ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-5891/2022 от 06.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 февраля 2024 года

Дело №А21-5891/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.

при участии:

от истца: Шпакова Н.Э. по доверенности от 19.12.2023 (онлайн)

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43215/2023) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2023 по делу № А21-5891/2022, принятое

по иску Калининградской областной таможни

к ООО "Автопарт"

3-и лица: 1) ООО "Брокер-Авто", 2) ООО "ТП Зеленый коридор"

о взыскании утилизационного сбора, пени

установил:

Калининградская областная таможня (ОГРН 1083925999992, адрес: 236016, г. Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, далее - Таможня, истец) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Автопарт" (ОГРН 1203900003361, адрес: 236013, г. Калининград, Карташева ул., д. 46Е, кв. 19, далее - ООО "Автопарт", Общество, ответчик) утилизационного сбора в сумме 2 035 500 руб., 220 682,15 руб. пеней за период с 11.07.2020 по 17.02.2022, а также сумму пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета споры, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Брокер-Авто" (ОГРН 1173926024018, адрес: 238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Дружбы, д. 16б, каб. 24, далее - ООО "Брокер-Авто", третье лицо-1), общество с ограниченной ответственностью "ТП Зеленый коридор" (ОГРН 1153926024449, адрес: 238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, Дружбы ул., д. 16А, далее - ООО "ТП Зеленый коридор", третье лицо-2).

Решением от 02.11.2023, в редакции определения от 02.11.2023 об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок, суд первой инстанции взыскал с ООО "Автопарт" в пользу таможни утилизационный сбор в сумме 786 000 руб., 85 215,50 руб. пени (по состоянию на 17.02.2022), а также сумму пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497; в удовлетворении остальной части иска отказал; взыскал с ООО «Автопарт» в доход федерального бюджета 13 370 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает на то, что судом первой инстанции ошибочно выбран коэффициент для расчета ставки утилизационного сбора. В соответствии пунктом 14 раздела II Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 (далее – Перечень №1291) размер базовой ставки для данного вида и категории транспортных средств (седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн) - 150000,00 руб., коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 13.57. Согласно разделу II Перечня (в редакции до 18.11.2020) размер коэффициента расчета суммы утилизационного сбора зависит от полной массы транспортного средства, которая в соответствии с Пояснениями к ЕТН ВЭД равна сумме собственной массы автомобиля и максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.

ООО «Автопарт» и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, ООО «Автопарт» ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало на Калининградском акцизном таможенном посту Калининградской областной таможни транспортное средство – автомобиль грузовой – тягач седельный, 2012 г.в., марки MAN, модель TGS18.360, 4X2 BLS, VIN WMA06SZZ5CP036860, поланя (максимально допустимая) масса 20500 кг.

Декларантом заявлен код товара в соответствии с графой 33 ДТ – 8701209014.

В графе 31 ДТ указано: «не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования/на разборку».

Указанный товар выпущен 25.06.2020 таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой свободной таможенной зоны, без уплаты утилизационного сбора.

В отношении транспортного средства, классифицируемого данным кодом товара, подлежит уплате утилизационный сбор.

17.02.2022 таможенным органом в адрес Общества направлено уведомление № 22-49/03125 о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени.

Указанное уведомление возвращено в таможню 28.03.2022 в связи с истечением срока хранения.

Поскольку в установленный срок уплата утилизационного сбора Обществом не произведена, таможня обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением.

Суд первой инстанции заявленные исковые требования удовлетворил частично.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни,суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В силу пункта 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее – Перечень №1291).

В соответствии со сноской 3 к Перечню №1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

В разделе II Перечня №1291 приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий.

Так, согласно пункту 7 раздела II Перечня №1291, в редакции, действовавшей с 13.05.2020 по 27.11.2020, для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн установлен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 5,24.

Согласно Техническому паспорту транспортного средства, CMR от 23.06.2020, сведениям, указанным в ДТ №10012210/250620/0001117, вес брутто транспортного средства составляет 7 015 кг.

В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает на то, что судом первой инстанции ошибочно выбран коэффициент для расчета ставки утилизационного сбора. В соответствии пунктом 14 раздела II Перечня №1291 размер базовой ставки для данного вида и категории транспортных средств (седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн) - 150000,00 руб., коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 13.57.

