ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А22-880/2023 от 12.12.2023 АС Республики Калмыкия



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А22-880/2023
18.12.2023

Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2023.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего  судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в режиме веб- конференции, при участии представителя Администрации Целинного Районной  муниципального образования Республики Калмыкия – ФИО1  (доверенность б/н от 17.01.2023), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих  в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул.  Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу  Администрации Целинного Районной муниципального образования Республики  Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.09.2023 по делу   № А22-880/2023 (судья Джамбинова Л.Б.) по исковому заявлению Республиканской  службы финансово-бюджетного контроля УФК по Республике Калмыкия (ОГРН  <***>, ИНН <***>) к Администрации Целинного Районной  муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН <***>, ИНН  <***>) о взыскании причиненного ущерба бюджету Республики Калмыкия в  общем размере 603900р, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований  относительно спора: ФИО2 (359180, <...>), Администрация Троицкого сельского муниципального  образования Республики Калмыкия (ОГРН <***>, ИНН <***>),  Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (ОГРН <***>, ИНН  <***>), 


УСТАНОВИЛ:

Республиканская служба финансово-бюджетного контроля (далее – истец, Служба)  обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением о  взыскании с Администрации Целинного районного муниципального образования  Республики Калмыкия (далее – ответчик, Администрация) сумму финансовых средств,  использованных не по целевому назначению в размере 603900р. 

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные  требования относительно предмета спора, привлечены: третьи лица ФИО2; Администрация Троицкого сельского муниципального образования  Республики Калмыкия; Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия  (ОГРН <***>, ИНН <***>). 

 Решением суда от 28.09.2023 исковые требования удовлетворены, с  Администрации в пользу Службы взысканы денежные средства в сумме 603900р. 

Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась с  апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его  необоснованность. 

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим  файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте  суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии  положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Служба, ФИО3, Администрация Троицкого сельского муниципального  образования Республики Калмыкия, Министерство сельского хозяйства Республики  Калмыкия явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и  месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей  156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено  в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле. 

В судебном заседании представитель Администрации поддержал позицию,  изложенную в апелляционной жалобе. 

Изучив материалы дела, доводы представителя Администрации, суд считает, что  апелляционная жалоба подлежит удовлетворению. 

Службой в Целинном районном муниципальном образовании Республики  Калмыкия проведена выездная проверка целевого и эффективного использования  субвенций и субсидий, из республиканского бюджета на реализацию государственных 


программ в 2018 году и в 1 полугодии 2019 года. В ходе контрольных мероприятия  было выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 603900р,  предоставленное получателю социальной выплаты - Аршеевой Т.Н. 

На запрос Службы получен ответ Администрации от 03.12.2019 № 1251, из  содержания которого следует, что по причине подачи заявления от ФИО2,  последняя была снята с учета граждан нуждающихся в жилом помещении от  26.02.2016, в связи с участием в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на  2014-2017гг. и на период до 2020 года». 

По мнению Службы, ФИО2 с 26.02,2016 снята с учета граждан в качестве  нуждающейся в жилом помещении на основании собственного заявления,  следовательно в 2018 году у нее отсутствовали основания для получения социальной  выплаты. Таким образом, в связи с несоблюдением условий предоставления  социальной выплаты получателем социальной выплаты ФИО2, привело к  нецелевому использованию бюджетных средств в сумме 603900р. 

Администрация за нецелевое использование бюджетных средств была  привлечена Службой к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ,  наложено наказание в виде штрафа в размере 30195р, постановление не обжаловалось,  штраф оплачен. 

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный  кодекс) установлен принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов  участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных  полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с  использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств. 

Статьей 38 Бюджетного кодекса установлен принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и  лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств  с указанием цели их использования. 


Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования  бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162  Бюджетного кодекса). 

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской  Федерации (Гражданский кодекс) под убытками понимаются расходы, которые лицо,  чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления  нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также  неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях  гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). 

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами  некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик  является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также  факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2  статьи 15 Гражданского кодекса). 

