АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 февраля 2022 года | Дело № | А21-6001/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., рассмотрев 15.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Янтарьэнерго» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по делу № А21-6001/2021, у с т а н о в и л: Акционерное общество «Янтарьэнерго» (236022, Калининград, ул. Театральная, д. 34; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (236006, Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Управление) от 26.05.2021 № 039/04/9.21-509/2021 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением суда первой инстанции от 12.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции изменить, признав незаконным оспариваемое постановление Управления в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 400 000 руб. По мнению подателя жалобы, судам следовало снизить назначенное наказание до указанного размера. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление в ходе проверки обращения ФИО1 от 14.05.2021 о неисполнении Обществом обязательств по договору от 27.11.2019 № 7785/11/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям установило, что сетевая организация не выполнила обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя для электроснабжения индивидуального жилого дома, расположенного (будет располагаться) по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский р-н, п. Коврово, кадастровый номер земельного участка 39:05:051110:158, в 6-месячный срок со дня заключения договора, предусмотренный пунктом 5 данного договора. По факту нарушения законодательства об электроэнергетике Управление составило в отношении Общества протокол от 21.05.2021 № 039/04/9.21-59/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а постановлением от 26.05.2021 № 039/04/9.21-509/2021 признало его виновным в совершении этого административного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб. Общество не согласилось с постановлением Управления о привлечении к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, придя к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861). Согласно пункту 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. В силу пункта 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации). Как предусмотрено пунктом 15 Правил № 861 (утратил силу; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям), в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя). Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) к существенным условиям договора относится срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 27.11.2019 между Обществом и ФИО1 заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, неотъемлемой частью которого являются технические условия № Z-7785/19. ФИО1 выполнил технические мероприятия, предусмотренные договором, и направил Обществу уведомление об их выполнении. Судами также установлено, что по условиям договора мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены Обществом не позднее 27.05.2020. Вместе с тем к указанному сроку мероприятия по технологическому присоединению объекта, принадлежащего ФИО1, сетевой организацией осуществлены не были. На момент вынесения Управлением оспариваемого постановления срок неисполнения Обществом своих обязательств по договору составил 364 дня. При этом, как установили суды, ранее Общество было привлечено к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения). Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Исходя из отсутствия доказательств невозможности выполнения Обществом упомянутых требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения. С этим согласился и суд апелляционной инстанции. Каких-либо нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении судами не выявлено. В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В рассматриваемом случае суды не усмотрели оснований для возможности назначения Обществу наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного соответствующей санкцией. В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и изменения обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по делу № А21-6001/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Янтарьэнерго» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | О.А. Алешкевич | |||
Судьи | Е.А. Аникина В.М. Толкунов | |||