ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-8607/17 от 03.08.2018 АС Северо-Западного округа

690/2018-38377(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г., 

рассмотрев 31.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно –  эксплуатационный участок № 12 Ц» на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 20.11.2017 (судья Сычевская С.Н.) и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018  (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу № А21-8607/2017, 

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный  участок № 12Ц», место нахождения: 236000, Калининград, улица Карла Маркса,  дом 56, ОГРН 1083925038845, ИНН 3904604442 (далее - Общество), обратилось  в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству  регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения:  236007, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН 1163926082253  (далее - Министерство), о признании незаконным и отмене предписания от  30.08.2017 № ЖК-2/566/ЦЕН/5942-р. 

Решением суда первой инстанции от 20.11.2017, оставленным без  изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.04.2018, в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение  судами первой и апелляционной инстанций норм материального и  процессуального права и несоответствие их выводов фактическим  обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и  удовлетворить заявление. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и  месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное  заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК  РФ) не является препятствием для ее рассмотрения. 

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций,  Министерством на основании обращения (вх. № 5942-р) в отношении Общества,  с которым заключен договор управления многоквартирным домом (далее - МКД)   № 14-14А по ул. Комсомольская г. Калининграда, проведена внеплановая  выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований и (или)  требований, установленных муниципальными правовыми актами. 

В ходе указанной проверки Министерством были выявлены нарушения  Обществом требований пунктов 3.4.1, 3.4.3, 4.1.1, 4.2.1.3, 3.2.8, 3.2.9, 4.8.1,  3.3.4, 4.6.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, 


утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее -  Правила № 170), которые отражены в акте проверки от 29.08.2017 

 № ЖК-1/1770/ЦЕН.

В целях устранения выявленных нарушений Министерство выдало  Обществу предписание от 30.08.2017 № ЖК-2/566/ЦЕН/5942-р, в соответствии с  которым ООО «ЖЭУ № 12 Ц» обязано устранить захламление подвальных  помещений; произвести ремонт стен подвала с восстановлением кирпичной  кладки, штукатурного и окрасочных слоев; установить крышки на приямки в полу  подвальных помещений; обеспечить сквозное проветривание подвала; очистить  металлические двутавровые балки, покрыть антикоррозийным составом с  последующей окраской; произвести ремонт отделочных слоев стен и потолков  лестничных клеток МКД: демонтировать существующие отделочные слои,  оштукатурить поверхности с последующей окраской; произвести ремонт  ступеней лестничных маршей МКД с устройством защитных металлических  уголков; устранить захламление чердачных помещений; устранить голубиный  помет с поверхности чердачного перекрытия и элементов стропильной системы,  провести дезинфекцию помещений; устранить нарушения герметизации стыков  желобов водосточной системы со стороны дворового фасада МКД. Сроки  исполнения предписания: до 02.10.2017. 

Не согласившись с указанным ненормативным актом Министерства,  Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении  требований ООО «ЖЭУ № 12 Ц» о признании недействительным упомянутого  Предписания, обоснованно исходили из следующего. 

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать  благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее  содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов  пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных  услуг гражданам, проживающим в таком доме. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание  общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно  осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской  Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной  безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности,  соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность  жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов  собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;  постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого  оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений  в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых  для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме. 

Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении  многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность  перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех  услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее  содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно  соответствовать требованиям технических регламентов и установленных  Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества  в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости  от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно 


соответствовать требованиям установленных Правительством Российской  Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домах. 

Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей  управляющей организации как комплекс услуг и работ по надлежащему  содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной  деятельности, направленной на достижение целей управления домом. 

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда  установлены в Правилах № 170, которые определяют, что должно включаться в  содержание и техническое обслуживание дома. Правила устанавливают  параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности  жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и  системы инженерно-технического обеспечения дома независимо от желания  собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих  работ и услуг в договор с управляющей компанией. 

Общее имущество дома должно содержаться в соответствии с  требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии,  обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик  надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и  здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц,  государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и  законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10  Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491). 

Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна  обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических  осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания,  строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а  также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36  Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о  безопасности зданий и сооружений»). 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что Общество, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирным  домом № 14-14А по ул. Комсомольская в г. Калининграде допустило нарушения  требований пунктов 3.4.1, 3.4.3, 4.1.1, 4.2.1.3, 3.2.8, 3.2.9, 4.8.1, 3.3.4, 4.6.4.1  Правил № 170. Выявленные нарушения ООО «ЖЭУ № 12 Ц» существенно  нарушают права граждан, несут угрозу здоровью и жизни жителей  многоквартирного дома. 

Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции, оценив по  правилам статей 65 и 71 АПК РФ доказательства, фактические обстоятельства  настоящего дела, доводы сторон, сочли правомерным возложение  административным органом на заявителя обязанности устранить нарушения  требований жилищного законодательства Российской Федерации и  констатировали законность оспариваемого ненормативного правового акта. 

Позиция заявителя о неисполнимости ряда пунктов предписания  отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку субъект  предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый для  него механизм исполнения предписания. В случае неясности или  невозможности выполнения предписания в установленный срок Общество не  лишено возможности обратиться в Министерство с заявлением о разъяснении 


возможных способов исполнения предписания. 

Ввиду изложенного суды пришли к объективному выводу о соответствии  оспариваемого ненормативного правового акта упомянутым нормам, а также об  отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов  заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении  заявленных требований. 

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или  считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в  обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о  достоверности или недостоверности того или иного доказательства,  преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ). 

Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции  соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального  права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые  в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или  изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых  судебных актов не имеется. 

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не  свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального  права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют. 

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2017 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018  по делу № А21-8607/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Жилищно – эксплуатационный  участок № 12 Ц» - без удовлетворения. 

Председательствующий А.Г. Кудин 

Судьи Л.Б. Мунтян

И.Г. Савицкая