ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А22-1361/2018
30 августа 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.06.2018 года по делу № А22-1361/2018 (судья Челянов Д.В.),
по исковому заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия
к бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Национальный архив» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании финансовых санкций за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах в размере 500 руб.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия – ФИО1 по доверенности от 17.07.2017,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республика Калмыкия (далее – пенсионный фонд, управление) обратилось в арбитражный суд с иском к бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Национальный архив» (далее – учреждение, ответчик) с требованием о взыскании финансовых санкций за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах в размере 500 руб. 00 коп. на основании решения от 23.10.2017 № 006S19170002555.
Решением от 13.06.2018Арбитражный суд Республики Калмыкия отказал в удовлетворении требований заявителя. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях учреждения состава правонарушения, установленного статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Не согласившись с решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что срок представления сведений после получения уведомления истек 03.05.2017 года. Ответчик представил сведения 04.05.2017 года. При таких фактических обстоятельствах имело место нарушение пятидневного срока представления исправленных сведений.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителя предпринимателя, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в обоснование заявленных требований управление представило акт от 25.09.2017 № 006S18170002339 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; решение от 23.10.2017 № 006S19170002555 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; требование об уплате финансовых санкций.
Учреждение, являясь страхователем, 01.12.2016 года представило в управление сведения о 41 застрахованном лице по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года.
04.05.2017 г. ответчик представил управлению «дополняющую» форму по телекоммуникационным каналам связи на одного застрахованного лица, не указанного в ранее представленной «исходной» форме отчета.
25.09.2017 управлением составлен акт № 006S18170002339 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с решением от 23.10.2017 № 006S19170002555 учреждение привлечено к финансовой ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года.
В связи с неисполнением страхователем требования, управление обратилось в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно абзаца 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Пунктом 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять в территориальный орган ПФР о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно разделу 3 «Тип формы» страхователь выбирает один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм». Код «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период. Код «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период. Код «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.
Абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 данного Федерального закона.
За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность страхователя в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
По смыслу нормы абзаца третьего ст. 17 Закона № 27-ФЗ: под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В соответствии с п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, (далее – Инструкция) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Исходя из конструкции нормы ст. 17 Закона № 27-ФЗ, срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Для представления корректирующих сведений страхователю Инструкцией установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Закон № 27-ФЗ и Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, сама по себе корректировка страхователем данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Приведенные пункты Инструкции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, не раскрывают понятия ошибки, к которой может относиться и неполнота (отсутствие) необходимых сведений, тем более что ответственность по статье 17 Закона № 27-ФЗ наступает, в том числе именно за неполноту и (или) недостоверность предоставляемых сведений, которые могут быть исправлены (дополнены, уточнены) страхователем в силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ.
Данная позиция согласуется с Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ».
Так, в Письме указано, что, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Как видно из материалов дела, первоначально ответчиком в установленный законодательством срок – 01.12.2016 (то есть не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) в Пенсионный фонд были направлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года.
Управлением не оспаривается, что 04.05.2017 ответчик, самостоятельно выявив отсутствие в «исходной» форме СЗВ-М за ноябрь 2016 г. сведений об одном застрахованном лице, направил в управление «дополняющую» форму на одного застрахованного лица, не указанного в ранее представленной «исходной» форме отчета, по телекоммуникационным каналам связи.
Материалами дела подтверждается, что исходные сведения о застрахованных лицах за ноябрь 2016 года направлены учреждением в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена последним путем направления дополняющих сведений, в рассматриваемом случае, учитывая обстоятельства выявления управлением факта непредоставления страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВМ за ноябрь 2016 года после исправления соответствующих сведений, у Фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку вина учреждения отсутствует в связи с реализацией последним права на исправление ранее поданных сведений.
При этом, исходя из положений Закона № 27-ФЗ и Инструкции, срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую форму СЗВ-М, не установлен, при этом установлено, что такие сведения могут быть поданы в течении двух недель с момента обнаружения страхователем ошибок либо с момента указания управлением на эти ошибки.
Изложенная правовая позиция подтверждается определениями Верховного суда Российской Федерации от 13.02.2018 № 302-КГ17-22454, от 15.03.2018 № 306-КГ18-652, от 12.03.2018 № 306-КГ18-91, от 12.03.2018 № 306-КГ18-170.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок представления сведений после получения уведомления истек 03.05.2017 года, а ответчик представил сведения 04.05.2017 года, то есть имело место нарушение пятидневного срока представления исправленных сведений, подлежит отклонению, так как обязание учреждения представить дополнительные сведения не позднее пяти рабочих дней противоречит нормам Закона № 27-ФЗ и Инструкции, которые предусматривают двухнедельный срок на подачу таких сведений.
Кроме того, по общим правилам исчисления процессуальных сроков следует, что течение такого срока начинается после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ч. 3 ст. 113 АПК РФ, ст. 107 ГПК РФ), то есть пятидневный срок предоставленный управлением учреждению для подачи дополнительных сведений уведомлением от 26.04.2017 начинает исчисляться с 27.04.2017. При этом в процессуальные сроки исчисляемые днями не включаются выходные и праздничные нерабочие дни, что также указано самим управлением в уведомлении о необходимости предоставления сведений в течении пяти рабочих дней.
Таким образом, пятидневный срок подачи указанных управлением сведений начинает исчисляться с 27.04.2017 и с учетом выходных и праздничного нерабочего дня 01.05.2017 (согласно производственному календарю за 2017 год) заканчивался 04.05.2017.
Управлением и материалами дела подтверждается факт подачи учреждением спорных сведений 04.05.2017, то есть в пределах пятидневного срока указанного управлением.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.06.2018 года по делу № А22-1361/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Параскевова
Судьи Л.В. Афанасьева
О.В. Марченко