ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-5926/16 от 17.01.2018 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 января 2018 года

Дело №

А21-5926/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,

при участии от открытого акционерного общества «Балтик Экспо» и компании «CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.» – ФИО1 (доверенности от 15.09.2015), от правительства Калининградской области ФИО2 (доверенность от 29.12.2016 № 110-Д),

рассмотрев 16.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Балтик Экспо» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2016 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу № А21-5926/2016,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Балтик Экспо», место нахождения: 236000, Калининградская область, Калининград, Октябрьская улица, дом 3А,
ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ОАО «Балтик Экспо», Общество), обратилось с заявлением в Арбитражный суд Калининградской области с рядом требований, предъявленных к органам и к должностным лицам исполнительной власти Калининградской области.

Заявление ОАО «Балтик Экспо» принято к производству: делу присвоен номер А21-4363/2015.

Позднее определением суда первой инстанции от 05.08.2016 по указанному делу часть требований Общества была выделена в отдельное производство – с присвоением делу номера А21-5926/2016, которое и рассматривается в настоящее время. После принятия судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнений от заявителя его заявление к правительству Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Правительство КО), содержит следующие требования:

1. Признать частично недействительным постановление Правительства КО от 30.12.2014 № 929 «Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест» (далее – Постановление № 929) в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а. В том числе в части: образования земельного участка № 138 площадью 105 076 кв.м «Для размещения объектов транспортной инженерной инфраструктуры» (пп. 2 пункта 2 «земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению № 2») в части включения в него земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а.

Признать также недействительным «Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест» (далее – Проект межевания), разработанный следующими организациями: автономной некоммерческой организацией «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018» (далее – АНО «Дирекция Калининград 2018»), государственным казенным учреждением Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства» (далее – ГКУ КО «РУЗКС»); а также обществом с ограниченной ответственностью «Землемер» (далее – ООО «Землемер»), утвержденный Постановлением № 929 в части, касающейся:

- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в пп. 43 таблицы № 2 «Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд»;

- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а. в пп. 138 таблицы 5 «Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства»;

- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в участок 138 таблицы 6 «Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства».

- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в таблицу «Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства» Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства;

- «красных линий», проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18. площадью 29 459 кв. метров в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а также проходящих по зданию выставочного комплекса площадью 3045,2 кв.м литера «В» и зданию выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м литера «А», включенных в «Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства»;

2. Обязать Правительство КО, АНО «Дирекция Калининград 2018», ГКУ КО «РУЗКС» и ООО «Землемер» устранить допущенные ими нарушения прав и законных интересов ОАО «Балтик Экспо» и компании «CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s» в течение месячного срока после вступления в законную силу решения по настоящему делу, а именно:

- внести изменения в Постановление правительства КО № 929 в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, путем  исключения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а из земельного участка № 138 площадью 105 076 кв.м «Для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры» (пп. 2 пункта 2 «земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению № 2»);

- подготовить и внести изменения в Проект межевания, утвержденного Постановлением КО № 929, в части касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а именно: привести Проекта межевания в соответствие с «Градостроительным планом земельного участка» от 26.06.2014
№ RU39301000-5015 и постановлением Мэра Калининграда от 09.04.2003 № 731, которыми на данном земельном участке ОАО «Балтик Экспо» разрешено строительство: экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочных центров, торгово-выставочных комплексов, многоуровневых гаражей и т.д. этажностью: 4 – 16 этажей, в том числе:

- исключить названный земельный участок из подпункта 43 таблицы № 2 «Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд»;

- исключить данный земельный участок из подпункта 138 таблицы № 5 «Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства» части земельного участка площадью
8749 кв.м;

- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, из участка 138 таблицы № 6 «Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства»;

- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а из таблицы «Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства» Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства»;

- исключить «красные линии», проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18. площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а также проходящие по зданию выставочного комплекса пл. 3045,2 кв.м литера «В» и зданию выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м литера «А», из «Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства»;

- привести «Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства» в соответствие с «красными линиями», предусмотренными Градостроительным планом земельного участка от 26.06.2014 № RU39301000-5015.

К участию в выделенном арбитражном деле № А21-5926/2016 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АНО «Дирекция Калининград 2018»; ГКУ КО «РУЗКС» и
ООО «Землемер»; а также компания «CZECHOSLOVAK ENERGY, a.s».

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017, в удовлетворении заявленных требований
ОАО «Балтик Экспо» отказано.

