ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-7196/14 от 19.06.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 июня 2015 года

Дело №

А21-7196/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Корабухиной Л.И.,        Пастуховой М.В.,

рассмотрев 11.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.11.2014 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу № А21-7196/2014 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.),

у с т а н о в и л:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области  «Городская поликлиника № 2», место нахождения: 236040, Калининград, Университетская ул., д. 1а,1-11, ОГРН 1023901008889, ИНН 3906029237 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининград, ул. Космонавта Леонова, д. 49, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756 (далее - Фонд), от 01.08.2014 № 1634 об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Калининградской области.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.11.2014 заявление Учреждения удовлетворено в полном объеме. Суд признал недействительным пункт 1 оспариваемого требования Фонда. С Фонда в пользу Учреждения взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.11.2014 оставлено без изменения.

Фонд обратился в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой на судебные акты.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права при вынесении судебных актов, просит отменить решение от 18.11.2014 и постановление от 17.02.2015, принять по делу новый судебный акт – отказать в удовлетворении требований Учреждения.

Податель жалобы указывает, что суды при рассмотрении дела неправомерно применили нормативные правовые акты. Помимо прочего, в деле отсутствуют доказательства того, что разработка проектно-сметной документации и ее проверка были предусмотрены и оплачены за счет остатка средств ОМС на 2012 год. Судами, по мнению Фонда, необоснованно в качестве доказательства правомерного и целевого расходования средств ОМСна спорные работы принят уточненный  на конец года план  финансово-хозяйственной деятельности (2012 и 2013 год). Фонд полагает, что подтверждением неправомерного использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования является письмо  Минздрава России от 25.12.2012  № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – письмо Минздрава России).

Отзыв на кассационную жалобу Учреждением не представлен.

Учреждение, Фонд и Министерство здравоохранения Калининградской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании приказа директора Фонда от 07.07.2014 № 172 в отношении Учреждения была проведена плановая комплексная проверка его деятельности: за период с 01.07.2012 по 31.12.2013 - по национальному проекту «Здоровье» и целевой программе Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области за 2011-2012 годы» и за период с 01.07.2012 по 30.06.2014 по территориальной программе ОМС.

Сроки проведения проверки – с 09.07.2014 по 25.07.2014.

В ходе проведения проверки Фондом выявлено нецелевое расходование Учреждением средств в сумме 150 050 руб., выплаченных за разработку проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт системы вентиляции лаборатории» (113 000 руб. - проектно-сметная документация и 37 050 руб. – проверка (экспертиза) проекта). Расходование средств на указанные цели является нарушением пункта 6 письма Минздрава России и пункта 79 главы 9 Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов участников ОМС при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», утвержденного решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Калининградской области от 01.02.2013, являющегося приложением № 1 к тарифному соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области (далее – Порядок на 2013 год, Соглашение на 2013 год).

По результатам проверки составлен акт от 25.07.2014, на основании которого Учреждению было направлено Требование Фонда, где в пункте 1 предписано возвратить денежные средства на счет Фонда в размере 150 050 руб.

Учреждение не согласилось с требованиями Фонда, что послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 Требования Фонда.

  Суды первой и апелляционной инстанций  при рассмотрении дела руководствовались Соглашением Калининградской области от 07.02.2012 об установлении тарифов на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) Калининградской области на 2012 год (далее – Соглашение на 2012 год), которым утвержден Порядок организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников ОМС при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год (приложение № 1 к Соглашению на 2012 год, далее – Порядок взаимодействия на 2012 год). Оценив представленные доказательства, суды  признали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Фонда  в связи со следующим.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010       № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (далее - Закон                   № 326-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Программы государственных гарантий в сфере ОМС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 № 856        «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» и постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – программы гарантий).

В указанном письме Минздрава России в соответствии с означенными постановлениями разъяснены вопросы формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2012 год, на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - в части, касающейся формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Механизм финансового и организационного взаимодействия между субъектами и участниками ОМС на территории Калининградской области в 2012 и в 2013 году установлен Порядком взаимодействия на 2012 год и Порядком взаимодействия на 2013 год соответственно.

Программой гарантий предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.

Дополнительные основания, виды и условия оказания медицинской помощи, а также связанные с ними объемы страхового обеспечения утверждаются территориальной программой ОМС раздельно от установленных базовой программой ОМС оснований, видов, условий оказания медицинской помощи, объемов соответствующего страхового обеспечения.

В соответствии со статьей 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается в соответствии с Законом № 326-ФЗ.

Согласно частям 7-9 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Правительство Российской Федерации вправе при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования устанавливать дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным Законом № 326-ФЗ.

В базовой программе обязательного медицинского страхования содержатся  требования к территориальным программам ОМС.

