставляет Оператору сведения о прибытии гражданин РФ или иностранного гражданина в течение 1 рабочего дня со дня прибытия в место прибытия, а в случае его прибытия в нерабочий день — в течение следующего за ним первого рабочего дня. Сведения об убытии гражданина РФ или иностранного гражданина направляются Оператором не позднее 12 часов дня следующего за днем убытия. Передача информации осуществляется с использованием телекоммуникационных сетей, вид учета - регистрация, тип ИС — Контур ФМС в УМВД России по Калининградской области, расположенное по адресу г. Калининград, ул. Советский проспект, д. 7, по схеме передачи информации в соответствии с Правилами информационной безопасности, согласованной с УМВД, являющейся неотъемлемой частью данного Соглашения.

Пунктом 2.3. Соглашения предусмотрено, что информации на электронных носителя», или с использованием сетей электросвязи подписывается представителем Поставщика информации с обязательным указанием ФИО представителя Поставщика информации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, удостоверяющего центра, выдавшего квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и срока его действия.

Информация, передаваемая с использованием телекоммуникационных сетей, подписывается представителем ООО «Крепость» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, сертификата ключа выдан ООО «АСТРАЛ-М» сроком действия до 21.03.2021.

На основании п. 2.6. указанных соглашений стороны при реализации его положений принимают меры по осуществлению контроля за его исполнением.

Согласно п.п. 5.1.-5.2. изменения и дополнения в данные Соглашения вносятся по согласованию сторон путём подписания дополнительно соглашения. Взаимодействие сторон в рамках заключенного соглашения осуществляться на безвозмездной основе.

В силу п.п. 4.1. Соглашений от 08.06.2020. соглашения вступают в силу со дня его подписания сторонами и действует в течение одного гола. Соглашения считаются продленными на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока их действия ни одна из сторон не завит об их прекращении не позднее чем за 2 календарных месяца до окончания срока действия. К окончанию срока действия Соглашений от 08.06.2020. в обозначенный в них срок ни одна из сторон не заявила о прекращении Соглашений по окончании срока их действия.

7.10.2020г. и 11.12.2020г. между сторонами были заключены дополнительные соглашения к Соглашению № 36, согласно которым способ передачи информации остался прежним- с использованием телекоммуникационных сетей.

Письмом от 08.02.2023. исх. № 47/1934., полученным истцом 22 февраля 2023 года, УМВД со ссылкой нa ст. 5 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993. № 5242-1. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ. утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995. № 713. п. 8 Правил формирования, ведения и использования базового государственною информационного ресурса регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 4 от 05.01.2015., Приказ МВД России от 09.07.2018. № 435, ст.ст. I и 5 ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» Положения о классификации гостиниц, утвержденного Постановлением Правительства № 1860 от 18.11.2020. указало на то, что оказание гостиничных услуг с 01.01.2022 возможно только после получения свидетельства о присвоении определенной категории в соответствии с Положением о классификации гостиниц. Средства размещения в жилых помещениях, в т.ч. на условиях договора коммерческого найма (вид деятельности истца), не являются средствами размещения, в которых предоставляются гостиничные услуги, следовательно с ними не должны заключаться соглашения об информационном взаимодействии.

Таким образом, указанные в п. 2.3. Соглашения об информационном взаимодействии условия являются существенными, и в случае их изменения текст соглашения об информационном взаимодействии подлежат уточнению путем заключения дополнительного соглашения. В случае несогласия руководства ООО «Крепость», ООО «Крепость вправе расторгнуть действующее соглашения о порядке информационного взаимодействия и предоставлять информацию о регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания , а также сведения о постановке и снятии с миграционного учета иностранных граждан на общих основаниях.

21 февраля 2023 года в адрес истца по электронной почте поступило сообщение о блокировке с 21 февраля 2023 гола передачи сведений обществом с использованием телекоммуникационной системы «Контур ФМС» по причине отсутствия заключенного Дополнительного соглашения к Соглашению № 36.

Решение о блокировке доступа общества принято и исполнено УМВД, что подтверждается прилагаемой к настоящему иску распечаткой страницы из ИС «Контур-ФМС» от 22.02.2023.

Истцом данная блокировка расценена как односторонний отказ от исполнения обязательств ответчиком.