В кассационной жалобе Общество ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм процессуального права, а также на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит указанные судебные акты отменить, а производство по рассмотрению своего требования о признании недействительным (в части) Постановления № 929 и самого Проекта межевания» – прекратить ввиду невыделенности данного требования в отдельное производство из ранее принятого к производству арбитражного дела № А21-4363/2015 в процессуальном порядке, предусмотренном статьями 125, 127 и 130 АПК РФ. По мнению подателя жалобы, на дату вынесения определения от 05.08.2016 о выделении части требований заявителя в отдельное производство с присвоением делу номера А21-5926/2016 само судебное дело № А21-4363/2015 не находилось и не могло находиться в суде первой инстанции, а следовательно материалы дела, зарегистрированные в делопроизводстве за № А21-5926/2016,– не имели отношения к требованиям ОАО «Балтик Экспо». В связи с данным обстоятельством из представленных Правительством КО материалов и выделенных судом первой инстанции в отдельное производство по делу № А21-5926/2016 невозможно установить какие-либо конкретные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора.

В данном случае ОАО «Балтик Экспо» настаивает на несоответствии оспоренного (в части) Проекта межевания «Проекту планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда» (далее – Проект планировки), утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р (далее – Распоряжение № 1735-р), в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18. Не были приняты во внимание (как считает податель жалобы) и ряд обстоятельств, ранее уже установленных судами общей юрисдикции при рассмотрении дел № 3а-55/2015,
№ 33а-1306/2016 и № 33а-2920/2016, в частности касающихся финансирования проектирования «надземного пешеходного перехода». ОАО «Балтик Экспо» обращает особое внимание арбитражного кассационного суда на решение Калининградского областного суда от 22.08.2017 по делу № 3а-40/2017, которым признан недействующим «Генеральный план городского округа «Город Калининград» (утвержденный решением городского совета депутатов Калининграда от 06.06.2016 № 225) именно в части графического изображения границ функциональной зоны смешанного функционального назначения общественно-деловой зоны на карте функциональных зон с учетом проектируемых красных линий в составе упомянутого Проекта планировки, утвержденного Распоряжением
№ 1735-р, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18. Обстоятельства, в данном случае установленные судом общей юрисдикции по делу № 3а-40/2017 (по мнению ОАО «Балтик Экспо»), имеют существенное значение для правильного рассмотрения арбитражного дела
№ А21-5926/2016.

В судебном заседании представитель заявителя и компании «CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.» поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Правительства КО возражал против ее удовлетворения.

Третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания кассационной инстанции, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба Общества рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 АПК РФ.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа (далее –
АС СЗО) от 19.12.2017 рассмотрение кассационной жалобы ОАО «Балтик Экспо» было отложено на 16.01.2018 в порядке статьи 158 АПК РФ. Судебное разбирательство в новом судебном заседании возобновлено в том же составе суда.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов рассматриваемого дела № А21-5926/2016,
ОАО «Балтик Экспо» является собственником двух объектов недвижимости (здания выставочного комплекса площадью 3045,2 кв.м, а также здания выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м), расположенных на спорном земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м, находящемся по адресу: Калининград, Октябрьская улица, дом № 3а.

Указанный земельный участок принадлежит Обществу на праве аренды согласно договору от 09.06.1998 № 001764, заключенному правопредшественником с мэрией Калининграда.

Письмом от 13.03.2015 Правительство КО со ссылкой на Проект планировки (утвержденный Распоряжением № 1735-р) и на Проект межевания (утвержденный Постановлением № 929) уведомило ОАО «Балтик Экспо» о формировании в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 земельного участка для размещения на нем транспортной и инженерной инфраструктуры, а также о необходимости изъятия в связи с этим обстоятельством как арендуемого Обществом участка, так и находящихся на нем объектов недвижимости.

ОАО «Балтик Экспо» посчитало названный Проект межевания в части арендуемого земельного участка незаконным и несоответствующим упомянутому Проекту планировки, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции принял во внимание ряд обстоятельств, ранее уже установленных при рассмотрении арбитражного дела № А21-4363/2015, после чего отказал Обществу в удовлетворении заявления. В данном случае суд посчитал доказанным и установленным факт того, что оспариваемыми заявителем документами по планировке территории в действительности предусмотрено размещение в границах арендуемого ОАО «Балтик Экспо» земельного участка других объектов инфраструктуры, – необходимых именно для обслуживания стадиона, строительство которого осуществляется за счет средств федерального бюджета для проведения в Калининграде чемпионата мира по футболу в 2018 году. При этом суд посчитал, что данный вывод не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов Общества. По данным основаниям заявителю неоднократно было отказано в удовлетворении многочисленных ходатайств, направленных на сбор доказательств для подтверждения фактов и обстоятельств, не имеющих (по мнению суда первой инстанции) отношения к рассматриваемому спору.

