ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-9558/17 от 07.08.2018 АС Северо-Западного округа

876/2018-39624(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2018
Постановление в полном объеме изготовлено 10.08.2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Мирошниченко В.В., судей Бычковой Е.Н., 

ФИО1,

рассмотрев 07.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по  Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской  области от 12.01.2018 (судья Иванов С.А.) и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 (судьи Зайцева Е.К.,  Бурденков Д.В., Масенкова И.В.) по делу № А21-9558/2017, 

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в Арбитражный суд  Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы № 1 по Калининградской области, место нахождения: 236022,  Калининград, улица Мусоргского, дом 10А, ОГРН <***>, ИНН  <***> (далее - Инспекция), о признании незаконным решения от  17.07.2017 № 15747А об отказе в государственной регистрации общества с  ограниченной ответственностью «Техно» (далее - ООО «Техно») и о взыскании  с Инспекции убытков в размере 4000 руб. 

Решением суда от 12.01.2018, оставленным без изменения  постановлением суда апелляционной инстанции от 04.05.2018, заявленные  требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное  применение судами норм материального и процессуального права и  несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить  обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. 

Податель жалобы ссылается на то, что необходимым условием  проведения государственной регистрации является не только предоставление  полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации. 

Инспекция указала, что ФИО2 является участником и руководителем  значительного количества юридических лиц и, обращаясь с заявлением о  государственной регистрации ООО «Техно», одновременно подал заявление о  регистрации общества с ограниченной ответственностью «Технострой», указав  при этом один и тот же вид деятельности - «строительство жилых домов». 

Названное, по мнению Инспекции, свидетельствует об отсутствии у


Мохова А.А. намерения осуществлять реальную хозяйственную деятельность,  что свидетельствует об отклонении его действий от добросовестного  поведения, ожидаемого от участников соответствующих правоотношений. 

В отзыве на кассационную жалобу ФИО2 просит обжалуемые  судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и  месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное  заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК  РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как установлено судами, ФИО2 12.07.2017 представил в Инспекцию  заявление о государственной регистрации юридического лица - ООО «Техно». 

В ходе рассмотрения названного заявления Инспекция установила, что

ФИО2 является учредителем и руководителем еще трех организаций -  общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Техлед», ООО  «ГИК» и ООО «ЭДИСОН», деятельность которыми не ведется на основании  чего, пришла к выводу, что регистрация ФИО2 еще одной организации -  ООО «Техно» не имеет своей целью ведение финансово-хозяйственной  деятельности. 

Приняв во внимание установленные обстоятельства, Инспекция  решением от 17.07.2017 № 15747А отказала в государственной регистрации  ООО «Техно» на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального  закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). 

Считая данный отказ незаконным и необоснованным, ФИО2  обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Судами установлено, что ФИО2, действительно является  руководителем и единственным участником ООО «ГИК», ООО «Техлед» и ООО  «ЭДИСОН», при этом, согласно выпискам, представленным публичным  акционерным обществом «Сбербанк России» за периоды с 01.01.2014 по  01.10.2017 и с 01.01.2016 по 09.10.2017 ООО «ЭДИСОН» и ООО «ГИК»  осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. 

Указав на отсутствие в законодательстве Российской Федерации, в том  числе в Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от  08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», запрета  для одного и того же лица одновременно быть участником и руководителем  нескольких организаций, суды отклонили доводы Инспекции о том, что ФИО2 является «массовым» участником и руководителем юридических лиц. 

Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной  инстанции, пришел к выводу, что Инспекцией не доказан факт того, что ФИО2 не намерен осуществлять реальную хозяйственную деятельность с  использованием создаваемой организации, в связи с чем удовлетворил  заявление ФИО2 и признал решение Инспекции от 17.07.2017 № 15747А  незаконным. 

Изучив материалы дела и проверив доводы, изложенные в жалобе, суд  кассационной инстанции пришел к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и  иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, 


должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного  правового акта недействительным, решений и действий (бездействия)  незаконными. 

Согласно положениям части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность  доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта  закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия  оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),  наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие  оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий  (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия  оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение  или совершили действия (бездействие). 

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 51 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной  регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке,  предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.  Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении  данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается  только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации  юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица и  уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде. 

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией  юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении  изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого  государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом № 129-ФЗ. 

 В соответствии с правилами, установленными статьями 17 и 23 Закона   № 129-ФЗ, основанием для государственной регистрации юридического лица  является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю  необходимую достоверную информацию. 

В силу статьи 4 Закона № 129-ФЗ единый государственный реестр  юридических лиц является федеральным информационным ресурсом. 

В соответствии с пунктом «а» статьи 12 Закона № 129-ФЗ при  государственной регистрации создаваемого юридического лица в  регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о  государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным  Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной  власти, в котором заявитель подтверждает, что сведения, содержащиеся в этих  учредительных документах, иных представленных для государственной  регистрации документах и заявлении о государственной регистрации,  достоверны. 


Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ  «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах,  является официальной и государственные органы обязаны обеспечить  достоверность и актуальность такой информации. 

 В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка  достоверности сведений, включаемых или включенных в единый  государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим  органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в  том числе посредством изучения документов и сведений, имеющихся у  регистрирующего органа. 

В силу пункта 4.4 названной статьи Закона № 129-ФЗ государственная  регистрация не может быть осуществлена в случае установления  недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются  осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред  другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное  заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав  (злоупотребление правом). 

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 1 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О  применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского  кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как  добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения,  ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и  законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в  получении необходимой информации. 

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не  только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по  инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий  участника гражданского оборота от добросовестного поведения. 

В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение  обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном  поведении, даже если стороны на них не ссылались. 

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон,  суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий  такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью  или частично. 

В данном случае суды, указав на недоказанность Инспекцией отсутствия у  ФИО2 намерения осуществлять реальную хозяйственную деятельность с  использованием создаваемой организации, в то же время не дали надлежащей  оценки доводам Инспекции о том, что ФИО2, являясь учредителем и  руководителем ряда уже зарегистрированных организаций, одновременно  подал заявления о государственной регистрации ООО «Техно» и 

ООО «Технострой», а также об отсутствии финансово-хозяйственной  деятельности уже зарегистрированной организации (ООО «Техлед»), что в  совокупности, по мнению Инспекции, свидетельствует об отклонении действий  ФИО2 от добросовестного поведения, ожидаемого от участников  соответствующих правоотношений. 

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к  выводу, что в данном случае судами установлены не все существенные для  настоящего дела обстоятельства, доводы Инспекции не получили надлежащей 


оценки судов, в связи с чем, обжалуемые решение и постановление в силу  части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, а дело — направлению на новое  рассмотрение в суд первой инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, с  учетом характера спорного правоотношения дать надлежащую правовую оценку  всем доводам лиц, участвующих в деле. 

В силу части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей  дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов  разрешается судом, вновь рассматривающим дело. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 и  290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2018 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018  по делу № А21-9558/2017 отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд  Калининградской области. 

Председательствующий В.В. Мирошниченко
Судьи Е.Н. Бычкова

ФИО1