ООО «Крепость» представило Ответчику обращение исх № 3/ОМУ -02, 7023 от 27.02.2023. (вх. № 3/237802056052 от 28.02.2023.), в котором указано на отсутствие в заключенном Соглашении № 36 права сторон на односторонний отказ от исполнения обязательства по нему, а также на отсутствие вступившего в законную силу решения суда о расторжении Соглашения № 36 по основаниям, предусмотренным пунктом 2 стать 450, статьи 451 ГК РФ, выразив тем самым несогласие с расторжением договора в одностороннем порядке, а также, выразив намерение продлить действие договора после 8 июня 2023 года на следующий календарный год.

Ответчиком было возобновлено информационное взаимодействие с ООО «Крепость» по передаче сведений в соответствии с заключенными соглашениями, а Истцом, получен новый сертификат УЭЦП со сроком действия до марта 2024 года.

Письмом от 06.03.2023 направленном в электронном виде, и по почте представил в адрес Ответчика новый сертификат ключа УЭЦП со сроком действия 03 марта 2024 года.

Письмом УМВД от 21.03.2021., поступившем в адрес истца 28 марта 2023 года, истец был вновь уведомлен о том, что действующим законодательством для юридических лиц, оказывающих услуги коммерческого найма жилых помещений, не предусмотрено уведомление органа миграционного учета о прибытии гражданина в место пребывания с использованием входящих в состав электросвязи и, как следствие, соглашение об информационном взаимодействии при предоставлении сведений о остановке на миграционный учет и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства также подлежит расторжению. 22 марта 2023 года в одностороннем порядке ответчик вновь блокировал доступ в систему «Контур-ФМС», что подтверждается прилагаемыми распечатка страниц интерфейса ИС «Контур – ФМС».

Таким образом, данный отказ от исполнения обязательств был осуществлен ответчиком в связи с иными обстоятельствами: истцу не предоставлено право на передачу сведений с использованием телекоммуникационной системы «Контур ФМС».

Как поясняет истец в исковом заявлении, ему было понятно, что с направлением данного письма УМВД в одностороннем порядке отказалось от исполнения обязательств по ранее заключенному и действующему Соглашению № 36, в связи с чем прекратило информационное взаимодействие по вопросам миграционного учета с использованием телекоммуникационной системы «Контур ФМС».

Претензией от 28.03.2023 исх. 5/ОМУ-03/2023 от 28 марта 2023 года истец уведомил ответчика о том, что одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или иными правовыми актами.

УМВД письмами от 11.04.2023г., от 20.04, 2023 и от 21.04.2023 вновь подтвердило истцу обоснование позиции УМВД о том, что ООО «Крепость», являясь юридическим лицом, осуществляющим деятельность по предоставлению в коммерческий найм комнат, находящихся в многоквартирном жилом доме, не вправе осуществлять передачу сведений в электронном виде с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, ООО «Крепость» не лишено права подавать уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и заявления о постановке/снятии с регистрационного учета по месту пребывания граждан Российской Федерации непосредственно в орган миграционного учета, через многофункциональный центр или организацию федеральной почтовой связи.

Как указывает истец, тем самым, Ответчик, несмотря на представление со стороны ООО «Крепость» нового сертификата ключа УЦП на новый срок, подтвердил факт прекращения им в одностороннем порядке по собственной инициативе передачи и приёмки от ООО «Крепость» по телекоммуникационным каналам связи информации через систему «Контур-ФМС».

Истец, находя позицию ответчика ошибочной, а односторонний отказ от исполнения обязательств незаконным, обратился с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Миграционный учет осуществляется, в числе прочего, в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (часть 1 данной статьи).

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на пребывание (нахождение, проживание) у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

В соответствии с частью 10 указанной статьи при нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Правила передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 N 310 (далее - Правила N 310).

В силу пункта 549 Приказа МВД России от 10.12.2020 N 856 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Приказ МВД России от 10.12.2020 N 856) в случае прибытия иностранного гражданина в гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или организацию социального обслуживания, представляющую социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 8 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 № 4, информационное взаимодействие МВД России и его территориальных органов с администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, при предоставлении информации непосредственно или при направлении информации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, осуществляется на основании соглашений о взаимодействии, типовая форма которых устанавливается МВД России.

