ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
31 января 2019 года Дело № А22-2761/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной статистики Астраханской области и Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.11.2018 по делу №А22-2761/2018 (судья Челянов Д.В.)
по заявлению производственного кооператива «Строитель» (ИНН <***> ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной статистики Астраханской области и Республике Калмыкия (ИНН <***>, ОГРН <***>),
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы государственной статистики Астраханской области и Республике Калмыкия – ФИО1 по доверенности от 10.01.2019;
от ПК «Строитель» – ФИО2 по доверенности от 22.02.2018; ФИО3 по паспорту,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.11.2018 удовлетворено заявление производственного кооператива «Строитель» (далее – ПК «Строитель», кооператив) к Управлению Федеральной службы государственной статистики Астраханской области и Республики Калмыкия об оспаривании постановления от 08.06.2018 №19/01/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Судебный акт мотивирован тем, что несмотря на отсутствие сведений об кооперативе в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в момент вынесения оспариваемого постановления, у заявителя обязанность представлять форму статистического наблюдения отсутствует.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления кооператива, ссылаясь на несоответствие выводов решения фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что на момент вынесения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения об кооперативе отсутствовали, что, исключало возможность установления статуса как малого предприятия.
Кооператив в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители управления и коператива поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с непредставлением кооперативом в установленные сроки сведений по форме статистического наблюдения № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы» за январь – март 2018 года (срок представления – 20.04.2018) 25.05.2018 административным органом по выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19. КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 08.06.2018 N 19-01-2018 о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, кооператив обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение).
В силу пункта 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы государственной статистики от 30.08.2017 № 562 "«Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы".
В силу указанного Приказа форму N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы" представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности, территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу не позднее 20 числа после отчетного периода.
В соответствии с Приказом Росстата от 20.11.2015 № 557 «О доведении территориальными органами Росстата до респондентов форм федерального статистического наблюдения» подготовка перечня респондентов, в отношении которых в отчетном году будут проводиться федеральные статистические наблюдения осуществляется на основе баз данных Статистического регистра хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (далее - Статистический регистр Росстата).
В соответствии с пунктами 1.8 и 2.7 «Методологических положений по учету и идентификации хозяйствующих субъектов в Статистическом регистре Росстата», утвержденных приказом Росстата от 12.12.2016 № 786 Росстат ежемесячно осуществляет на федеральном уровне актуализацию сведений о хозяйствующих субъектах в части включения информации о категории предприятия по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЕРМСП).
Критерии (условия) для получения потенциальными субъектами статуса субъекта малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
Как указано в части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований, предусмотренных пунктом 1 части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ (к которым относится требование, изложенное в подпункте «а» названного пункта- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего 10 предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в» - «д» настоящего пункта);
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;
б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 120 млн. рублей;
- малые предприятия - 800 млн. рублей;
- средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Как следует из материалов дела, кооператив является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, осуществляет деятельность в сфере производства продукции животноводства.
Заявитель утверждает, что им соблюдены все условия, в связи с чем, он является субъектом малого предпринимательства. В материалы дела представлены: годовой доход кооператива за последние два года, бухгалтерская отчетность, сданная в налоговый орган (т. 1, л.д. 24-37), а также сведения о среднесписочной численности работников (т. 1, л.д. 23). Кроме того, согласно справке из ГУ УПФР в Приютненском районе РК в 2014-2016 гг. ПК «Строитель» не использовал наёмных работников (т. 1, л.д. 37). Кроме этого, начиная с 01.01.2009 года в соответствии с пп.4 п.1 ст.32 Налогового Кодекса РФ ПК «Строитель» переведен на упрощенную систему налогообложения (УСН), что подтверждается информационным письмом МРИ ФНС №1 от 02.07.2018 года исх. №120 (т. 1, л.д. 38).
Достоверность представленных кооперативом документов Управлением по существу не опровергалась. В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ административный орган не представил доказательств того, что кооператив не соответствует какому-либо из перечисленных в Федеральном законе N 209-ФЗ критериев.
Доводы управления о том, что кооператив согласно общедоступным сведениям не внесен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, судом отклоняются.
Действительно, в силу части 1, 4 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи.
Однако из содержания данных норм не следует, что лицо становится субъектом малого предпринимательства с момента включения в реестр.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что несмотря на отсутствие сведений об Обществе в реестре в момент вынесения оспариваемого постановления, у заявителя обязанность представлять форму статистического наблюдения отсутствует.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив требования Общества об отмене постановления 08.06.2018 №19/01/2018, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.11.2018 по делу № А22-2761/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.У. Семенов
Судьи Л.В. Афанасьева
С.А. Параскевова