ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-9255/2022 от 07.11.2023 АС Северо-Западного округа

881/2023-76546(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Лущаева С.В., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Альфа Трейд  Логистика» директора Котова А.М. (паспорт) и представителя Ключко И.А.  (доверенность от 30.12.2022), 

рассмотрев 07.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской  области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.04.2023  и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  26.07.2023 по делу № А21-9255/2022, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Трейд Логистика»,  адрес: 236040, г. Калининград, ул. Университетская, д. 2Г, пом. 22,  ОГРН 1213900000093, ИНН 3906398058 (далее - Общество), уточнив  требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд  Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий  (бездействия) Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской  области, адрес: 236017, Калининград, Каштановая аллея, д. 28,  ОГРН 1043902500069, ИНН 3905012784 (далее - Управление), по невозврату  денежных средств в сумме 32 050 000 руб., внесенных в обеспечение  исполнения обязательства об использовании специальных марок и оплате  акциза на реализованную табачную продукцию. 

Решением суда от 17.04.2023, оставленным без изменения постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2023, заявление  удовлетворено. 

В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное  применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов  представленным доказательствам, просит отменить решение от 17.04.2023 и  постановление от 26.07.2023, принять по делу новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявленных требований. 

Податель кассационной жалобы считает ошибочным вывод судов о  наличии оснований для возврата суммы обеспечения. Управление указывает,  что Обществом были нарушены установленные сроки для уплаты акциза и  уничтожения неиспользованных специальных марок, а, следовательно,  отсутствуют основания для возврата суммы обеспечения в связи с  невыполнением условий, установленных Правилами изготовления специальных  марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета,  идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок (утверждено 


Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 № 27)  (далее - Правила). 

В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные  акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а  кассационную жалобу - без удовлетворения. 

От Управления поступило ходатайство о рассмотрении кассационной  жалобы в отсутствие представителя. 

Представитель Управления в судебное заседание не явился, что не  является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. 

В судебном заседании представители Общества возражали против  удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.09.2021  Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче специальных  марок. 

По платежному поручению от 17.09.2021 № 449 на счет Управления,  открытый в Управлении Федерального казначейства по Калининградской  области, Обществом перечислена сумма обеспечения в размере  32 050 000 руб. 

По результатам рассмотрения указанного заявления и представленных  документов 08.10.2021 Управлением Обществу выданы специальные марки в  количестве 500 000 штук. 

В период с 22.02.2022 по 23.03.2022 Общество оплатило начисленную  сумму акциза в размере 32 691 630 руб. 

Письмом от 29.03.2022 № 12/11/07873 Управление сообщило Обществу о  том, что 12.04.2022 налоговый орган направит представителя для участия при  проведении налогоплательщиком уничтожения неиспользованных специальных  марок на табачные изделия. 

Письмом от 19.04.2022 № 12-11/10034 Управление сообщило о  перечислении 11.04.2022 суммы обеспечительного платежа в федеральный  бюджет из-за нарушений срока уплаты акциза. 

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в  суд с настоящим заявлением. 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их  совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ, суд  первой инстанции, руководствуясь положениями статей 181, 204 Налогового  кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пунктов 3 - 6 Правил, пришел к  выводу о наличии оснований для возврата Обществу обеспечительного  платежа, незаконности действий (бездействия) Управления по невозврату  денежных средств. 

Суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 268 АПК РФ 


повторно рассмотрев дело, оценив представленные доказательства,  исследовав позиции сторон, не нашел оснований для удовлетворения  апелляционной жалобы Управления, отмены или изменения решения суда. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной  жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам  дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены  обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. 

В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 181 НК РФ табачная  продукция признается подакцизным товаром. 

В силу пункта 3 статьи 204 НК РФ уплата акциза при реализации (передаче)  налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится  исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший  налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим  налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 204 НК РФ

Согласно статье 18 «ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного  союза. Технический регламент на табачную продукцию» (утвержден Решением  Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107), на  потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные  (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их  подделки и повторного использования (далее - марки). 

Требования к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки  табачной продукции и их цена устанавливаются Правительством Российской  Федерации. 

Изготовление специальных (акцизных) марок, их приобретение  изготовителем и (или) импортером табачной продукции, маркировка ими  табачной продукции, учет и уничтожение поврежденных специальных  (акцизных) марок, а также их идентификация осуществляются в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации. 

Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без  маркировки специальными (акцизными) марками не допускается. 

В соответствии с пунктами 3 - 6 Правил специальные марки приобретаются  лицами, осуществляющими производство табачной продукции (далее -  производители табачной продукции), на условиях предварительной оплаты  указанных марок в территориальных налоговых органах (управлениях  Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации или  межрегиональных инспекциях Федеральной налоговой службы по крупнейшим  налогоплательщикам) по месту осуществления производства табачной  продукции. 

В соответствии с пунктом 4(1) Правил обязательство об использовании  специальных марок должно предусматривать осуществление производителем  табачной продукции в течение 6 месяцев с даты представления указанного  обязательства следующих действий: 

а) нанесение на табачную продукцию специальных марок в соответствии с  Правилами и реализация такой табачной продукции либо представление в  налоговый орган в отношении нереализованной табачной продукции  обязательства по ее реализации в течение 6 месяцев со дня его представления,  а также документов, подтверждающих обеспечение в соответствии с Правилами  исполнения указанного обязательства; 

б) уплата акцизов на реализованную табачную продукцию, срок уплаты  которых наступил; 

в) уничтожение в присутствии должностного лица территориального 


налогового органа неиспользованных специальных марок и (или) специальных  марок, поврежденных в процессе хранения у производителя табачной  продукции или при нанесении на табачную продукцию, а также специальных  марок, нанесенных на табачную продукцию, не соответствующую требованиям  Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию»,  технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на  табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014) и подлежащую уничтожению  производителем табачной продукции; 

г) представление в налоговый орган, выдавший специальные марки, отчета  об использовании выданных специальных марок. 

Согласно пункту 4(2) Правил обеспечение исполнения обязательства об  использовании специальных марок осуществляется путем перечисления  производителем табачной продукции денежных средств на счет для учета  операций со средствами, поступающими во временное распоряжение  территориального налогового органа, открытый в территориальном органе  Федерального казначейства, или предоставления банковской гарантии,  выданной банком, представляемой одновременно с заявлением о выдаче  специальных марок. 

Пунктом 4(6) Правил установлено, что в случае, если производитель  табачной продукции не исполнил одно из действий, указанных в пункте 4(1)  Правил, сумма обеспечения исполнения обязательства об использовании  специальных марок перечисляется со счета для учета операций со средствами,  поступающими во временное распоряжение территориального налогового  органа, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, в  федеральный бюджет. 

Согласно пункту 4(8) Правил в случае исполнения производителем  табачной продукции всех действий, предусмотренных обязательством об  использовании специальных марок, денежные средства, перечисленные в  качестве обеспечения исполнения обязательства об использовании  специальных марок, засчитываются и (или) возвращаются территориальным  налоговым органом производителю табачной продукции в соответствии с  порядком зачета и (или) возврата денежных средств, перечисленных в качестве  обеспечения обязательства об использовании специальных марок. 

Руководствуясь приведенными положениями, принимая во внимание  правовую природу и цели обеспечения, установленного Правилами, суды  пришли к выводу, что в рассматриваемом случае обеспечительный платеж  подлежит возврату, поскольку Общество произвело уплату суммы акциза в  полном размере, произвело уничтожение в присутствии должностного лица  территориального налогового органа неиспользованных специальных марок. 

Суды пришли к выводу, что несвоевременная уплата акциза сама по себе  не может рассматриваться в качестве основания невозвращения  обеспечительного платежа. Применительно к рассматриваемому вопросу  нарушение срока совершения действий, предусмотренных Правилами, не может  быть квалифицировано как несовершение действий. 

Суды также приняли во внимание, что иной подход фактически приводит к  двойной уплате суммы акциза, нарушению прав и законных интересов  Общества. 

Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не находит.
Нормы Правил в отношении суммы обеспечения применены судами верно.

Доводы кассационной жалобы Управления подлежат отклонению, поскольку  исходят из ошибочного толкования положений Правил. 

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены 


судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле  доказательств, нормы материального права применены правильно,  процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ,  не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены  обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.04.2023 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2023  по делу № А21-9255/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу  Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области - без  удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Лущаев

Судьи Е.С. Васильева 

С.В. Соколова