Как отмечалось ранее, истец просит взыскать с ответчика убытки, связанные с  нецелевым использованием ответчиком бюджетных денежных средств, выделенных в  ФИО2 в качестве социальной выплаты. 

Нецелевым использованием бюджетных средств является использование  бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения,  определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о  бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым  основанием их получения. 

Таким образом, разрешая спор, суду надлежит проверить наличие в действиях  Администрации признаков расходования средств, выделенных на социальную выплату  ФИО2, не по назначению 

Как указывалось ранее, истцом проведена проверка в отношении ответчика на  предмет соблюдения бюджетного законодательства, по результатам которой, был  установлен факт расходования бюджетных средств на предоставление ФИО2  социальной выплаты. 

Вступившим в законную силу решением Целинного районного суда Республики  Калмыкия от 28.09.2020 по исковому заявлению Администрации к ФИО2 по  делу № 2-212/2020 установлено, что ФИО2 действительно 25.01.2016 подала  заявление на имя главы Троицкого СМО РК ФИО4 о снятии ее с учета  нуждающихся в жилом помещении, но вместе с тем просила признать нуждающейся в  


жилом помещении для участия в программе ФЦП «Устойчивое развитие сельских  территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года». Пунктом 4.1 решения  жилищно-бытовой комиссии Администрации Троицкого СМО РК № 4 от 26.02.2016  Аршеева Т.Н. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях,  предоставляемых по договорам социального найма. Пунктом 4.2 этого же решения  Аршеева Т.Н. признана нуждающейся в жилом помещении для участия в ФЦП  «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года».  Согласно справке главы Троицкого СМО РК Бюрчиева С.П. от 03.12.2019 исх. № 1251  в адрес Республиканской службы финансово-бюджетного контроля были направлены  сведения о том, что по причине подачи заявления Аршеева Т.Н. была снята с учета  граждан, нуждающихся в жилых помещениях от 26.02.2016 в связи с участием в ФЦП  «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года»  с составом семьи - 4 чел., д/адрес: с. Троицкое, ул. Г.К. Жукова, 5. 

Также решением Целинного районного суда, апелляционным определением  Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от  03.12.2020 установлено, что ФИО2 26.02.2016 признана нуждающейся в жилом  помещении для участия в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 гг. и на период до 2020 года». 

Судебными актами по делу № 2-212/2020 не установлено нарушение условий  предоставления социальной выплаты получателем социальной выплаты - ФИО2 

Таким образом, Администрацией в адрес Службы при проведении проверки  была представлена неполная информация, в частности о том, что ФИО2  признана нуждающейся в жилом помещении. Соответственно Службой было вынесено  предписание, основанное на несоответствующих действительности сведениях, которое  послужило основанием для подачи в суд искового заявления. 

Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием  бюджетных средств признаётся направление средств бюджета системы Российской  Федерации оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или  частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной  росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо  иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных  средств. 

В рассматриваемом деле, Администрацией были предприняты исчерпывающие  действия по взысканию социальной выплаты в размере 603900р, однако вступившими в 


законную силу судебными актами судов общей юрисдикции по делу № 2-212/2020 во  взыскании указанной суммы отказано. 

Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции. Удовлетворяя  исковые требования, суд первой инстанции не принял во внимание доводы,  изложенные в отзыве ответчика, а именно обстоятельства, имеющие прямое отношение  к рассматриваемому делу и установленные решением Целинного районного суда  Республики Калмыкия от 28.09.2020 по делу № 2-212/2020. 

Цели ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на  период до 2020 года» достигнуты, ФИО2, как участник целевой программы,  получила выделенные денежные средства, что не может являться неэффективным,  нецелевым расходованием бюджетных средств. 

С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для  удовлетворения исковых требований Службы, в связи с чем решение суда первой  инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения  норм материального права.. 

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд 

 ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу – удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.09.2023 по делу   № А22-880/2023 отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через  арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий Цигельников И.А.

Судьи Егорченко И.Н.   Сомов Е.Г.