АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 июня 2022 года | Дело № | А21-8249/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г., при участии от акционерного общества «Россети Янтарь» ФИО1 (доверенность от 01.01.2022 № 212-21), ФИО2 (доверенность от 01.01.2022 № 214-21), рассмотрев 28.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Россети Янтарь» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу № А21-8249/2021, у с т а н о в и л: Акционерное общество «Россети Янтарь» (ранее – акционерное общество «Янтарьэнерго»), адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, Решением суда первой инстанции от 03.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.02.2022, постановление Управления изменено в части размера назначенного Обществу административного штрафа, который снижен до 700 000 руб. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 03.11.2021 и постановление от 08.02.2022, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя кассационной жалобы, суды неправильно применили положения пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861); по смыслу указанного пункта Правил № 861 заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся на земельном участке в границах территории садоводства, должна была быть подана уполномоченным лицом от имени садоводческого некоммерческого товарищества (далее – СНТ); Правилами № 861 не предусмотрен такой порядок подачи заявки на технологическое присоединение, как направление заявки физического лица с сопроводительным письмом СНТ; поступившая Обществу 13.04.2021 заявка ФИО3 не подлежала исполнению сетевой организацией. В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить ее без удовлетворения. В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, с сопроводительным письмом от 10.04.2021 председателя СНТ «Солнышко» ФИО4 Обществу поступила заявка ФИО3 на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на садовом участке № 19в в СНТ «Солнышко» в городе Советске Калининградской области. Заявка на технологическое присоединение была подана в целях энергоснабжения нежилой постройки. Общество зарегистрировало заявку 13.04.2021. Письмом от 16.04.2021 № ЯЭ/19/2815 Общество в ответ на заявку от 13.04.2021 со ссылкой на пункт 8(5) Правил № 861 сообщило, что в целях технологического присоединения указанного объекта заявка должна быть подана непосредственно СНТ «Солнышко» через личный кабинет на портале электросетевых услуг Общества. В поступившем в Управление 12.05.2021 заявлении ФИО3 указал на незаконный отказ в рассмотрении его заявки и неправомерные действия сетевой организации, выразившиеся в ненаправлении ему проекта договора на осуществление технологического присоединения по заявке от 13.04.2021. Управление, усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 8(5), 15 Правил № 861, определением от 11.06.2021 возбудило в отношении Общества дело об административном правонарушении № 039/04/9.21-641/2021 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Уполномоченным должностным лицом Управления 25.06.2021 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Постановлением Управления от 05.07.2021 по делу об административном правонарушении № 039/04/9.21-641/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде Суд первой инстанции признал доказанными Управлением состав и событие вмененного Обществу административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, вместе с тем счел возможным изменить оспариваемое постановление в части размера назначенного Обществу штрафа, снизив его до 700 000 руб. Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции и оставил его без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, пришла к следующим выводам. Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде 100 000 – 500 000 руб. административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ). Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке – на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным. Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами № 861. В соответствии с пунктом 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил. Как указано в пункте 15 Правил № 861, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 – 14 данных Правил. В соответствии с пунктом 8(5) Правил № 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622, действовавшей на момент подачи ФИО3 заявки на технологическое присоединение, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии). При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату. Из материалов дела видно, что заявка на технологическое присоединение от 13.04.2021 была заполнена от имени физического лица (ФИО3) и направлена с сопроводительным письмом председателя СНТ «Солнышко» от 10.04.2021. Управление и суды первой и апелляционной инстанций посчитали соблюденным в рассматриваемой ситуации предусмотренный пунктом 8(5) Правил № 861 способ подачи заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке в границах СНТ. С учетом данного вывода Управление и суды констатировали неправомерное в нарушение пункта 15 Правил № 861 нерассмотрение Обществом заявки от 13.04.2021. Между тем при вынесении судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее. Порядок подачи заявки на технологическое присоединение, установленный пунктом 8(5) Правил № 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622, обязателен для исполнения сетевыми организациями с 01.01.2019 и является специальным случаем технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества. Заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии). Поскольку в соответствии с действовавшей в спорный период редакцией пункта 8(5) Правил № 861 физическое лицо ограничено в праве на самостоятельное обращение в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества, то его заявка не подлежала исполнению со стороны сетевой организации (Общества). Ссылка судов двух инстанций на то, что заявка ФИО3 от 13.04.2021 была подана с сопроводительным письмом за подписью председателя СНТ «Солнышко», в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку действовавшая в спорный период редакция пункта 8(5) Правил № 861 прямо предусматривала, что с заявкой на технологическое присоединение вправе было обратиться только СНТ, и не предусматривала такого порядка обращения, как сопроводительное письмо СНТ к заявке физического лица. Данная правовая позиция соответствует выводам, приведенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2022 При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и о законности постановления Управления сделаны при неправильном применении норм материального права. Исходя из установленных судами обстоятельств дела и учитывая подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт. Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт – об удовлетворении заявленных Обществом требований, признании незаконным и отмене постановления Управления. Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу № А21-8249/2021 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 05.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 039/04/9.21-641/2021. | ||||
Председательствующий | С.В. Соколова | |||
Судьи | Ю.А. Родин И.Г. Савицкая | |||