Не согласное с этой позицией Общество обжаловало указанное решение от 05.12.2016 в апелляционном порядке. Суд апелляционной инстанции в своем постановлении от 03.08.2017 согласился с этими выводами и оставил вынесенное по делу решение без изменения. Апелляционный суд также отклонил доводы
ОАО «Балтик Экспо» о том, что в данном случае арендуемый земельный участок не входит в границы объектов инфраструктуры, установленных Проектом планировки, и потому изымается без каких-либо законных оснований, а объекты инфраструктуры (пешеходный переход и элементы улично-дорожной сети) фактически здесь строиться не будут, как не имеющие юридического значения для обстоятельств настоящего дела, поскольку не входят в предмет доказывания.

Несогласие с указанными выводами судов двух инстанций послужило для Общества причиной обращения с кассационной жалобой. Заявитель настаивает на том, что планируемые Правительством КО спортивные объекты для проведения чемпионата мира по футболу фактически расположены за пределами спорного земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18, строительство пешеходного надземного перехода через Московский проспект, как и иных конкретных объектов на этом земельном участке в действительности вообще  не предполагается. В связи с этим незаконным является включение (со ссылкой на документы по планировке территории) земельного участка ОАО «Балтик Экспо» в состав других земельных участков, действительно подлежащих изъятию. Податель жалобы указывает на несоответствие Постановления № 929 (в обжалуемой части) Проекту планировки, утвержденному Распоряжением № 1735-р (в том числе координатам «х» и «у» общих положений основной части данного Проекта).

АС СЗО, изучив представленные в деле материалы и приведенные в жалобе ОАО «Балтик Экспо» доводы, а также проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, считает вынесенные решение от 05.12.2016 и постановление от 03.08.2017 подлежащими отмене, а само дело № А21-5926/2016 – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу следующего.

Как следует из материалов рассматриваемого дела № А21-5926/2016, спорным вопросом для сторон явилось соответствие упомянутой части Постановления № 929 и самого Проекта межевания положениям Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 108-ФЗ) и Проекту планировки, утвержденному Распоряжением № 1735-р.

В состав указанного Проекта планировки входят текстовая и графическая (чертеж) части границ зон планируемого размещения объектов чемпионата мира по футболу 2018 года.

По утверждению Общества согласно данному Проекту планировки спорный земельный участок (с кадастровым номером 39:15:140302:18) разделен на пять самостоятельных и не граничащих между собой земельных участков, и находится в зоне исторического центра города; подзоне «ОИ-7.2» – «подзона регенерации исторической среды; общественно-жилые здания до 6 этажей» (не предусматривающей изъятие земельных участков).

Однако в Проекте межевания, утвержденном Постановлением № 929, на спорном земельном участке ОАО «Балтик Экспо» предусмотрено не строительство общественно-деловых зданий, а размещение зоны объектов пешеходной и транспортной инфраструктуры. Это не соответствует Проекту планировки, утвержденному Распоряжением № 1735-р, и повлекло за собой спорное включение данного участка в состав земельного участка № 138 (предназначенного для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры) и, как следствие, – признание указанного земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости «подлежащими изъятию для государственных нужд» на основании статьи 30 Закона № 108-ФЗ.

В ходе производства по делу № А21-5926/2016 заявитель указывал на незаконность оспоренного ненормативного акта и приводил доводы о том, что согласно Проекту планировки спортивные объекты (планируемые к размещению в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу) расположены за пределами земельного участка Общества. Заявитель утверждал, что на арендуемом Обществом земельном участке фактически не предусмотрено строительство объектов инфраструктуры федерального или регионального значения именно в целях чемпионата мира по футболу 2018 года. В связи с этим Проект межевания (утвержденный Постановлением № 929) в части, касающейся спорного земельного участка, не соответствует целям и задачам, установленным Законом № 108-ФЗ. «Красные линии», которые в оспоренном Проекте межевания отражены как объекты инфраструктуры, необходимые для обслуживания стадиона, по утверждению Общества, не соответствуют Приложению № 5 к Распоряжению № 1735-р. По мнению ОАО «Балтик Экспо», включение спорного земельного участка в общий состав земельного участка № 138 согласно таблице 5 Проекта межевания (данный участок сформирован в целях размещения транспортной и инженерной инфраструктуры) является неправомерным.

