ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-7700/17 от 29.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 января 2018 года

Дело №А21-7700/2017

Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2018 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31465/2017) ООО «Виноконьячный завод «Альянс-1892» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.10.2017 по делу № А21-7700/2017 (судья Сычевская С.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Виноконьячный завод «Альянс-1892» (место нахождения: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления Калининградской областной таможни (место нахождения: 236016, <...>, далее - таможенный орган) от 23.08.2017 N 10012000-2113/17 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 30.10.2017, принятым в порядке упрощенного производства, Обществу в удовлетворении заявленных требованиях отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Заявитель указывает, что совершенное административное правонарушение соответствует критериям для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271, 272.1 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 10.06.2017 в адрес уполномоченного экономического оператора ООО «Виноконьячный завод «Альянс-1892» по документам, составляющим транзитную декларацию (далее - ТД) № 10012160/090617/0003542: международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 09.06.2017 № 001, инвойсу от 29.05.2017 №2017020139 поступило два товара:

- товар № 1 «Оборудование для этикетирования бутылок» (код ТН ВЭД 84223000, вес брутто 124,79 кг, 1 грузовое место);

- товар № 2 «Части оборудования для этикетирования бутылок» (код ТН ВЭД 84229090, вес брутто 5,21 кг.).

После завершения таможенной процедуры таможенного транзита, согласно отчету № 200110 от 10.06.2017 о принятии товаров на хранение, товар «Оборудование для этикетирования бутылок» в количестве 1 грузового места весом брутто 130 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8422 помещен в 12:46 часов на склад временного хранения (далее - СВХ) ООО «Виноконьячный завод «Альянс-1892», о чем представлен в установленные сроки на Черняховский таможенный пост Калининградской областной таможни в электронной форме отчет по форме ДО-1.

16.06.2017 на Черняховский таможенный пост Калининградской областной таможни в электронном виде представителем Общества подана и зарегистрирована таможенным органом форма ДО-2 отчет №200110 от 16.06.2017 о выдаче товара с СВХ.

16.06.2017в 14.00 часов, согласно сведениям, содержащимся в отчете №200110 о выдаче товаров с СВХ формы ДО-2, товар - «Оборудование для этикетирования бутылок» в количестве 1 грузового места весом брутто 130 кг, код ВЭД ЕАЭС - 8422» выдан со склада на основании выпущенной декларации (далее - ДТ) №10012200/160617/0004050.

При этом ДТ № 10012200/160617/0004050 содержит сведения о выпуске четырех товаров различных наименований и кодов ТН ВЭД ЕАЭС, а именно:

- товар № 1 «Этикетировочная станция, являющаяся составной частью этикетировочного автомата» (код ТН ВЭД 8422300008, вес брутто 124,79 кг);

- товар № 2: «Энкондер в комплекте с кабелем, который является запасной частью этикетировочного автомата» (код ТН ВЭД 9031803400, вес брутто 1,5 кг);

- товар № 3 «Кабель питания электрический, который является запасной частью этикетировочного автомата» (код ТН ВЭД 8544429009, вес брутто 3, 0 кг);

- товар № 4 «Комплект для пуска - фотоэлемент, который является запасной частью этикетировочного автомата» (код ТН ВЭД 8541409000, вес 0,71 кг).

24.06.2017 в целях проверки фактов выдачи товаров с СВХ должностным лицом Черняховского таможенного поста Калининградской областной таможни проведен таможенный осмотр территорий и помещений в результате которого установлено отсутствие товаров №№ 1 - 4 по ДТ № 10012200/160617/0004050 (акт таможенного осмотра помещений и территорий от 24.06.2017 № 2).

08.08.2017 по факту предоставления отчетности, содержащей недостоверные сведения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 10012000-2113/2017 по статье 16.15 КоАП РФ.

Постановлением от 23.08.2017 по делу об административном правонарушении N 10012000-2113/2017 таможенный орган признал Общество виновным в совершении административного правонарушения - заявлении недостоверных сведений о товаре, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 руб..

Общество с названным постановлением таможенного органа не согласилось, просило признать правонарушение малозначительным. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции изучив материалы дела, доводы жалобы, находит жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.

Статьей 16.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 120 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Как указано в пункте 1 статьи 121 ТК ТС, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

Пунктом 3 статьи 26 ТК ТС закреплено, что владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В силу с пункта 4 статьи 168 ТК ТС размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно части 15 статьи 177 Федерального закона N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» порядок представления таможенным органам отчетности владельцами складов временного хранения определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (приказ ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на СВХ (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 30, 32 Порядка владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам:

ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение;

ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения.

Владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет таможенному посту отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение.

В соответствии с пунктом 15 Порядка, если в процессе принятия товаров на хранение либо в процессе временного хранения товаров владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) либо уполномоченным лицом осуществляется разделение товарной партии, и (или) устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) извещает об этом таможенный пост (либо оперативно-дежурную службу данного таможенного поста либо таможни) либо уполномоченное лицо путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы представляются таможенному посту в течение шести часов с момента их оформления.

Документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, прикладываются таможенным постом к отчетности по форме ДО-1, поданной владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) на указанные товары. При представлении указанных документов в электронном виде, заверенных электронной подписью владельца СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения), данные документы фиксируются КПС "Учет товаров на ВХ".

В соответствии с пунктом 24 Порядка выдача товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) осуществляется в том числе при помещении товаров под таможенную процедуру, предусмотренную Таможенным кодексом.

В соответствии с пунктом 25 Порядка выдача и вывоз товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров), перемещение товаров с СВХ в случае его закрытия осуществляется на основании таможенной декларации или иных документов, оформленных в соответствии с целями, указанными в пункте 24 настоящего Порядка.

Отчетность, формируемая при выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) по форме ДО-2, представляется владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения, таможенному посту не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения товаров).

Таким образом, Обществом нарушены требования таможенного законодательства об обязательном представлении в таможенный орган отчетности, содержащей достоверные сведения, что в свою очередь свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено ни таможне, ни суду первой инстанции, что свидетельствует о наличии состава инкриминируемого административного правонарушения в его действиях.

Довод Общества о необходимости квалифицировать совершенное им правонарушение как малозначительное подлежит отклонению апелляционным судом по следующим основаниям.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Вместе с тем, Общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение.

Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в безразличном отношении со стороны Общества, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для исполнения требований таможенного законодательства.

Общество, вступая в таможенные правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Апелляционный суд учитывает то обстоятельство, что оспариваемым постановлением наказание назначено Обществу в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей в пределах санкции статьи 16.15 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом как необоснованные.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.10.2017 по делу № А21-7700/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

А.Б. Семенова