По мнению таможни, согласно разделу II Перечня №1291 (в редакции до 18.11.2020) размер коэффициента расчета суммы утилизационного сбора зависит от полной массы транспортного средства, которая в соответствии с Пояснениями к ЕТН ВЭД равна сумме собственной массы автомобиля и максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака.

Указанный довод являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен.

Исходя из положений раздела II Перечня №1291 при расчете суммы утилизационного сбора коэффициент определяется в зависимости от полной массы транспортного средства.

Вместе с тем определение понятия "полная масса транспортного средства" в отношении колесных транспортных средств отсутствует как в Перечне №1291, так и в Законе N 89-ФЗ.

Gо состоянию на датe ввоза транспортного средства и возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора отсутствовали нормативные положения, обязывающие при расчете суммы сбора определять полную массу транспортного средства как суммарный показатель фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности.

Доводы Таможни о том, что используемое в Перечне понятие "полная масса" соответствует понятию "технически допустимая максимальная масса", определение которого приведено в ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Согласно разделу II ТР ТС 018/2011 под технически допустимой максимальной массой понимается установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

Однако, как правильно заключил суд первой инстанции, в рассматриваемый период (до 28.11.2020) не имелось оснований для применения используемого в ТР ТС 018/2011 понятия "технически допустимая максимальная масса" при расчете утилизационного сбора, который в спорный период согласно положениям Перечня подлежал расчету в зависимости от полной массы транспортного средства.

Суд первой инстанции обоснованно учел, что грузоподъемность транспортного средства, в отличие от массы, не является физической характеристикой, и, соответственно, не сказывается на размере затрат в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, которые могут образовываться в будущем в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств.

В свою очередь, ТР ТС 018/2011 применяется для технического регулирования в отношении транспортных средств и не регулируют взимание утилизационного сбора.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что в спорный период (до внесения изменений в Перечень 28.11.2020) для расчета суммы утилизационного сбора следует учитывать именно массу транспортного средства, поскольку влияние этого параметра на процесс утилизации транспортных средств носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.

Таким образом, поскольку в Законе N 89-ФЗ и Перечне № 1291 в спорный период не раскрыто понятие "полная масса транспортного средства", применение таможенным органом по аналогии иных определений массы транспортного средства признается апелляционным судом недопустимым.

Внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 в раздел II Перечня изменения, согласно которым слова "полная масса" заменены на слова "технически допустимая максимальная масса", не распространяются на ранее возникшие обязанности по уплате утилизационного сбора.

В рассматриваемом случае при расчете утилизационного сбора в отношении транспортного средства, задекларированного по спорной ДТ, показатель "полная масса транспортного средства" определен таможенным органом неверно, в завышенном размере, что повлекло использование в расчете ошибочных коэффициентов.

Согласно данным Технического паспорта транспортного средства, собственная масса ТС составляет 7 015 кг., что соответствует коэффициенту 5,24 в пункте 7 раздела II Перечня (в редакции, действовавшей с 13.05.2020 по 27.11.2020) для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн.

Согласно расчету суда первой инстанции, размер подлежащего уплате утилизационного сбора составляет 150 000 х 5,24 = 786 000 руб.

В случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Названные выше Правила предусматривают право Таможни в судебном порядке взыскать неуплаченный утилизационный сбор и пени по день исполнения обязанности по его уплате в судебном порядке (пункт 15(1)).

Исходя из этого требование о взыскании суммы пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, также является обоснованным.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Доказательств оплаты стоимости утилизационного сбора ответчик в материалы дела не представил.

Как следует из материалов дела, таможней заявлено требование о взыскании с Общества пеней в размере 220 682,15 руб. за период с 11.07.2020 по 17.02.2022, а также сумму пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.

Суд первой инстанции указанное требование удовлетворил частично в сумме 85 215,50 руб. за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.

Постановлением Правительства N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Правила о моратории, установленные постановлением Правительства N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.

Таким образом, в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции (в том числе пени по обязательным платежам, включая утилизационный сбор) не начисляются.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Таможни в части взыскания пени в размере 85 215,50 руб. за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда в является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02 ноября 2023 года по делу № А21-5891/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.А. Мильгевская

О.В. Фуркало