ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-5598/16 от 04.09.2017 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 сентября 2017 года

Дело №

А21-5598/2016

Резолютивная часть постановления объявлена  04 сентября 2017 года.

Полный     текст     постановления    изготовлен  08 сентября 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Подвального И.О. и                Самсоновой Л.А.,

при участии от Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Власова К.Ю. (доверенность от 14.03.2017 № 18),

рассмотрев 04.09.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЕвроБалтСтрой» и Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области на определение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2017 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу № А21-5598/2016,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ЕвроБалтСтрой» (место нахождения: 236000, город Калининград, Университетская улица, дом 2, литера Г, офис 608, ОГРН  1063906137789, ИНН 3906158345; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» (место нахождения: 236040, город Калининград, площадь Победы, дом 1, ОГРН 1083925027702, ИНН 3904603262; далее – Комитет) от 17.06.2016 № 164-7/у-328-1970 в выдаче разрешения на строительство административного здания и обязании Комитета выдать разрешение на строительство административного здания с подземной автостоянкой (количество этажей 7, этажность 5, общая площадь 5263,88 кв.м) по адресу: город Калининград, Пионерская улица, 61а, на земельном участке площадью 1168 кв.м с кадастровым номером 39:15:13 25 03:0013.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию городского округа «Город Калининград» (место нахождения: 236006, Калининград, площадь Победы, дом 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790; далее – Администрация).

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2017, заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд первой инстанции в порядке статьи 201 АПК РФ обязал Комитет выдать Обществу «разрешение на строительство административного здания с подземной автостоянкой, количество этажей 7, этажность 5, общей площадью  5263,88 кв.м, расположенного по адресу: город Калининград, улица Пионерская, 61 «а» на участке площадью 1168 кв.м с кадастровым номером 39:15:13 25 03:0013».

Комитет 17.02.2017 обратился в суд первой инстанции с заявлением о замене стороны ее правопреемником в порядке статьи 48 АПК РФ – Комитета на Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (место нахождения: 236007, город Калининград, улица Д.Донского, дом 1, ОГРН 1023900999011, ИНН 3906006871;  далее – Агентство).

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017, произведена замена заинтересованного лица по делу – Комитета на Агентство, в связи с правопреемством.

В кассационных жалобах Агентство и Общество просят судебные акты отменить и отказать Комитету в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций Закона Калининградской области от 30.11.2016 № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» (далее – Закон КО № 19), Положения об Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 04.02.2011 № 75 «Об Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области» (далее – Положение об Агентстве), постановления Правительства Калининградской области от 25.01.2017 № 14 «О некоторых мерах по реализации Закона Калининградской области «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» и о внесении дополнения и изменения в постановление Правительства Калининградской области от 4 февраля 2011 года № 75» (далее – Постановление от 25.01.2017 № 14).

В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы кассационных  жалоб.

Общество, Комитет и Администрация о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3               статьи 284 АПК РФ жалобы рассмотрены в их отсутствие.

Кассационная инстанция, проверив законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Из статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные названным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов установили, что в рассматриваемом случае имела место передача функций прежнего органа власти и его полномочий по выдаче разрешений на строительство  (Комитета) другому органу власти (Агентству), в связи с чем признали обоснованным заявление Комитета о замене его на правопреемника – Агентство.

Судебные инстанции применили подпункт 1 пункта 2 статьи 1                       Закона КО № 19, пункт 7 главы 2 Положения об Агентстве в редакции пункта 3 Постановления от 25.01.2017 № 14, сделав вывод о том, что в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Закона КО № 19 полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Калининградской области в области градостроительной деятельности, а именно по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, осуществляются Агентством.

При этом судами первой и апелляционной инстанций приведенные нормы материального права истолкованы неправильно, что в силу пункта 3 части 2 и части 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

В подпункте 1 пункта 2 статьи 1 Закона КО № 19 установлено, что уполномоченные Правительством Калининградской области органы государственной власти Калининградской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Калининградской области в области градостроительной деятельности, в том числе выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, когда выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесена к компетенции органов местного самоуправления.

Из пункта 5 статьи 2 Закона КО № 19 следует, что решения о выдаче разрешений на строительство на основании заявлений, поступивших в органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области до вступления в силу настоящего Закона, принимаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона КО № 19 названный Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Из материалов дела усматривается, что Общество 08.06.2016 обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания, а потому в силу пункта 5 статьи 2 Закона КО № 19 решение о выдаче разрешения на строительство на основании этого заявления, поступившего в Комитет до вступления в силу названного Закона, не может быть принято Агентством.

Кроме того, пункт 7 Положения об Агентстве, согласно которому Агентство осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Калининградской области в области градостроительной деятельности, перераспределенные в соответствии с Законом КО № 19 (в том числе по выдаче разрешений на строительство), введен в названное Положение Постановлением от 25.01.2017 № 14.

Из пункта 4 Постановления от 25.01.2017 № 14 следует, что названное постановление вступает в силу по истечении десяти дней после даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, в то время как правоотношения, являющиеся предметом спора в настоящем деле, возникли задолго до указанной даты.

Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела суд кассационной инстанции полагает, что надлежащим заинтересованным лицом по делу является Комитет, в связи с чем определение от 28.03.2017 и постановление от 11.07.2017 о процессуальном правопреемстве подлежат отмене как вынесенные с неправильным применением норм материального права.

На основании изложенного суд кассационной инстанции считает не подлежащим удовлетворению заявление Комитета о замене на  правопреемника – Агентство.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

определение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда                             от 11.07.2017 по делу № А21-5598/2016 отменить.

Комитету архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» отказать в удовлетворении заявления о замене на правопреемника – Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.

Председательствующий

И.С. Любченко

Судьи

И.О. Подвальный

Л.А.Самсонова