Тарифы на оплату медицинской помощи в системе ОМС в Калининградской области определены в Соглашении на 2012 год об установлении тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области и Соглашение на 2013 год.

Структура тарифа Калининградской области утверждена Порядком взаимодействия на 2012 год и Порядком взаимодействия на 2013 год.

Затраты, включаемые в тарифы на медицинскую помощь (медицинские услуги) и возмещаемые за счет средств ОМС делятся на тариф по базовой программе ОМС и тариф на прочие статьи расходов в условиях одноканального финансирования.

В состав тарифа на прочие статьи расходов, в том числе на текущее содержание медицинских организаций, включены расходы по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом нефинансовых активов, находящихся в собственности, оперативном управлении или аренде, в целях обеспечения собственных нужд для выполнения территориальных программ ОМС, а также прочие услуги.

Таким образом, Порядком взаимодействия на 2012 год предусмотрена структура расходной части тарифа медицинской помощи (медицинских услуг) в системе ОМС, включающая расходы по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом (в том числе и капитальным) нефинансовых активов.

Судами установлено, материалами дела подтверждается, что гражданско-правовой договор от 26.12.2012 № 0335300019112000045 на разработку проектно-сметной документации на сумму 113 000 руб. заключен Учреждением в 2012 году; начало работ – с момента подписания договора, но не ранее 09.01.2013, работы должны быть выполнены в течение 30 календарных дней с даты начала. В  дополнительном соглашении от 01.02.2013 стороны уточнили дату начала работ – 14.01.2013. Акт сдачи-приемки выполненных работ подписан 12.02.2013, денежные средства перечислены в 2013 году.

Договор от 27.03.2013 №131-398 на проверку сметной документации по объекту на сумму 37 050 руб. заключен в 2013 году со сроком выполнения – 45 дней со дня предоставления документов. Акт сдачи-приемки выполненных работ подписан 28.03.2013, денежные средства перечислены в 2013 году.

Пунктом 79 Порядка взаимодействия на 2013 год предусмотрен запрет на расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения оборудования стоимостью свыше 100 000 тысяч за единицу, медицинской мебели, так как они не входят в средний подушевой норматив, установленный программой, и финансируются за счет бюджетных ассигнований.

Однако финансирование работ по договору от 26.12.2012 запланировано и обеспечено за счет средств полученных по программе ОМС на 2012 год, следовательно, выделяемые медицинским организациям в структуре тарифа ОМС в 2012 году денежные средства, могли быть израсходованы ими как на проведение ремонта, так и на прочие услуги по оплате договоров, связанных с ремонтом. Необходимость размещения заказа и проведения работ подтверждается также представлением Роспотребнадзора по Калининградской области от 10.05.2012 об обязании провести капитальный ремонт помещения лаборатории и системы вентиляции в ней.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 21.01 2014 № 02-10-11/1763 в форме разъяснений по единому толкованию нецелевого использования бюджетных средств, для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. При этом анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.

Договор от 26.12.2012 на разработку проектно-сметной документации был заключен по результатам проведенных торгов, и оплата по нему была предусмотрена за счет остатков средств ОМС на 2012 года.

Справки по денежным средствам на лицевом счете Учреждения, а также о расходе остатков средств Фонда, поступивших в рамках программы 2012 года, ведомости аналитического учета ассигнований на март 2013 года, план финансово-хозяйственной деятельности поликлиники на 2013 год,  подтверждают оплату по договору от 26.12.2012 средств ОМС по статье «Прочие расходы».

Данные обстоятельства подтверждаются также письменной позицией Минздрава Калининградской области, утвердившего Учреждению расходы в размере 150 050 руб. в составе сметы финансово-хозяйственной деятельности лечебного учреждения на 2013 год (за счет остатков средств 2012 года).

Фонд указывает, что расходование средства в размере 150 050 руб. является нецелевым, так как они не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный программой на 2013 год.

Однако в актах Фонда не отражено, что работы, профинансированные за счет средств ОМС, были использованы Учреждением не для целей оказания медицинских услуг в рамках программ ОМС, а в иных целях. Судами же правомерно установлено, что в результате выполнения проектно-сметных работ Учреждением были достигнуты те цели, для выполнения которых предусмотрены средства ОМС, а именно: предприняты действия по улучшению качества медицинского обслуживания, распределение расходов произведено исходя из потребностей Учреждения и предписания надзорного органа, выделенные средства были запланированы и израсходованы на оплату проектно-сметной документации необходимой для проведения  в последующем ремонта.

Таким образом, Фондом не представлено доказательств нецелевого использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление Учреждения. 

Фактические обстоятельства дела судами обеих инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.11.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу № А21-7196/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Е. Бурматова

Судьи

Л.И. Корабухина

 М.В. Пастухова