ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-9071/2022 от 22.09.2023 АС Северо-Западного округа

928/2023-65513(1)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., 

при участии от акционерного общества «Россети Янтарь» ФИО1  (доверенность от 01.01.2022), от Управления Федеральной антимонопольной  службы по Калининградской области ФИО2 (доверенность  от 10.03.2023), 

рассмотрев 18.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу акционерного общества «Россети Янтарь» на решение Арбитражного  суда Калининградской области от 19.01.2023 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу № А21-9071/2022, 

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Россети Янтарь», адрес: 236022, Калининград,  Театральная ул., д. 34, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с  заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной  антимонопольной службы по Калининградской области, 236006, Калининград,  Барнаульская ул., д. 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Управление), от 20.07.2022 № 039/07/3-600/2022 и предписания от 20.07.2022   № 31-Т/2022. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены общество с  ограниченной ответственностью «СБ «Регион», адрес: 236016, Калининград,  ул. 1812 года, д. 126, лит. А, пом. XLII, ОГРН <***>, ИНН <***>, и  общество с ограниченной ответственностью «ИНБРЭС», адрес: 428018,  <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***>. 

Решением суда первой инстанции от 19.01.2023, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2023, в  удовлетворении заявления отказано. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение  судами первой и апелляционной инстанций норм материального права,  несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим  обстоятельствам спора, просит отменить судебные акты, заявление  удовлетворить. 

Податель кассационной жалобы указывает, что закупочная документация  содержала однозначные требования к участникам и порядок их оценки, в том  числе в случае подачи заявки коллективным участником. Общество, ссылаясь  на положения пункта 1.4.8. документации о закупке, настаивает на  несоответствии ООО «СБ «Регион» требованиям подпункта «и» пункта 16  части II «Информационная карта закупки» документации о закупке. 

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы  кассационной жалобы. 


Представитель Управления, считая обжалуемые судебные акты законными  и обоснованными, возражал против удовлетворения кассационной жалобы. 

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц,  извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, 02.06.2022 на  официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок  (http://zakupki.gov.ru) Общество (заказчик, организатор торгов) в соответствии с  требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках  товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон   № 223-ФЗ), Единого стандарта закупок публичного акционерного общества  «Россети», утвержденного решением совета директоров от 17.12.2018 № 334  (далее - Положение о закупках) разместило извещение о закупке   № 32211441615 на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных  работ с поставкой материально-технических ресурсов и оборудования по  объекту: «Реконструкция распределительных сетей 6-10 кВ в Калининграде с  заменой КЛ 6 кВ протяженностью 27,675 км (без прироста), КЛ 10 кВ  протяженностью 27,762 км (без прироста) и перевод ВЛ 6-10 кВ общей  протяженностью 6,82 км в кабельное исполнение. Модернизация 300 ТП,  РП 6-10 кВ с установкой пунктов учета электроэнергии и устройств  телемеханики в Калининграде» (II этап), 2 подэтап (150 объектов)». 

Заказчиком выбран в качестве способа закупки конкурс в электронной  форме. 

ООО «СБ «Регион» как лидер коллективного участника закупки 20.06.2022  подало заявку на участие в конкурсе. Коллективный участник закупки согласно  соглашению о коллективном участии от 17.06.2022 состоял из двух юридических  лиц - ООО «СБ «Регион» и ООО «ИНБРЭС». 

Согласно протоколу рассмотрения заявок участников и проведения  переторжки от 30.06.2022 № 2/32211441615 заявка коллективного участника  закупки в составе лидера коллективного участника закупки ООО «СБ «Регион» и  члена коллективного участника закупки ООО «ИНБРЭС» закупочной комиссией  заказчика отклонена. 

ООО «СБ «Регион» не согласилось с решением Общества об отклонении  заявки и 01.07.2022 в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обратилось с соответствующей жалобой в  Управление. 

Решением Управления от 20.07.2022 № 039/07/3-600/2022 жалоба  ООО «СБ «Регион» на действия заказчика (организатора торгов) при  проведении упомянутого конкурса признана частично обоснованной. Закупочная  комиссия заказчика (организатора торгов) признана нарушившей пункт 2 части 1  и часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. 

Обществу выдано обязательное для исполнения предписание  от 20.07.2022 № 31-Т/2022, согласно которому ему (заказчику, организатору  торгов), закупочной комиссии заказчика (в части имеющихся полномочий)  надлежало устранить нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона   № 223-ФЗ, для чего в срок не позднее 09.08.2022 отменить протокол  рассмотрения заявок участников и проведения переторжки от 30.06.2022   № 2/32211441615 и протокол о подведении итогов от 01.07.2022   № 3/32211441615. Обществу предписано вернуться на стадию рассмотрения  общих частей заявок участников на участие в конкурсе в электронной форме на 


право заключения договора на выполнение строительно-монтажных,  пусконаладочных работ с поставкой материально-технических ресурсов и  оборудования по объекту (закупка № 32211441615 на официальном сайте  Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru с учетом  выводов решения комиссии Управления от 20.07.2022 № 039/07/3-600/2022). 

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием Управления,  Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суды пришли к выводу о соответствии решения и предписания Управления  нормам действующего законодательства и отказали в удовлетворении  заявленных требований.  

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы  кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм  материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены  обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров,  работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия,  справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений  конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2). 

Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о  конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается  предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а  также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и  сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые  не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам  закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям  исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на  участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко  всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к  условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ). 

Согласно части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о  конкурентной закупке должны быть указаны: требования к участникам такой  закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой  закупке (пункт 14). 

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о закупках отборочные критерии  (требования) - это обязательные к исполнению всеми участниками закупки и  устанавливаемые в документации о закупке требования, несоответствие  которым влечет решение закупочной комиссии об отклонении заявки от  дальнейшего рассмотрения. 

В силу пункта 2.7 Положения о закупках при оценке соответствия заявки  коллективного участника отборочным критериям (требованиям) каждый член  коллективного участника должен отвечать условиям извещения о закупке и  (или) документации о закупке в части требований, не подлежащих  суммированию (наличию гражданской правоспособности в полном объеме, не  нахождения в процессе ликвидации, отсутствия в реестре недобросовестных  поставщиков и т.п.). Количественные параметры деятельности каждого члена  коллективного участника суммируются в соответствии (пропорционально) с  распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного  участника. При установлении требований по наличию специальной  правоспособности (например, наличие лицензий и иных специальных  разрешительных документов) соответствие установленным в извещении о  закупке и (или) документации о закупке требованиям оценивается в  соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами 


коллективного участника. В случае установления в соглашении членов  коллективного участника солидарной ответственности на исполнение договора  количественные параметры деятельности каждого члена коллективного  участника по критерию «финансовая устойчивость участника закупки»  суммируются без отнесения к распределению объема поставки / выполнения  работ / оказания услуг по договору между членами коллективного участника. 

Пунктом 1.4.1 раздела 1.4 документации о закупке «Требования к участнику  закупки» определено, что участником закупки может быть любое юридическое  лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного  участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы  собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое  физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне  одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или  несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного  участника закупки. 

В соответствии с пунктом 1.4.8 раздела 1.4 документации о закупке в  случае участия в закупке коллективного участника (группы лиц) каждое  юридическое лицо (каждый индивидуальный предприниматель), входящее в  состав коллективного участника, должно отвечать требованиям документации о  закупке в части требований, не подлежащих суммированию (наличию  гражданской правоспособности в полном объеме, не нахождения в процессе  ликвидации, отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков и т.п.). При  установлении требований по количественным параметрам деятельности  коллективного участника (группы лиц), количественные параметры членов  объединения суммируются в соответствии с распределением поставок, работ,  услуг между членами коллективного участника. При установлении требований  по наличию специальной правоспособности (например, наличие лицензий и  иных специальных разрешительных документов) соответствие установленным в  документации о закупке требованиям оценивается в соответствии с  распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного  участника. 

Согласно подпункту «к» пункта 16 части II «Информационная карта  закупки» документации о закупке участник закупки должен обладать кадровыми  ресурсами в составе не менее: рабочих - 23 чел. и ИТР, МОП - 8 человек. 

Организатор торгов пришел к выводу, что исходя из требований  пункта 1.4.8 части I и подпункта «к» пункта 16 части II документации о закупке  лидер коллективного участника закупки должен обладать кадровыми ресурсами  в составе не менее: рабочих - 18 (23 х 0,76137) человек и ИТР, МОП - 7  (8 х 0,76137) человек, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися  в соглашении о коллективном участии от 17.06.2022, члены коллективного  участника предусмотрели следующее распределение объемов работ: лидер  коллективного участника ООО «СБ «Регион» - 73,334% от общего объема работ;  член коллективного участника ООО «ИНБРЭС» - 26,666% от общего объема  работ. 

В соответствии со справкой ООО «СБ «Регион» его кадровые ресурсы:  рабочих - 4 чел.; ИТР, МОП - 10 чел. 

Исследовав и оценив Положение о закупках (пункт 2.7), положения  документации о закупке (пункт 1.4.8), представленные коллективным участником  закупки в составе лидера коллективного участника закупки ООО «СБ «Регион» и  члена коллективного участника закупки ООО «ИНБРЭС» в составе заявки  документы (справки о кадровых ресурсах), соглашение о коллективном участии  от 17.06.2022, суды согласились с выводами Управления о том, что в  рассматриваемом случае коллективный участник закупки при суммировании 


количественных параметров соответствовал требованиям конкурсной  документации. Основания для отклонения заявки ООО «СБ «Регион» от участия  в конкурсе у закупочной комиссии заказчика по данному основанию  отсутствовали. Кадровый ресурс ООО «ИНБРЭС» закупочная комиссия  заказчика не оценивала. 

При этом суды учли позицию, изложенную в пункте 14 Обзора судебной  практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  16.05.2018, в соответствии с которой, если участником закупки выступает  несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке,  должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно  взятому ее участнику. Обратное не отвечает цели коллективного участия в  закупке несколькими лицами в составе группы лиц и ставит эту группу лиц в  неравное положение с отдельным участком закупки, показатели опыта работ  которого суммируются. 

При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судов о том, что  примененный комиссией Общества подход к рассмотрению заявки  коллективного участника противоречит принципам равноправия,  справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений  конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные пунктом 2  части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. 

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что  оспариваемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем  отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований. 

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений  законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют  о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных  актов, не установлено. 

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел  оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2023 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023  по делу № А21-9071/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу  акционерного общества «Россети Янтарь» – без удовлетворения. 

Председательствующий Е.А. Аникина
Судьи О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая