ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-9397/2021 от 07.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 апреля 2022 года

Дело №А21-9397/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2780/2022) общества с ограниченной ответственностью «БалтСтройИнвест» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2021 по делу № А21-9397/2021(судья А.В.Брызгалова), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «БалтСтройИнвест»

к Министерству природных ресурсов и экологии калининградской области

о признании недействительным предписания

установил:

общество с ограниченной ответственностью «БалтСтройИнвест» (далее– ООО «БалтСтройИнвест», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Министерство) №123 от 27.05.2021.

Решением суда от 14.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать недействительным оспариваемое предписание Министерства. Податель жалобы ссылается на то, что предписание в отношении Общества выдано по прошествии 2,5 лет после того, как озеленение должно было быть произведено, что не соответствует критерию своевременности и нарушает права лица, в отношении которого выдано предписание.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области поступило обращение Администрации городского округа «Город Калининград» от 29.01.2021 № и-КГХ-1067 по вопросу выполнения компенсационного озеленения взамен вырубленных зеленых насаждений на земельном участке по Ленинскому проспекту г. Калининграда (КН 39:15:151411:126).

Указанный участок был предоставлен ООО «БалтСтройИнвест» для строительства объекта «Административно-деловой центр с подземной автостоянкой <...>».

В установленном порядке оформлен порубочный билет от 05.09.2017 № 206, разрешающий вырубку 20 деревьев и 27 кустарников, а также пересадку 2 кустарников, с условием компенсационного озеленения.

При рассмотрении обращения от 29.01.2021 № и-КГХ-1067 ведущим консультантом отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО2 выявлены нарушения законодательства в сфере использования, охраны, содержания и воспроизводства зеленых насаждений.

Министерством Обществу выдано предписание №123 от 27.05.2021 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым ООО «БалтСтройИнвест» предписано в срок до 01.10.2021 произвести компенсационное озеленение территории взамен зеленых насаждений, уничтоженных в результате пересадки по адресу: <...> (кадастровый номер земельного участка 39:15:151411:126).

Основанием для вынесения указанного предписания явились выводы Министерства о нарушении Обществом пунктов 1,5,6,8 статьи 6 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 100 «Об охране зеленых насаждений».

Не согласившись с указанным предписанием Министерства, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Статьей 1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений" установлено, что уничтожение зеленых насаждений - вырубка (снос), повреждение или выкапывание растений зеленых насаждений, повлекшее прекращение их роста или утрату экологических, декоративных и иных полезных свойств насаждений; компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.

Частью 2 статьи 4 Закона N 100 предусмотрено, что вырубка (снос) зеленых насаждений и/или пересадка зеленых насаждений на территории Калининградской области осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или пересадку зеленых насаждений, за исключением вырубки (сноса) и/или пересадки плодовых, ягодных, а также декоративных растений и иных насаждений на земельных участках, предназначенных для обслуживания индивидуального жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных земельных участках, земельных участках, расположенных на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.

Статьей 6 Закона N 100 предусмотрены основания проведения компенсационного озеленения:

1. Компенсационное озеленение проводится в обязательном порядке во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений, в том числе в случае повреждения или уничтожения зеленых насаждений в результате пересадки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, и должно обеспечивать сохранение установленного уровня озелененности населенного пункта, микрорайона (квартала), группы жилых домов.

2. Компенсационное озеленение проводится в соответствии с проектом компенсационного озеленения, утвержденным органом местного самоуправления в установленном им порядке до выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, и согласованным с Уполномоченным органом в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи.

В проект компенсационного озеленения включаются мероприятия по осуществлению воспроизводства зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных зеленых насаждений, предусмотренные проектной документацией, имеющей положительное заключение экспертизы проектной документации, либо согласованным в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектом рекультивации земель, в случае подготовки указанных документов лицами, в результате деятельности которых произошло повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений.

Утвержденный органами местного самоуправления проект компенсационного озеленения подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 календарных дней со дня его утверждения.

Информация об утвержденном органом местного самоуправления проекте компенсационного озеленения в течение 10 календарных дней со дня его утверждения направляется органом местного самоуправления в Уполномоченный орган.

3. В случаях, когда намечаемой деятельностью предусмотрено повреждение или уничтожение зеленых насаждений на площади свыше 100 кв. м, орган местного самоуправления предоставляет утвержденный им проект компенсационного озеленения на согласование в Уполномоченный орган. Порядок представления проекта компенсационного озеленения на согласование в Уполномоченный орган и порядок такого согласования устанавливаются Уполномоченным органом.

4. Компенсационное озеленение и разработка проекта компенсационного озеленения производятся за счет средств физических или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений.

5. Осуществление компенсационного озеленения организуют физические или юридические лица, в интересах или вследствие противоправных действий которых были повреждены или уничтожены зеленые насаждения, по согласованию с органами местного самоуправления, либо органы местного самоуправления в случае внесения физическими или юридическими лицами, в интересах или вследствие противоправных действий которых были повреждены или уничтожены зеленые насаждения, платы за компенсационное озеленение.

Плата за компенсационное озеленение взимается до выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений с учетом всех затрат на приобретение, высадку зеленых насаждений взамен поврежденных или уничтоженных и их содержание до возраста (состояния), обеспечивающего выполнение зелеными насаждениями их экологических, защитных, рекреационных, эстетических и декоративных свойств насаждений.

6. Компенсационное озеленение проводится в месте, определяемом проектом компенсационного озеленения, утвержденным органом местного самоуправления. В случае повреждения или уничтожения зеленых насаждений в границах населенного пункта компенсационное озеленение проводится на расстоянии не более 500 метров от места произрастания поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений, за исключением компенсационного озеленения, проводимого в случае повреждения или уничтожения зеленых насаждений при строительстве (реконструкции) линейных объектов.

Компенсационное озеленение, проводимое в случае повреждения или уничтожения зеленых насаждений в границах населенного пункта при строительстве (реконструкции) линейных объектов, производится в границах данного населенного пункта.

В целях определения проектом компенсационного озеленения места компенсационного озеленения информация о месте проведения компенсационного озеленения представляется органами местного самоуправления с учетом установленных абзацами первым и вторым настоящего пункта требований в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса от лиц, осуществляющих разработку проекта компенсационного озеленения.

7. Компенсационное озеленение проводится путем посадки зеленых насаждений равноценных или более ценных видов (пород) взамен уничтоженных или поврежденных, при этом количество высаживаемых деревьев, кустарников, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, не может быть меньше количества поврежденных или уничтоженных деревьев, кустарников, а площадь создаваемого газона, цветника не может быть меньше площади поврежденного или уничтоженного газона, цветника, естественного травяного покрова.

Количество высаживаемых при осуществлении компенсационного озеленения зеленых насаждений может быть менее количества уничтоженных зеленых насаждений в случаях вырубки кустарников, произрастающих на землях промышленности, находящихся за границами населенных пунктов, при условии, что общая стоимость высаживаемых насаждений составляет не менее суммы компенсационной стоимости уничтоженных зеленых насаждений.

8. Компенсационное озеленение проводится в срок, установленный проектом компенсационного озеленения, но не позднее одного года со дня выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, а в случае повреждения, уничтожения зеленых насаждений при осуществлении строительства реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства компенсационное озеленение проводится не позднее истечения срока действия разрешения на строительство.

9. Компенсационное озеленение не проводится в случае:

1) вырубки (сноса) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции зеленых насаждений, согласованным с Уполномоченным органом и утвержденным органом местного самоуправления в установленном им порядке;

2) осуществления рубок ухода, проводимых по результатам лесопатологического обследования;

3) вырубки (сноса) зеленых насаждений в целях ликвидации аварий, последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) вырубки (сноса) зеленых насаждений с целью восстановления нормативного светового режима в помещениях, затемняемых зелеными насаждениями, на основании экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы;

5) вырубки (сноса) зеленых насаждений по предписаниям главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Калининградской области об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения;

6) вырубки (сноса) зеленых насаждений в целях соблюдения установленных нормативов минимальных расстояний деревьев и кустарников от зданий, сооружений, инженерных сетей.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что выданный Обществу порубочный билет от 29.01.2021 № и-КГХ-1067 предусматривает обязанность ООО «БалтСтройИнвест» выполнить компенсационное озеленение не позднее одного года с момента вырубки.

В адрес Общества Комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» неоднократно направлялись письма о необходимости организовать работы по компенсационному озеленению.

Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что мероприятия по компенсационному озеленению Обществом так и не были выполнены.

С учетом изложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае Обществом нарушены условия разрешительной документации, а именно требований, содержащихся в бланке публичного билета 29.01.2021 № и-КГХ-1067, в связи с чем Министерством правомерно выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Доводы Общества об истечении сроков давности для принятия административных мер, направленных на побуждение ООО «БалтСтройИнвест» к произведению компенсационного озеленения, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены, посколькуположениями Закона N 294-ФЗ регламентирован срок составления акта проведенной проверки, тогда как срок вынесения по итогам проверки предписания не установлен.

Оспариваемое предписание Министерства не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания недействительным не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы и дополнений к ней доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 декабря 2021 года по делу № А21-9397/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «БалтСтройИнвест» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

Л.В. Зотеева