В подтверждение своих доводов Общество представило в материалы дела заключение геодезической фирмы «Гидротекс» от 07.08.2015 и заключение от 09.11.2015 специалиста (кадастрового инженера ФИО3), согласно которым основная часть Проекта планировки, утвержденная Распоряжением № 1735-р, не относится к спорному земельному участку (том 5, листы 127 – 150). В ходе рассмотрения дела заявителем неоднократно подавались ходатайства об истребовании «Чертежа красных линий» из Проекта планировки, находящегося на хранении в Департаменте делопроизводства и архива Правительства Российской Федерации, а также ходатайства о привлечении специалистов (обладающих специальными знаниями в области кадастровой и градостроительной деятельности) в целях профессионального разрешения вопроса о соответствии «красных линий», спроектированных на спорном земельном участке и отображенных в Проекте межевания,– «красным линиям» Чертежа (Приложение № 5) Проекта планировки. Заявленные ходатайства судами первой и апелляционной инстанций были оставлены без удовлетворения. При этом суды указанным доводам Общества о несоответствии «красных линий» оспоренного Проекта межевания «Чертежу красных линий» Проекта планировки своей правовой оценки не дали.

Кроме того, доказательств, в свою очередь опровергающих данные доводы ОАО «Балтик Экспо», Правительство КО в материалы дела не представило. Правительство КО ограничилось лишь обобщенным утверждением о том, что «красные линии» оспоренного Проекта межевания соответствуют «Чертежу красных линий» Проекта планировки и предусматривают размещения на спорном земельном участке именно объектов инфраструктуры (строительство пешеходных дорожек для организации движения потоков прибывающих (убывающих) клиентских групп).  Между тем в материалах настоящего дела содержатся документы, в том числе многочисленная переписка между конкретными должностными лицами Правительства КО, Обществом и прокуратурой Калининградской области. Из этих документов усматривается, что спорный земельный участок ОАО «Балтик Экспо» согласно Проекту планировки (утвержденному Распоряжением № 1735-р) в действительности отнесен к зоне смешанного функционального назначения общественно-деловой зоны и на нем планируется новое жилищное строительство.

Кроме того, в подтверждение своих утверждений заявитель приводит обстоятельства, установленные Калининградским областным судом при рассмотрении дела № 3а-40/2017. Решением указанного суда общей юрисдикции от 22.08.2017 по данному делу признан недействующим и не подлежащим применению с момента вступления самого решения в законную силу Генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденный решением городского совета депутатов Калининграда от 06 июля 2016 года № 225, в части графического изображения границ функциональной зоны смешанного функционального назначения общественно-деловой зоны на карте функциональных зон с учетом проектируемых красных линий в составе проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, утвержденного Распоряжением № 1735-р, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18. При рассмотрении спора по указанному делу Калининградским областным судом установлено, что спортивные объекты и объекты транспортной инфраструктуры, планируемые к строительству и размещению в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу согласно проекту планировки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 1735-р, расположены за пределами земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18. Судом также обращено внимание на то, что Проект планировки относительно смешанной функциональной зоны (к которой отнесен и спорный земельный участок Общества) содержит указание на объемы нового жилищного строительства и строительства общественных зданий. Данные объекты (общественно-жилые здания) не являются объектами инфраструктуры с учетом соответствующих определений, приведенных в статье 2 Закона № 108-ФЗ, а поэтому у органов местного самоуправления не имелось оснований для внесения изменений в соответствующие документы территориального планирования.

Податель кассационной жалобы обращает особое внимание на указанное решение суда общей юрисдикции по делу № 3а-40/2017 в контексте доводов о детальном исследовании данным судом текстовой и графической частей Проекта планировки в отношении спорного земельного участка, как и об отсутствии, в свою очередь, в настоящем арбитражном деле какой-либо оценки судов по данному вопросу.

Согласно части 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) (здесь и далее в редакции спорного периода) проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. В силу пункта 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя «красные линии», установленные в составе проекта территории. Таким образом, исходя из приведенных нормативных положений вопрос о соответствии «красных линий» (отображенных в оспоренном Проекте межевания) «Чертежу красных линий» Проекта планировки (на несоответствие которым настаивает Общество), имеет существенное значение для правильного разрешения спора по настоящему делу.

