ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А22-1788/2023 от 07.11.2023 АС Республики Калмыкия



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. <***>, факс: <***>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки






Дело № А22-1788/2023
10 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2023 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего
Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Егорченко И.Н. при ведении протокола судебного
заседания секретарем Денисовым В.О., с участием от заявителя – общества с ограниченной
ответственностью «Мясокомбинат «Аршан» – ФИО1 (доверенность от 04.05.2023), в
отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия
на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.08.2023 по делу
№ А22-1788/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат «Аршан» (далее –
общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа
Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее
– министерство), формализованного в письме от 29.05.2023 № ВХ-01/1-07-4314 в
исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 08:14:040103:91 из
Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень), утвержденного приказом от
13.12.2021 № 163-од и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 04.08.2023 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство ставит вопрос о законности и



обоснованности принятого судебного акта. В обоснование жалобы министерство ссылается
на то, что исходя из требований статьи 378.2 Налогового кодекса спорный объект
правомерно включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год. Согласно
сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект является
административным зданием.
В отзыве общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал возражения,
изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Иные участвующие в деле лица, явку
представителей не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы
(часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,
заслушав представителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что
апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит
здание (строение, сооружение) с кадастровым номером 08:14:040103:91, расположенное на
земельном участке с кадастровым номером 08:14:050203:1117, по адресу: г. Элиста,
п. Аршан.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный
участок с кадастровым номером 08:14:050203:1117 имеет вид разрешенного использования
«под производственную базу».
Приказом министерства от 13.12.2021 № 163-од на 2022 год определен перечень
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, в состав которого включено принадлежащее обществу здание.
Сообщением Управления Федеральной налоговой службы по Республики Калмыкия
от 27.05.2023 № 2979437 обществу начислен налог на имущество за 2022 год в размере
394 799 рублей.
05 мая 2023 года общество обратилось в министерство с заявлением об исключении
из Перечня принадлежащего ему на праве собственности здания с кадастровым номером
08:14:040103:91.
Министерство письмом от 29.05.2023 № ВХ-01/1-07-4314 отказало обществу в
удовлетворении заявления. Решение министерства мотивировано тем, что в соответствии со
сведениями, содержащимися в Едином государственном реестра недвижимости, здание
имеет наименование «административное», тем самым предназначено для использования в
целях административного назначения.



Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в
арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой
инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых
актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих
публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый
ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону
или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на
них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,
решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,
должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку
оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий
(бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому
акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли
оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также
устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и
законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных
актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо
наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их
закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов
заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приказом министерства от 13.12.2021 № 163-од «Об определении перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2022 год» утверждена кадастровая стоимость на 2022 года, в том
числе в отношении спорного объекта недвижимости.
В соответствие с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы



налогообложения, пункта 10 статьи 346.43 НК РФ применение патентной системы
налогообложения и пункта 4 статьи 346.26 применение системы облагаемой единым
налогом на вмененный доход индивидуальными предпринимателями предусматривает их
освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в
отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за
исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц,
включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового
периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества,
указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая
база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту
Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте
субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет".
В силу пункта 5.5 Положения о Министерстве по земельным и имущественным
отношениям Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства
Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 года № 65, министерство определяет вид
фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных
на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется
как их кадастровая стоимость, определяет перечень объектов недвижимого имущества,
расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), направляет Перечень в
электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике
Калмыкия, размещает Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте
Правительства Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» (пп. 5.5 введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от
15.02.2016 № 45).
В силу статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признается недвижимое
имущество.
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая
стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в



отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая
стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая
применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных
статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база
определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая
стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества,
признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые
центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное
использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в
Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых
объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые
фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов
общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи
административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание
(строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким
собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов
разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий
делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически
используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При
этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в
целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение,
разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20
процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со
сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или
документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости
предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая
централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное
оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового,



административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20
процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как следует из представленных материалов дела, принадлежащее обществу спорное
здание (строение, сооружение) с кадастровым номером 08:14:040103:91 расположено на
земельном участке с кадастровым номером 08:14:050203:1117, вид разрешенного
использования которого, по сведениям Единого гос4ударствтенного реестра недвижимости,
- «под производственную базу». Указанный земельный участок Общества расположен в
производственно-коммунальной зоне пятого типа (П-5).
В соответствии со статьей 32 Правил землепользования и застройки г. Элисты,
утвержденных решением Элистинского городского собрания от 27.12.2010 № 1, одним из
основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и
земельных участков, отнесенных к Производственно-коммунальной зоне пятого типа (П5),
являются объекты капитального строительства и виды использования земельных участков,
отнесенные действующими санитарными нормами к объектам с санитарно-защитной зоной
1000 м и менее, со вспомогательным видом разрешенного использования - под
административно-бытовые здания.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ
вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы
только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным
видам использования и осуществляются совместно с ними.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка (ни основной,
ни вспомогательный), на котором расположено спорное здание, не предусматривает
возможность размещение на нем офисных зданий делового, административного и
коммерческого назначения.
Данный земельный участок, расположенный в производственно-коммунальной зоне
пятого типа (П-5), отнесен действующими санитарными нормами к объектам с санитарно-
защитной зоной 1000 м. и менее.
Санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования
территорий (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ) и по своему
функциональному назначению являются защитным барьером, обеспечивающим уровень
безопасности населения при эксплуатации промышленных объектов, в штатном режиме
(пункт 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Положениями пункта 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и



санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-
защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые
дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и
домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки,
коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие
территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные
сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-
профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Таким образом, нахождение принадлежащего обществу земельного участка в
производственно-коммунальной зоне с санитарно-защитной зоной исключает возможность
строительства и использования на нем зданий административно-деловых центров, также
как размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого
назначения.
При этом, возможность размещения офисных зданий Правилами землепользования и
застройки г. Элисты, утвержденных решением Элистиского городского собрания от
27.12.2010 № 1, предусмотрена для объектов капитального строительства и земельных
участков с видом разрешенного использования объектов капитального строительства и
земельных участков - зоны общественно-деловой застройки.
На принадлежащем обществу земельном участке (в соответствии с видом его
разрешенного использования) допускается размещение зданий вспомогательного вида с
административно-бытовым
назначением,
что
не
тождественно
понятиям
«административное здание», «офисные здания делового, административного и
коммерческого назначения» либо «административно-делового центр».
Данные обстоятельства позволили суду сделать вывод о том, что спорный земельный
участок общества не предусматривает размещение на нем объектов недвижимости,
перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Как справедливо заключил суд первой инстанции, общество не осуществляет
финансово-хозяйственную деятельность и в целях делового, административного или
коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) бытового обслуживания объект недвижимости – здание
(строение, сооружение) с кадастровым номером 08:14:040103:91 обществом фактически не
используется. Доказательств обратного министерством в материалы дела не представлено.
Из материалов дела не следует, что министерством проведены мероприятия по
обследованию принадлежащего обществу спорного здания с целью определения вида его
фактического использования для включения в Перечень на 2022 год.



Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Калмыкия
от 21.06.25022 по делу № А22-3183/2021 спорное здание с кадастровым номером
08:14:040103:91 исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018, 2019, 2020 и
2021 годы.
В указанном судебном акте дана оценка зданию с кадастровым номером
08:14:040103:91, в котором сделан вывод о том, что оно по своим характеристикам не
отвечает критериям, установленными статьей 378.2 НК РФ.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом
арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при
рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по
правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
установил, что спорное здание, принадлежащее обществу на праве собственности, не
соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ, в связи с чем подлежит
исключению из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, на основании чего
оспариваемый отказ министерства в исключении из Перечня спорного здания, изложенный
в письме от 29.05.2023 № ВХ-01/1-07-4314, верно признан судом незаконным.
Ссылка подателя жалобы на то, что согласно сведениям из Единого
государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости является
административным зданием с видом разрешенного использования земельного участка, на
котором расположен спорный объект недвижимости, является вид разрешенного
использования «под производственную базу», не принимается во внимание судом
апелляционной инстанции, поскольку из представленных в материалы дела доказательств
следует, что общество не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и в целях
делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания
объект недвижимости – здание (строение, сооружение) с кадастровым номером
08:14:040103:91.
Доказательства, опровергающие установленные судом первой инстанции по делу
обстоятельства, заявителем жалобы не представлены.
Вопреки доводам жалобы, спорный объект не подлежит включению в спорный
перечень, так как не отвечает ни одному из установленных частью 3 статьи 378.2 НК РФ



условий.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения по доводам жалобы,
относящимся к существу рассмотренного судом спора, отсутствуют, поскольку они не
опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку
исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств.
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для
отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на
установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном
применении норм материального и процессуального права.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает
апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием
для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.08.2023 по делу
№ А22-1788/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через
арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий





Е.Г. Сомов

Судьи:








И.А. Цигельников











И.Н. Егорченко