Приказом МВД России от 09.07.2018 № 435 утверждены Порядок представления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России и типовая форма соглашения об информационном взаимодействии.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для заключения соглашения об информационном взаимодействии поставщиком информации направляется в территориальный орган МВД России на региональном уровне проект соглашения, содержащий сведения о наименовании поставщика информации, адресе его местонахождения и выбранном способе передачи информации. При этом соглашением может предусматриваться способ передачи данных на бумажном носителе (пункт 7 Порядка).

За неисполнение обязанности по передаче сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, а также информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России предусмотрена административная ответственность - по статье 19.7 и статье 18.9 КоАП РФ соответственно.

На основании абзаца второго пункта 6 Порядка при выявлении несоответствия представленных поставщиком информации сведений территориальный орган МВД России на региональном уровне отказывает в заключении соглашения. После устранения выявленных несоответствий поставщик информации имеет право повторно обратиться в территориальный орган МВД России на региональном уровне в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

В апелляционной жалобе ООО «Крепость» в подтверждение осуществления ими фактически гостиничной деятельности ссылается на договор коммерческого найма жилого помещения, в рамках которого гражданам оказываются гостиничные услуги и делает вывод о том, что ООО «Крепость», не являясь гостиницей фактически предоставляет гостиничные услуги.

Абзацем третьим части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под гостиничными услугами понимается комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Согласно пункту 3 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему и качеству, определяются по соглашению сторон договора о предоставлении гостиничных услуг и не должны противоречить требованиям, установленным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

На основании пункта 5 Правил предоставления гостиничных услуг предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной Положением о классификации гостиниц, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860, в случае, если такое требование предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» классификация гостиниц осуществляется аккредитованными организациями.

В соответствии с пунктом 7 данного Положения о классификации гостиниц утверждено постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 классификации не подлежат средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности, кемпинги, общежития, средства размещения в жилых помещениях (за исключением жилых помещений, переведенных в нежилые помещения в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации), туристские приюты, туристские стоянки, дома-кордоны, в том числе расположенные на земельных участках особо охраняемых природных территорий, а также иные средства размещения, в которых не предоставляются гостиничные услуги.

С учётом положений подпункта 3 пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 05.02.2018 № 16-ФЗ, пункта 2 Приложения № 17 к постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020-2022 годах» получить свидетельство о присвоении средству размещения гостиничного типа определенной категории необходимо до 1 января 2022 года.

Таким образом, оказание гостиничных услуг (размещение физических лиц и др.) с 01.01.2022 возможно только после получения свидетельства о присвоении определенной категории в соответствии с Положением о классификации гостиниц.

Средства размещения в жилых помещениях, в том числе на условиях коммерческого найма, не являются средствами размещения, в которых предоставляются гостиничные услуги, следовательно, с ними не должны заключаться соглашения об информационном взаимодействии с использованием телекоммуникационной системы «Контур ФМС».

Материалами дела подтверждается, что ООО «Крепость» согласно учредительным документам и сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ при регистрации общества, осуществляет деятельность по оказанию услуги по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества (68.20.1) и дополнительный вид деятельности слуги по управлению недвижимым имуществом, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.32.1).

Ни одним из названных документов не предусмотрено право юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20.1) либо по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32.1) передавать уведомления о прибытии иностранных граждан в место временного пребывания с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, следовательно ООО «Крепость», осуществляя деятельность по вышеназванным кодам ОКВЭД, также не имеет права на передачу уведомления о прибытии иностранных граждан в место временного пребывания с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о невозможности использования взаимодействия с истцом по передаче указанных выше сведений с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи как основанной на приведенном правовом регулировании, согласно которому истец не относится к категории организаций, которым дано соответствующее право.

Поскольку истцу не предоставлено право на передачу сведений с использованием телекоммуникационной системы «Контур ФМС», ответчик отказался от исполнения обязательств по Соглашениям.

Вместе с тем, ООО «Крепость» не лишено права подавать уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и заявления о постановке/снятии с регистрационного учета по месту пребывания граждан Российской Федерации непосредственно в орган миграционного учета, через многофункциональный центр или организацию федеральной почтовой связи.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что односторонний отказ от исполнения обязательств по заключенным между истцом и ответчиком Соглашениям, не препятствует передачи таких ведений в общем порядке.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для признания незаконным одностороннего отказа ответчика в приеме сведений от истца с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.

Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19 июля 2023 года по делу № А21-5542/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Крепость» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

Л.В. Зотеева