ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-5578/17 от 09.10.2018 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 октября 2018 года

Дело №

А21-5578/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,

при участии от муниципального предприятия коммунального хозяйства «Водоканал» городского округа «Город Калининград» Зоренко Е.Ю. (доверенность от 17.11.2017), Коваленко А.А. (доверенность от 01.04.2017),

рассмотрев 09.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2018 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу № А21-5578/2017,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (место нахождения: Калининград, ул. Офицерская, д. 6; ОГРН 1043900834658; ИНН 3904060810; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному предприятию коммунального хозяйства «Водоканал» городского округа «Город Калининград» (место нахождения: Калининград, пр. Советский, д. 107;         ОГРН 1023900591626; ИНН 3903009923; далее – Предприятие) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год в сумме 188 543 851 руб. 40 коп. (с учетом уточнения исковых требований).

Решением суда первой инстанции от 20.02.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.05.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представители Предприятия просили в удовлетворении жалобы отказать.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие 27.11.2017 представило в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого по четвертый кварталы 2015 года, согласно которым к уплате подлежит 588 руб. 89 коп., 129 руб.         13 коп., 5 руб. 41 коп. и 306 руб. 26 коп. соответственно.

Управление, проверив правильность исчисления платежей и установив, что Предприятие не выполнило расчеты сумм платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, доначислило плату за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период и направило ему требование от 29.11.2016 № 7071-п об уплате 296 610 293 руб. 93 коп. в течение 5 дней с момента его получения.

В связи с неисполнением Предприятием требования Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции отказал в иске исходя из того, что Предприятие в 2010-2012 годах выполнило природоохранные мероприятия, сумма которых превышает размер платежа, начисленного Управлением.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей в спорный период; далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду    (пункт 2); порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 17 Закона № 7-ФЗ, государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 17 Закона № 7-ФЗ указанная государственная поддержка осуществляется при реализации мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем оборотного и бессточного водоснабжения, централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; установке автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011      № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае проведения организацией, осуществляющей водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений, плата за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию таких мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются документально подтвержденные в отчетном периоде затраты организации, осуществляющей водоотведение, абонента такой организации на реализацию мероприятий, включенных в план снижения сбросов.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, а Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных    мероприятий – постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2013 № 347 (утратили силу; подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям; далее – Порядок № 632, Правила № 347).

Корректировка размеров платежей природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей предусмотрена подпунктом «а» пункта 4 Порядка № 632.

Согласно пункту 2 Правил № 347 в случае проведения организациями (абонентами) природоохранных мероприятий плата за негативное воздействие на окружающую среду уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий.

Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются затраты на капитальные вложения, предусмотренные согласованным в установленном порядке планом снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее – план) и подтвержденные в отчете о ходе исполнения плана, представляемом в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в установленном порядке (пункт 3 Правил № 347).

В силу пункта 6 Правил № 347 с учетом фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования организации (абоненты) представляют копию плана; копии договоров о выполнении работ по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения, локальных очистных сооружений, о реализации иных мероприятий плана (при наличии таких договоров) и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты работ и иных мероприятий плана за период с начала реализации плана; копии документов, подтверждающих выполнение работ по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения или локальных очистных сооружений, реализацию иных мероприятий плана, в том числе копии актов ввода указанных объектов в эксплуатацию и актов сдачи-приемки таких работ; пояснительную записку с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию природоохранных мероприятий, принимаемых к зачету в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду; данные анализов отводимых сточных вод (по каждому веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду), осуществленных лабораториями, аккредитованными в установленном порядке.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Предприятие 26.11.2012 обратилось в Управление с заявлениями об определении объема корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы за счет выполненных в данном периоде природоохранных мероприятий на сумму 1 030 131 587 руб. 50 коп. и оформлении корректировки платы.

В обоснование наличия оснований для проведения корректировки платежей заявитель представил Программу природоохранных мероприятий на объектах Предприятия на 2007-2012 годы, согласованную в установленном порядке, в том числе с Управлением, а также документы, подтверждающие фактические затраты на выполнение природоохранных мероприятий.

Отказ Управления в проведении указанной корректировки платы был оспорен Предприятием в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 25.09.2013 по делу № А21-188/2013, вступившим в законную силу, отказ в корректировке платы признан незаконным, на Управление возложена обязанность рассмотреть вопрос о возможности корректировки платежей на указанную сумму.

В соответствии с Порядком заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (признан утратившим силу приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.07.2016 № 301), плательщики представляют Расчет в составе: титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 – в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Порядком № 632.

Согласно Порядку заполнения листа Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет (приложение № 2 к указанному Приказу № 204), по строке 070 указывается сумма платы, подлежащая уплате в бюджет, которая определяется путем вычитания из исчисленной суммы платы без учета льгот и зачетов (строка 030) суммы средств на выполнение природоохранных мероприятий, принимаемой к зачету (строка 040), а также суммы льгот (строки 050, 060).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого по четвертый кварталы 2015 года, подлежащие уплате в бюджет, определены с учетом суммы средств на выполнение природоохранных мероприятий и составили 588 руб. 89 коп., 129 руб. 13 коп., 5 руб. 41 коп. и 306 руб. 26 коп. соответственно.

Судами также установлено, что Предприятие направило в Управление расчеты платы за указанный период и письмо о проведении корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду на величину фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также исходя из того, что Управлением при расчете платы корректировка платежей не произведена, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Предприятия 188 543 851 руб. 40 коп. платы за 2015 год, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа           

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 по делу № А21-5578/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

А.Г. Кудин

 Л.Б. Мунтян