Однако в данном случае судебные акты по арбитражному делу исследований по указанному вопросу не содержат. Так, суд первой инстанции в обоснование законности размещения (согласно Проекту межевания) на спорном земельном участке объектов транспортной инфраструктуры сослался на постановление
АС СЗО от 01.11.2016 по делу № А21-4363/2015. Между тем судебные акты по указанному делу оценки соответствия «красных линий» Проекта межевания «Чертежу красных линий» Проекта планировки не содержат.

В свою очередь суд апелляционной инстанции своей оценки данному вопросу так же не дал и ограничился лишь ссылкой на решение Верховного суда Российской Федерации (далее – ВС РФ) от 24.07.2015, которым оставлено без изменения определение апелляционной коллегии ВС РФ от 05.11.2015 об отказе в удовлетворении требований Общества об оспаривании (в части) Распоряжения
№ 1735-р, признав обязательным исполнение всеми лицами данного правового акта. Данная ссылка апелляционного суда лишена правового смысла, поскольку по данному делу вопрос законности и применения Проекта планировки, утвержденного Распоряжением № 1735-р, не ставился под сомнения Обществом. Напротив изначально и на протяжении рассмотрения спора по настоящему делу ОАО «Балтик Экспо» ставило вопрос о соответствии оспоренного Проекта межевания именно положениям Проекта планировки (Приложения № 5), утвержденного Распоряжением № 1735-р.

В вынесенных по настоящему делу судебных актах обстоятельства, свидетельствующие о том, что Проект планировки, утвержденный Распоряжением № 1735-р, действительно предусматривает именно размещение транспортной инфраструктуры на земельном участке Общества, – должным образом не отражены. Утверждение апелляционной инстанцией в отношении планирования (закрепленном на законодательном уровне) «использовать спорный земельный участок для организации движения пешеходных потоков прибывающих (убывающих) клиентских групп»– соответствующими доказательствами не подтверждено.

Также судебными инстанциями не дано надлежащей оценки утверждениям заявителя относительно строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего Зарайскую улицу, набережную генерала Трибуца и набережную генерала Карбышева. Так, из представленных в материалы дела документов (письма Министерства спорта Российской Федерации от 28.09.2015 № 07-5-16/3396, письма Правительства КО от 20.10.2015 № 15-881/9-140 и письма главы городского округа «Город Калининград» от 25.10.2016 №110/и) следует, что строительство указанного надземного пешеходного перехода именно здесь фактически не предусматривается (том 6, листы 55 – 57, 60). В данном случае Обществом в материалы дела представлены и документы, свидетельствующие об отсутствии формирования земельного участка для строительства упомянутого надземного пешеходного перехода. Помимо данного обстоятельства в обоснование доводов о том, что самостоятельный земельный участок под строительство указанного пешеходного перехода за счет спорного земельного участка не формировался, заявитель приводил другие судебные акты Калининградского областного суда по делам № 4Га-879/16 и № 33а-2920/2016. Однако приводимые доводы ОАО «Балтик Экспо» арбитражными судами двух инстанций не были должным образом оценены.

В данном случае судами при рассмотрении дела № А21-5926/2016 не были соблюдены требования статьи 71 АПК РФ в отношении выяснения всех обстоятельств, имеющих правовое значение для правильного разрешения спора. При этом доводы подателя кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при выделении материалов настоящего дела в отдельное производство были проверены кассационным судом и отклонены как не нашедшие своего подтверждения.

Ввиду изложенных обстоятельств обжалуемые судебные акты по делу
№ А21-5926/2016 подлежат отмене, а само дело – направлению в суд первой инстанции для устранения допущенных правовых нарушений.

При новом рассмотрении Арбитражным судом Калининградской области надлежит учесть изложенное, подробно исследовать все доказательства и установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, чтобы дать им надлежащую оценку по правилам статьи 71 АПК РФ. В данном случае также необходимо рассмотреть вопрос о процессуальном положении АНО «Дирекция Калининград 2018», ГКУ КО «РУЗКС» и ООО «Землемер», к которым предъявлены требования о понуждении совершения указанными лицами определенных действий.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 по делу № А21-5926/2016 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области в ином составе суда.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

И.О. Подвальный

С.В. Соколова