ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-8690/20 от 26.05.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 мая 2021 года

Дело №

А21-8690/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

рассмотрев 24.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу № А21-16749/2019,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинградского района», адрес: 236008, Калининград, ул. Тургенева, д. 14, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ООО «УКЛР», Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с уточненным заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), от 02.10.2019 № ЖК-2/2381/ЖСА/19мк-73лп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Янтарьэнергосбыт».

Решением суда первой инстанции от 04.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.12.2020, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание Министерства признано недействительным.

Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование доводов кассационной жалобы Министерство указывает на то, что начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, должно производиться управляющей организацией.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2019 рассмотрение кассационной жалобы Министерства отложено на 24.05.2021.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.05.2021 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Соколовой С.В. на судью Кудина А.Г.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства и Общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 04.09.2019 № ЖК-4870/пр в связи с обращением гражданина, проживающего в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Калининград, Московский пр., д. 68 (далее - МКД), Министерством проведена внеплановая документарная проверка ООО «УКЛР», осуществляющего управление названным МКД на основании лицензии от 21.04.2015 № 026 и договора управления от 30.09.2011.

В ходе проверки установлено и в акте от 02.10.2019
№ ЖК-1/4807/ЖСА/19мк-73лп отражено несоблюдение порядка расчета платы за электроэнергию на содержание общего имущества в МКД, что является нарушением требований части подпункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила N 416), пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), пункта 29 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила № 491).

Обществу выдано предписание от 02.10.2019 № ЖК-2/2381/ЖСА/19мк-73лп об устранении выявленного нарушения в срок до 25.12.2019, содержащее требование произвести перерасчет (путем снятия) платы всем собственникам/нанимателям помещений МКД за электроэнергию на содержание общего имущества за период с мая 2018 по июль 2019 года с учетом объема индивидуального потребления электроэнергии собственником квартиры № 1 за данный период; представить в Министерство копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета.

Несогласие с выданным предписанием послужило основанием для обращения ООО «УКЛР» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление, поскольку признал оспариваемое предписание несоответствующим жилищному законодательству и нарушающим права и законные интересы Общества.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 4 Правил № 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено Министерством в рамках осуществления лицензионного контроля в пределах предоставленных полномочий.

Министерством установлено нарушение порядка начисления платы за коммунальный ресурс (электроэнергия), потребленный в целях содержания общего имущества.

В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Судами установлено, что собственники помещений в спорном МКД приняли решение, оформленное протоколом от 07.08.2017, о распределении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества, исходя из разницы показаний общедомового и суммарных показаний индивидуальных приборов учета.

Установив незаконное потребление электроэнергии в объеме 2 663 кВт ч за период с 16.05.2018 по 12.07.2019 собственником квартиры № 1 названного МКД, Министерство пришло к выводу о необходимости произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс (электроэнергия), потребленный в целях содержания общего имущества, возложив данную обязанность на управляющую организацию.

Не соглашаясь с позицией Министерства и признавая недействительным оспариваемое предписание от 02.10.2019 № ЖК-2/2381/ЖСА/19мк-73лп, суды первой и апелляционной инстанций исходили из установленных ими фактических обстоятельств, свидетельствующих о следующем.

Как следует из материалов дела, в целях содержания общего имущества в МКД и (или) оказания собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в МКД коммунальной услуги электроснабжения между
ОАО «Янтарьэнергосбыт» (гарантирующим поставщиком) и Обществом (исполнителем) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2017 № 199700520. В силу указанного договора исполнитель ежемесячно передает гарантирующему поставщику показания коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета электроэнергии, и (или) иной информации, используемой для определения количества (объема) электроэнергии, принятой исполнителем (пункт 3.1.2). Оформление платежных документов на оплату электрической энергии является обязанностью гарантирующего поставщика (пункты 2.1.4, 6.7).

Судами также приняты во внимание положения соглашения о взаимодействии в сфере организации обмена данными от 01.02.2017, заключенного между Обществом и АО «Янтарьэнерго», согласно пункту 3.1. которого снятие показаний общедомовых приборов учета производит сетевая организация - АО «Янтарьэнерго» и передает гарантирующему поставщику - ОАО «Янтарьэнергосбыт» ведомость снятых показаний для расчета и начисления индивидуальным потребителям и Обществу.

Общим собранием собственников помещений МКД принято решение от 07.08.2017 (пункт 12), согласно которому оплата электроэнергии на общедомовые нужды производится непосредственно ресурсоснабжающей организации, что согласуется с частью 7.1 (в редакции до 03.04.2018) и 7.5
(в редакции Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ) статьи 155 ЖК РФ, когда собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что Общество с учетом приведенного правового регулирования и изложенных положений договоров и соглашения не участвует в расчетах с потребителями в отношении внесения платы за коммунальный ресурс (электроэнергия), потребленный в целях содержания общего имущества, в связи с чем не обладает возможностью для устранения выявленных нарушений.

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о несоответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и наличии правовых оснований для удовлетворения требования Общества.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу № А21-16749/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин